«Извлечь из мертвой буквы живой смысл.
Читать - это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное -
вот в чем главное».
К.Д.Ушинский
Цель: Способность формированию читательской грамотности, коммуникативной компетенции школьника через развитие его языковых способностей, творческого мышления, исследовательских умений, овладение культурой речевого общения.
Задачи:
- изучать осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками и т.д.);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении.
PISA: Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
PIRLS: Читательская грамотность - способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.
Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование - перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций - от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель.
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы следующие группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и т.д., как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов;
- характеристика героя;
- написание отзыва;
- написание сочинения и др.
Техники и приемы работы по формированию читательской грамотности.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много.
Работа с текстом до чтения |
Работа с текстом во время чтения |
Работа с текстом после чтения |
Прогноз по названию
|
Чтение вслух
|
Верные иневерныеутверждения
|
Пример заданий на нахождение и извлечение информации
После прочтения текста учащиеся выполняют задания:
Задание 1
- Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).
- Выберите наиболее подходящий тексту заголовок:
- Весной в лесу
- Срубленное дерево
- Лесной доктор (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).
- Экспонат для музея
- Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?
Задание 2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
Задание 3. Определи последовательность картинок, согласно содержанию текста.
Задание 4. Составь 5 вопросов «Почему?» по содержанию текста для своих одноклассников.
После прочтения текста учащиеся выполняют задания:
Задание 1
- Какая проблема описана в тексте? Выпиши слова, подтверждающие твой выбор.
- В каком предложении заключается основная мысль текста?
- Какие еще источники загрязнения ты знаешь?
- Какие меры по предотвращению ты знаешь? Что из этого выполняешь? («Дерево ответов»)
Задание 2. Напиши сочинение (составь брошюру и др.) по проблематике в данном тексте, приводя аргументы.
Задание 3. Восстанови текст, вставь пропущенные слова.
Пример заданий на осмысление и оценивание содержания и формы текста
После прочтения текста учащиеся выполняют задания:
Задание 1
- Выразительно прочитай текст и озаглавь его.
- Определите тему и главную мысль текста.
- Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
- Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.
Задание 2. Перед тобой 2 текста. Сравни их и заполни таблицу. («Судебное разбирательство»)
Критерий |
Аргумент «за» |
Аргумент «против» |
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
- Комплексный анализ текста
- Реконструкция текста
- Сложение целого текста из частей
- Поэтическая разминка
- Прием «Фишбоун»
- Прием «Тонкий и толстый вопрос»
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь - диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние - для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.
«Фишбоун» - это мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работы.
Фишбоун на уроках русского языка
Фишбоун на уроках литературы
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
|
|
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.
При использовании на уроках русского языка и литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Выводы:
- Умения читательской грамотности способствуют развитию критического и креативного мышления и коммуникации.
- Уроки с использованием новых приемов и технологий служат для формирования читательской грамотности.
- Развитие читательской грамотности способствует повышению качества образования по другим учебным предметам, а также при написании ВПР, сдаче итогового собеседования и ГИА.
- Благодаря формированию читательской грамотности, ученик становится самостоятельной успешной личностью, способной к взаимосотрудничеству, активному общению, творческой деятельности, решению проблем и т.д.
Прилагаю конспект открытого урока по литературе на тему: Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа - не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»), где использованы данные формы и методы работы с обучающимися.
Использованная литература
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. - М.: БЕК, 2011.
- Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013.
- Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
- Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.: Баласс, 2011, -128 с.
- Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы»https://paidagogos.com/ispolzovanie-priyoma-tolstyie-i-tonkie-voprosyi-na-urokah.html#i-4
- Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности»Железовская И. А. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/16266