Художественный текст как основа формирования коммуникативной компетенции, читательской грамотности обучающихся

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: художественный текст, читательская грамотность


«Извлечь из мертвой буквы живой смысл.
Читать - это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное -
вот в чем главное».
К.Д.Ушинский

Цель: Способность формированию читательской грамотности, коммуникативной компетенции школьника через развитие его языковых способностей, творческого мышления, исследовательских умений, овладение культурой речевого общения.

Задачи:

  • изучать осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками и т.д.);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • развивать потребность в чтении.

PISA: Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

PIRLS: Читательская грамотность - способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.

Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование - перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций - от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель.

Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы следующие группы умений:

  • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и т.д., как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

  • осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
  • пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов;
  • характеристика героя;
  • написание отзыва;
  • написание сочинения и др.

Техники и приемы работы по формированию читательской грамотности.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много.

Работа с текстом до чтения

Работа с текстом во время чтения

Работа с текстом после чтения

Прогноз по названию
Прогноз по ключевым словам
Мозговой штурм
Ориентация предвосхищения
Предваряющие вопросы
Батарея вопросов
Рассечение вопросов
Корзина идей
Дерево предсказаний

Чтение вслух
Чтение про себя с вопросами
Чтение с остановками
Чтение про себя с пометкой
Шесть шляп
Маркировка
Чтение в кружок и др.

Верные иневерныеутверждения
Тайм-аут
Синквейн
Кластер
Ключевые термины
Шапка вопросов
Ромашка Блума
Толстые и тонкие вопросы
Фишбоун
Пять «почему»
и др.

Пример заданий на нахождение и извлечение информации

После прочтения текста учащиеся выполняют задания:

Задание 1

  1. Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).
  2. Выберите наиболее подходящий тексту заголовок:
  3. Весной в лесу
  4. Срубленное дерево
  5. Лесной доктор (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).
  6. Экспонат для музея
  7. Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?

Задание 2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

Задание 3. Определи последовательность картинок, согласно содержанию текста.

Задание 4. Составь 5 вопросов «Почему?» по содержанию текста для своих одноклассников.

После прочтения текста учащиеся выполняют задания:

Задание 1

  1. Какая проблема описана в тексте? Выпиши слова, подтверждающие твой выбор.
  2. В каком предложении заключается основная мысль текста?
  3. Какие еще источники загрязнения ты знаешь?
  4. Какие меры по предотвращению ты знаешь? Что из этого выполняешь? («Дерево ответов»)

Задание 2. Напиши сочинение (составь брошюру и др.) по проблематике в данном тексте, приводя аргументы.

Задание 3. Восстанови текст, вставь пропущенные слова.

Пример заданий на осмысление и оценивание содержания и формы текста

После прочтения текста учащиеся выполняют задания:

Задание 1

  1. Выразительно прочитай текст и озаглавь его.
  2. Определите тему и главную мысль текста.
  3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
  4. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.

Задание 2. Перед тобой 2 текста. Сравни их и заполни таблицу. («Судебное разбирательство»)

Критерий

Аргумент «за»

Аргумент «против»

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

  1. Комплексный анализ текста
  2. Реконструкция текста
  3. Сложение целого текста из частей
  4. Поэтическая разминка
  5. Прием «Фишбоун»
  6. Прием «Тонкий и толстый вопрос»

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь - диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние - для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.

«Фишбоун» - это мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
  • согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работы.

Фишбоун на уроках русского языка

Фишбоун на уроках литературы

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

  1. Кто главный герой?
  2. Что связывало Базарова с Аркадием?
  3. Когда они познакомились?
  4. Как звали возлюбленную главного героя?
  5. Было ли чувство взаимным?
  1. Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?
  2. Объясните, почему Базарова тяготили его родители?
  3. Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?
  4. В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?
  5. Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?
  6. Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.

При использовании на уроках русского языка и литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Выводы:

  • Умения читательской грамотности способствуют развитию критического и креативного мышления и коммуникации.
  • Уроки с использованием новых приемов и технологий служат для формирования читательской грамотности.
  • Развитие читательской грамотности способствует повышению качества образования по другим учебным предметам, а также при написании ВПР, сдаче итогового собеседования и ГИА.
  • Благодаря формированию читательской грамотности, ученик становится самостоятельной успешной личностью, способной к взаимосотрудничеству, активному общению, творческой деятельности, решению проблем и т.д.

Прилагаю конспект открытого урока по литературе на тему: Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа - не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»), где использованы данные формы и методы работы с обучающимися.

Использованная литература

  1. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. - М.: БЕК, 2011.
  2. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013.
  3. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
  4. Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.: Баласс, 2011, -128 с.
  5. Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы»https://paidagogos.com/ispolzovanie-priyoma-tolstyie-i-tonkie-voprosyi-na-urokah.html#i-4
  6. Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности»Железовская И. А. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/16266