Литература
-
Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2012
Предложенный урок литературы направлен на реализацию основных содержательных линий преподавания литературы: изучение словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы (литературоведением). В центре урока - художественное произведение, изучаемое при помощи понятийного аппарата. В течение урока реализуются основные компетенции: читательская (понимание текста как искусства слова), коммуникативная (ученик и текст), культурологическая (знакомство с культурой эпохи).
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.
-
Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной 2011
Урок-презентация по литературе в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». На уроке повторяются основные вехи жизни и творчества М.А. Булгакова, закрепляются такие понятия, как «сатира», «ирония», «памфлет», «гротеск»; анализируются булгаковские сатирические приемы изображения действительности 20-х годов XX века.
-
Разработка урока литературы для 5-го класса на тему "В чем сила Герды?" (По сказке Г.К. Андерсена "Снежная королева") 2008
Представлен нетрадиционный урок - театрализованное представление. Цели урока: развитие творческих способностей учащихся, развитие речи и навыков выразительного чтения. Благодаря героям сказки школьники научатся проявлять заботу и внимание к близким людям, в очередной раз убедятся в великой силе любви.
-
Разработка урока литературы для 7-го класса по теме "Нужны ли нам праведники?" (по рассказу А.Платонова "Юшка") 2008
Анализ рассказа А.Платонова "Юшка" помогает в решении серьезных задач, потому что позволяет семиклассникам вместе с автором прикоснуться к главному герою "обнажившимся сердцем" и осознать, что только деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Разработка урока литературы на тему "В.Астафьев. Повествование в рассказах "Царь-рыба" 2009
Вашему вниманию предлагается разработка урока литературы по повествованию в рассказах "Царь-рыба". Работа над текстом строится как аналитическая беседа учителя с классом.
-
Разработка урока литературы по комплексу "Вокруг тебя мир…", 6-й класс. "Отомстить обидчику или удержаться от этого желания" (по рассказу В.Солоухина "Мститель") 2008
Урок литературы, позволяющий проследить, какие чувства овладевают обиженным человеком, от чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? В предлагаемом уроке используются ИКТ, составление киносценария, который развивает зрительное воображение ученика. В приложение к уроку даны слайды.
-
Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы, я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений - нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям - это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
Разработка урока литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Золотая латынь" 2008
Применение технологии критического мышления на уроках литературы представляет собой одну из педагогических технологий, позволяющих формировать познавательные способности учащихся. Также её применение является способом поддержки мотивированных к литературе учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной и творческой работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа В.М. Гаршина «Четыре дня» 2010
Урок разработан и проведен в 11-м классе с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа-2100). Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов». Основным является прием комментированного чтения, который помогает провести диалог с автором.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна" 2010
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок проводился в 11-м классе, основной прием – чтение с остановками. У учащихся на столах специально подготовленные тексты с разрывами между частями текста. Данный прием очень хорошо работает на текстах небольшого объема. На стадии рефлексии составляются синквейны, в качестве домашнего задания – эссе.
-
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" 2008
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" для 11-го класса. На уроке обучающиеся знакомятся с любовной лирикой А.Ахматовой; выявляют основные черты поэтики А.Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения "Сжала руки под темной вуалью..."; совершенствуют навыки анализа художественного текста. Для создания особой атмосферы на уроке используются воспоминания Ю.Анненкова, триптих А.Ахматовой "Смятение" в обработке Д.Тухманова.
-
Разработка урока литературы по теме "Русская литература XVIII века. Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»". 8-й класс 2016
Основные цели урока: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина; рассмотреть историческую основу повести «Наталья, боярская дочь»; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.
-
Разработка урока литературы по теме "Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в рассказе Л.Н. Толстого "После бала" 2013
Цели: углубить знания учащихся о казанском периоде жизни Л.Н. Толстого; выяснить, как автор, используя приём антитезы показывает протест главного героя;развивать навыки самостоятельной работы над текстом; расширять словарный запас учащихся; развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ на тему "Любовная лирика С.А. Есенина" в 11-м классе 2010
Урок помогает обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов" 2009
Цели занятия: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал; пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века.
-
Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро" 2008
Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется теме духовного роста героини Фро. Ученики приходят к выводу, что утраченная гармония жизни восстанавливается ею тогда, когда Фро «впускает» в свое сердце соседского мальчика, страдание и одиночество которого раньше она не слышала. Мотив любви к «дальнему», к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью «любви к ближнему».
-
Разработка урока литературы. Тема: "Сатирическое изображение действительности в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2009
Данный урок предполагает повторение жанров сатиры, анализ повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с целью выявления особенностей данного произведения, раннего творчества писателя, раскрытия картин действительности 20-х годов двадцатого столетия. Через анализ эпизодов повести совместно с учениками понять отношение автора к событиям в жизни России в начале века. Одноимённый фильм по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" режиссёра Владимира Бортко, эпизоды которого используются на уроке, поможет в достижении поставленных целей.
-
Разработка урока МХК в 11-м классе по теме: "Художественная культура стран Востока" 2010
Урок рассматривается как обзорное знакомство с художественной культурой стран Востока. Цель урока – показать, что самобытная культура народов Востока – ярчайшая страница в истории человеческих цивилизаций. Урок сопровождается презентациями учащихся, так как применение ИКТ позволяет не только слушать сообщения одноклассников, но и видеть представленный материал, эмоционально почувствовать его.
-
Разработка урока по зарубежной литературе "Жизнь как приключение" (по творчеству Р.Л. Стивенсона) 2010
Разработка урока "Приключение длиною в жизнь" - это внекласное чтение в 7-м классе, урок-игра по биографии и творчеству зарубежного писателя Роберта Льюиса.
-
Разработка урока по литературе "Два типа певцов народных песен" (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы") 2010
Цель урока – раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу; закрепить умение обучающихся в анализе текста; обогатить словарный запас учащихся; развивать культуру устной и письменной речи.
-
Разработка урока по литературе "Светлые идеи поэзии А.С. Пушкина" 2009
В рамках учебного проекта обучающихся раскрывается проблема догматического представления о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным». Выявляется восприятие личности Пушкина и его художественного творчества в академической науке, в массовом сознании, в искусстве, в сознании подростка 14–15-ти лет.
-
Разработка урока по литературе "Художественные особенности былины" (6-й класс) с приложением (презентация) 2011
Учащиеся повторяют, закрепляют и углубляют знания о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявляют особенности изображения былинного героя; описания его подвигов.
-
Разработка урока по литературе (11-й класс) 2010
Целью урока является показать мастерство портретной характеристики через язык и стиль писателя. Воспитать у учащихся нравственные ценности: доброту, отзывчивость, любовь к ближнему.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе "Анализ прозаического текста и написание сочинения по теме "Может ли быть бесполезной надежда?" 2024
Цель урока: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю"" 2008
Одно из главных направлений в преподавании литературы - это развитие личности ученика, способного задумываться над проблемами художественного произведения. Прочитав рассказ В.Г. Распутина "В ту же землю", учащиеся с особой остротой понимают, к чему могут привести потеря памяти, равнодушие, утрата вековых традиций.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе.«Нравственная проблематика романа И.Шмелёва "Лето Господне"» 2007
При анализе романа И.Шмелева "Лето Господне" ученики должны подойти к авторской концепции понятия счастья. Для этого надо ответить на проблемный вопрос, восстановить недостающие звенья схемы. И тогда станет понятно, что человека счастливым делает среда, в которой он живет, те люди, которые окружают человека с детства, и самое главное – праведный образ жизни, то есть человек в любой ситуации должен оставаться человеком, нести в себе высокое нравственное начало, быть милосердным, научиться прощать. Это и есть счастье.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе "Тема грозы в творчестве Ф.Тютчева". Взаимосвязь зрительных и слуховых образов" 2010
Представленный урок сможет помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2010
Урок позволяет приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. Ученики знакомятся с тем, как историческое событие - Бородинское сражение 1812 года - литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
-
Разработка урока по литературе в 6-м классе по теме "Мир уцелел, потому что смеялся" (о прирорде комического) 2009
Урок с элементами театрализации по теории литературы в 6-м классе позволяет обобщить прочитанные произведения, выявить закономерности создания смешного разными авторами, творившими в разное время. Театрализация позволяет увидеть приемы и способы создания комического не только в литературе, но и в других видах творчества, в жизни.