Класс: 11.
Тема урока:
“Вестью душу мою окропи,-
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви”.
(Любовная лирика А. Ахматовой)
Цели урока:
познакомить обучающихся с любовной лирикой А.Ахматовой;
выявить основные черты поэтики А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…”;
совершенствовать навыки анализа художественного текста;
развивать навыки свободного и грамотного владения речью;
воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.
Оборудование: портреты А. Ахматовой 1910 –х -1920 –х годов, сборники стихотворений, музыкальное сопровождение триптих “Смятение” в обработке Д. Тухманова.
Технические средства обучения: DVD-проигрыватель
Ход урока
I. Оргмомент. Воспроизведение атмосферы начала ХХ века.
Здравствуйте, дамы и господа!
Петербург. Конец 1913 года. Подвал “Бродячей собаки”. “Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей “незавитой челкой”, прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои стихи”.
Примечание: Воспоминания Ю. Анненкова “Дневник моих встреч”.
Звучит первая часть триптиха “Смятение” (CD -запись)
II. Постановка целей и задач урока
Любовь. Каждый слышит в этом слове что – то свое.
Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф. И Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но любовь, вернее те чувства, которые она порождает особенные. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
III. Усвоение новых знаний. Создание ситуации диалога.
У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным. Но в ее стихах лирическая героиня, испытывающая чувство любви, была иной.
Примечание: девушки читают отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви, отрывки расположены таким образом, что создается впечатление единого стихотворения.
Как соломинкой пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
“Как соломинкой пьешь мою душу”.
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
“Я не знаю, ты жив или умер”
Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.
“Тяжела ты, любовная память!”
Не гляди, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я…
“Ты письмо мое, милый не комкай”
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
“Проводила друга до передней”
А ты думал – я тоже такая,
Что можно забыть меня
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
“А ты думал – я тоже такая”
Жгу до зари на окошке свечу
Ни о ком не тоскуя,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.
“Жгу до зари на окошке свеч”у
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
“Эта встреча никем не воспета”
- Определите, пожалуйста, какие оттеки любовного чувства передают услышанные вами строки.
Примечание: В тетрадях и на доске записывается центральное понятие урока любовь и те оттенки, которые существуют в лирики А. Ахматовой.
Любовь - тяжесть
- радость
- несчастье
- безумие
- зависть
- откровение
- гордость
- пытка
- земная любовь.
Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. Какая? Слушайте.
Примечание: ученица наизусть читает стихотворение А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью”
Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.
8 января 1911 г. Киев.
IV. Анализ и интерпретация стихотворения А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”
- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?
- Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?
Примечание: в классе, знакомым с данным видом деятельности, ученики, как правило, обозначают весь круг вопросов, связанных с анализом и интерпретацией произведения.
Далее дается примерная схема вопросов, которые могут обозначить ученики.
- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?
- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?
- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?
- Какова тема этого стихотворения?
- Что является основным событием стихотворения?
- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?
- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?
Примечание: во время урока вопросы записываются на доске, корректируются, выбирается вопрос, с которого начинается анализ стихотворения.
- Сегодня на уроке мы в ходе анализа стихотворения “Сжала руки по темной вуалью…” начали выявлять особенности поэтического мира А.Ахматовой. В течение одной – двух минут подумайте и запишите, какие особенности поэтического мира А.Ахматовой мы выявили.
Примечание: ученики выделят такие особенности как психологизм лирики А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.
V. Подведение итогов урока.
Возвращение в ситуацию начала урока.
Петербург. Конец 1913 года. Подвал “Бродячей собаки”.
“Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова, - писал в “Дневнике моих встреч” Юрий Анненков. - И этого не отвергал ни один слушающий ее человек”.
Примечание: Воспоминания Ю. Анненкова “Дневник моих встреч”.
Звучат вторая и третья части триптиха “Смятение” (CD-запись)
VI. Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение “Песня последней встречи”, выявить особенности поэтического мира А.Ахматовой.