Цели урока:
- определить жанр повествования в рассказах;
- проследить трансформацию жанра проповеди;
- обозначить место и роль образа автора в художественной структуре “Царь-рыбы”.
Домашнее задание:
- перечитать “Царь-рыбу”;
- определить место автора в композиции произведения;
- выяснить мифологическое значение образа рыбы.
Методика урока: aналитическая беседа.
Формы: коллективная, частично групповая.
Ход урока
Вступительное слово учителя. В. Астафьев – писатель, для которого искусство – не новая и не иная жизнь, а осмысление и переживание своего жизненного опыта. “Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро”; - так свою писательскую миссию определил сам В. Астафьев. Отмечали эту особенность и критики. Так А. Макаров писал: “…по натуре своей Астафьев – моралист и поэт человечности”.
Определяющим в его художественном мире является правда как нравственная ответственность писателя перед жизнью и народом.
Беседа учителя с классом.
1. Как вы определили жанр “Царь-рыбы”?
Цикл новелл, повесть в рассказах с одним героем – автором – рассказчиком.
2. Как вы понимаете смысл заглавия?
Заглавие имеет мифологический смысл.
3. Как вы понимаете смысл эпиграфов?
В эпиграфах автор задает основную тему – тему жизни, бытия; в них как высшая ценность утверждается ценность самой жизни. Человеческая жизнь включается в систему “мы, растения, животные”, которая объединяет все живое в мире и получает условия своего существования, его границы: “Если мы будем вести себя как следует”. Идеальная форма человеческого бытия может осуществиться только в случае признания человеком необходимости братства с другими людьми, в случае выполнения своих обязанностей в этом братстве.
4. Чем отличается светская проповедь от религиозной?
Истина светской проповеди не дается изначально человеку, он должен её открыть и сознательно принять. Поиск истины – принципиально новое содержание в старой форме проповеди.
5. Почему главы о браконьерах выстроены как “галерея грешников”?
Все браконьеры – грешники, главы располагаются по мере возрастания их греха, все они рассматриваются во время расплаты за грехи, когда миг счастья оборачивается бедой.
6. Каков философский смысл поединка Игнатьича с царь-рыбой?
Он имеет символический смысл поединка человека и природы. Только раскаяние искупает грех.
7. Почему наказан смертью Гога Герцев?
Согрешение Гоги Герцева в том, что он, унижая человека, преступает постоянно законы человеческого братства. “Я сам себе бог?” За эту гордыню и наказан он Природой, она поставила его на место.
8. Есть ли в “Царь-рыбе” герой, который несет в себе авторский идеал?
Особое положение в повествовании занимает образ Акима, полное воплощение этот персонаж получает во второй части. Если в первой части даны примеры браконьерского, греховного поведения, во второй части дана попытка воплотить идеал, но абсолютно “святого”, противостоящего “грешникам” в галерее персонажей нет. Аким и Касьянка – два детских образа, органичнее других воплотившее в себе те нравственные законы, по которым жила боганидская артель. Акиму присуще обостренное чувство единородства природного и человеческого миров, ему открыта красота мира, он способен возродить к жизни другую загубленную душу, защитить добро. Согрешение его – пренебрежение к своей собственной душе. Астафьев писал об Акиме: “Было бы куда не верно видеть в нем некий идеал…”
9. Каков же авторский идеал?
Самосознание – источник той внутренней культуры, без которой невозможен прогресс человеческого общества, осознанное приятие нравственных ценностей народа.
Домашнее задание.
Подготовить письменный ответ на тему: Каковы нравственные уроки “Царь-рыбы” для современного молодого человека?