ЦЕЛИ:
- углубить знания учащихся о казанском периоде жизни Л.Н.Толстого; выяснить, как автор, используя приём антитезы показывает протест главного героя (обучающая цель);
- развивать навыки самостоятельной работы над текстом; расширять словарный запас учащихся; развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе (развивающая цель);
- воспитывать такие качества, как доброта и гуманность (воспитат. цель).
Оборудование:
- портрет Л.Н.Толстого, альбом по его творчеству;
- иллюстрации к произведению, выполненные учащимся;
- иллюстрации художника И.И.Пчелко к рассказу;
- плакат для словарной работы;
- аудиозапись: музыка Чайковского на слова А. Толстого “Средь шумного бала”;
- слайды по теме “ Л.Н. Толстой и казанский край”;
- плакат с планом рассказа, в котором чётко определены две его части;
- выставка книг “Л.Н.Толстой и Казань” (“Детство”, “Отрочество, “Юность”; рассказы “После бала”, “Утро помещика”).
- тест по теме “Лев Толстой и казанский край”.
Материал:
1. Учебник русской литературы для 8 класса тат.средней общеобразоват. школы под редак. М.Г.Ахметзянова; изд. “Магариф”, Казань, 2007.
2. Методич. лит. “Рус. лит. в 8 кл. тат. шк.”, Казань, “Магариф”, 2000.
3. Антышева В.Ю. “Для учителя литературы”, Москва, 2002.
4. “Жизнь и творч. Л.Н.Толстого”. Москва, “Дет. лит.”, 1988.
5. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Краеведение на уроках развития речи. РИЦ “Школа”, Казань, 2007.
Методические приёмы организации урока:
Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщения учащихся, чтение.
Предварительная работа:
Класс заранее разбивается на следующие группы: историки-краеведы, литературоведы, библиотекарь, искусствоведы.
Задание “историкам-краеведам”:
Используя книги “Краеведение на уроках развития речи” (Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О., РИЦ “Школа”, 2007) и “Жизнь и творчество Л. Н. Толстого” (Москва, “Детская литература”, 1988) создать слайды по теме “Л.Н.Толстой и казанский край”.
Задание группе литераторов:
Подготовить пересказ содержания отрывков из текста, изображённых на иллюстрациях художника И.И.Пчелко к рассказу и сообщение о “казанских мотивах” в произведениях Л.Н.Толстого.
Задание “искусствоведам”:
Готовиться к исполнению бального танца на музыку Чайковского на слова А.К. Толстого “Средь шумного бала”. Нарисовать иллюстрации к произведению.
Задание библиотекарю:
Подготовить выставку книг на тему “Л.Н.Толстой и Казань”.
Задание всему классу:
Подготовить ответы на вопросы и выразительное чтение отрывков из текста.
Вопросы для беседы:
- Кто является главным героем рассказа?
- Перескажите кратко сюжет произведения.
- Какой художественный приём использовал Толстой в этом произведении?
- Как в композиции воплощён этот контраст?
- Почему Иван Васильевич отказался от любви?
- Что явилось причиной резкой перемены в его судьбе?
- Какие чувства испытывает герой рассказа – студент на балу?
- Как на балу выглядит полковник – второй главный герой?
- Каким полковника увидел Иван Васильевич во 2 части рассказа?
- Понимал ли полковник, что совершает подлое дело?
- Изменилось ли отношение автора к полковнику? Ивана Васильевича? Изменилось ли ваше отношение?
- Ситаете ли вы,что человек должен противостоять безобразиям?
- Почему рассказ называется “После бала”?
- Считаете ли вы актуальным рассказ и в наши дни? и др.
Эпиграф к уроку:
“Чтобы жить честно, надо ... вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.”
Л.Н.Толстой.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация прежних знаний.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу, начатую на предыдущем уроке по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”. На прошлом уроке мы познакомились с кратким содержанием произведения, говорили о художественном приёме антитезе. К этому уроку вы получили индивидуальные и групповые задания по рассказу. Группе “историков - краеведов” было предложено создать слайды о казанском периоде жизни Л.Н.Толстого. Итак, слово нашим “историкам-краеведам”:
1). Просмотр слайдов.”Л.Н.Толстой и казанский край”.
2). Учитель. Почти шесть лет прожил Л.Н.Толстой в Казани. И эти годы, безусловно, нашли своё отражение в художественных произведениях писателя. Послушаем об этом сообщение нашего литературоведа.
Литературовед. “Казанские мотивы” отчётливо слышатся в повестях “Отрочество”, и “Юность”, рассказах “После бала”, “Святочная ночь” и “Записки маркера”, романе “Воскресение”, дневниках и стихах писателя. Некоторые из этих произведений вы видите на выставке книг к этому уроку. Рассказ “После бала” был написан по впечатлениям казни за побег солдата – татарина. Брат писателя Сергей полагал жениться на дочери казанского воинского начальника Корейш – Вареньке. Однако свадьба расстроилась, когда Сергею пришлось увидеть на Арском поле (ныне ул. Н. Ершова) экзекуцию над солдатом, которой руководил отец возлюбленной.
Учитель. Кто является главным героем произведения?
- Главными героями произведения являются Иван Васильевич, Варенька , полковник.
Учитель. Перескажите кратко сюжет произведения.
- Герои произведения присутствуют на балу и после бала. Студент Иван Васильевич влюбился на дочери полковника Вареньку. После бала, увидев, как отец Вареньки наказывает солдата, он отказался от любви.
Учитель. Какой художественный приём использовал Толстой в этом произведении? Как в композиции воплощён этот контраст?
- В этом рассказе Толстой использовал антитезу – резкое противопоставление. Рассказ делится на две части.
Учитель. На прошлом уроке мы составили план рассказа, в котором чётко определены две его части. (Плакат с планом рассказа висит на доске). Прочитаем.
1 ЧАСТЬ | 2 ЧАСТЬ |
Прикрепляется иллюстрация художника И.И. Пчёлко “На балу”. | Прикрепляется иллюстрация художника И.И. Пчёлко “Сквозь строй”. |
1.Описание бала в дворянском собрании. | 1. Сквозь строй. |
2. Танцы. | 2. Сцена экзекуции. |
3. Портрет отца Вареньки. | 3. Жестокость полковника. |
4. Чувство бесконечного счастья Ивана Васильевича. | 4. Чувство стыда и ужаса у свидетеля наказания. |
Учитель. В литературе противопоставление называется антитезой, а в русском языке – антонимами. А какие слова называются антонимами?
- Антонимы – это противоположные по значению слова.
Учитель. Перед вами две иллюстрации: “На балу” и “Сквозь строй”. Подберите антонимы на яркую и на страшную картину.
- Прекрасный – чудовищный, хороший – плохой, красивый – страшный, добрый – жестокий и др.
II. Сообщение целей и задач урока. Основная часть.
Учитель. Тема сегодняшнего урока – “Сопротивление личности социальным условиям жизни в рассказе “После бала”. Цель сегодняшнего урока – выяснить, как автор, используя приём антитезы, показывает протест главного героя. Но прежде чем перейти к анализу, мы разберём такие слова:
1. Словарная работа:
- Сопротивление – возражение против чего-нибудь, несогласие, протест (подбор синонимов);
- Социальный – общественный ( татарча-и?тимагый);
- Экзекуция – телесное наказание (показ рисунка).
Запишите эти слова в тетрадях.
2. Беседа по вопросам домашнего задания, зачитывание фрагментов из текста рассказа по составленному плану.
Учитель. Кто является в рассказе протестующим? Как он выражает свой протест?
- Протестующим в рассказе является Иван Васильевич. Он отстранился от службы, отказался от любви.
Учитель. Ребята, давайте выясним, почему же И.Васильевич отказался от любви. Зачитываем 1-й пункт плана - Описание бала в дворянском собрании. Сквозь строй. Наши литературоведы должны были подготовить пересказ содержания этих отрывков. Теперь послушаем их.
- “Бал был чудесный...”
Учитель. Второй литературовед расскажет нам содержание отрывка “Сквозь строй”.
-“Когда я вышел на поле...”.
Учитель. 2-й пункт плана – Танцы. Ребята, представьте, что мы с вами тоже приглашены на бал. На нашем уроке присутствуют искусствоведы. Сейчас они исполнят нам бальный танец ( парень и девушка исполняют бальный танец под музыкой Чайковского на слова А.Толстого “Средь шумного бала...”).
Учитель. Как обращается кавалер к даме? О чём это говорит?
- Вежливо обращается. О воспитанности молодёжи в то время.
Учитель. Так ли обращаются парни к вам на дискотеках? (Воспитат. минута).
Учитель. Зачитываем отрывок, где описывается сцена экзекуции.
- “Я увидел в конце поля...”
Учитель. Как выглядит полковник на балу?
- “Сложен он был прекрасно... Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки” (комментируется выражение “николаевской выправки”).
Учитель. Каким полковника увидел Иван Васильевич во второй части рассказа? (Зачитывается фрагмент текста).
Учитель. Какие чувства испытывает Иван Васильевич на балу и после бала?
Прочитаем 4-й пункт плана. (Зачитывается эти фрагменты текста).
Учитель. Понимал ли полковник, что совершает подлое дело?
- Да, он сделал вид, что не узнал Ивана Васильевича.
Учитель. В этот момент и рождается протест Ивана Васильевича. Толстой считал,что, увидев подобное, человек не сможет жить по- прежнему. Переменится вся его жизнь. Изменилось ли после этого случая отношение автора к полковнику? Ивана Васильевича? Ваше отношение?
Изменилось. Именно этот случай перевернул всю его жизнь. Поэтому и рассказ называется “После бала”.
Учитель. В рассказе есть выражение “личное совершенствование”. Совершенствоваться – становиться лучше, повышать свои знания, мастерство (по – татарски – камилл?ш?). (Записывают в тетради.)
Учитель. Считаете вы рассказ актуальным и в наши дни? Почему наши парни не хотят служить в армии?
- Мало что изменилось в армии с тех времён.
- В армии царит беззаконие, процветает “дедовщина” и др. ответы.
3. Выводы записываются в тетрадях: “В своих рассказах Толстой протестует против беззакония, несправедливости, говорил о невозможности жить безнравственно. Его произведения настраивали читателей на необходимость протеста против сложившихся форм общественной жизни.”
4. Выполнение тестовых заданий по теме “Л.Н.Толстой и казанский край”.
III. Домашнее задание (по выбору).
1. Составить рассказ на тему “В чём истинная красота человека?”
2. Составить устное сочинение на тему “ И. Васильевич на балу и после бала”.
Выставление оценок.
Приложение №1. Презентация к уроку “Лев Толстой и казанский край”.
Приложение №2
Тестовые задания по теме “Л.Н.Толстой и казанский край”.
1 задание
В каком году семья Толстых переезжает в Казань?
1). В 1841 году;
2). В 1844 году;
3). В 1830 году.
2 задание
В каком году Толстой сановится студентом Казанского университета?
1). В 1847 году;
2). В 1841 году;
3). В 1844 году.
3 задание
Кто из казанских воинских начальников стал прообразом полковника в рассказе “После бала”?.
1). Корейш;
2). Турнерелли;
3). Веселовский.
4 задание
Кто был ректором Казанского университета в студенческие годы Толстого?
1). Лобачевский;
2). Луначарский);
3). Ленский.
5 задание
Первоначальные названия рассказа “После бала”(исключите лишнее).
1). “Дочь и отец”;
2) “А вы говорите...”
3). “Дочь и полковник”.
6 задание
Как звали главного героя - рассказчика в рассказе “После бала”?
1). Иван Васильевич;
2). Василий Иванович;
3). Иван Сергеевич.
Ключи к тесту:
1 задание - 1). В 1841 году;
2 задание – 3). В 1844 году;
3 задание – 1). Корейш;
4 задание – 1). Лобачевский;
5 задание – 3). “Дочь и полковник”;
6 задание – 1) Иван Васильевич.
Литература.
1. Учебник русской литературы для 8 класса тат.средней общеобразовательной школы под редак. М.Г.Ахметзянова; изд. “Магариф”, Казань, 2007.
2. Методич. лит. “Рус. лит. в 8 кл. тат. шк.”, Казань, “Магариф”, 2000.
3. Антышева В.Ю и др. “Для учителя литературы”, Москва, 2002.
4. “Жизнь и творч. Л.Н.Толстого”. Москва, “Дет. лит.”, 1988.
5. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Краеведение на уроках развития речи. РИЦ “Школа”, Казань, 2007.