Цели урока:
- совершенствовать навыки характеристики литературного героя, познакомить учащихся со способами авторского отношения к персонажу;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать навыки воссоздающего и творческого пересказа;
- воспитывать ответственность, милосердие.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке, тему которого я обозначила как “Нужны ли нам праведники?”, мы обратимся к анализу рассказа А. Платонова “Юшка”. Дома я просила вас прочитать его. На уроке же я предлагаю вам попробовать прожить вместе с героями Платонова совсем короткое время. Именно прожить, для того, чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
II. Аналитическая беседа.
- Почему рассказ назван “Юшка”?
(Так зовут главного героя рассказа А. Платонова)
- Это имя он получил от своих родителей?
(Нет. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой)
Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки.
- Что мы узнаём о нем?
(Юшка был мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он помогал кузнецу в кузне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей; а чай, сахар и одежду Юшка должен был покупать за свои деньги. Но он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним единственным словом. (Какой он?)
(Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий).
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Как относятся к нему дети?
(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криком бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его).
- Как вы понимаете слово “терзать”? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
(Мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить).
В “Словаре русского языка” С. Ожегова представлены два значения слова “терзать”.
- Разрывать на части.
- Мучить нравственно.
- В каком значении мы сейчас употребляем с вами это слово?
(Во втором).
- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Детей удивляло то, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал.)
- А как сам Юшка объясняет поведение детей?
(Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)
- Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду взрослые люди с лютой яростью переносили на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению окружающих взрослых. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорит ему: “Лучше бы ты умер!” Людей раздражало, что Юшка не походил на них, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость.
Давайте обратимся к диалоги Юшки и Даши. Как вы понимаете выражение Юшки: “Сердце в людях бывает слепое?”
(“Люди часто не понимают друг друга. Бывает, в них бьется умное сердце, благородное, но оно ослеплено жадностью, завистью.”
“Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добро другим, не жертвуют ради них собой.”
“У людей, которые не замечают боли, страха других людей, сердце слепо.”
“Слепое сердце – когда человек смотрит на страдания других людей, и нет у него никакого сочувствия, сожаления.”
“Слепое сердце – это самое худшее, что может быть в человеке.”).
Если подвести итог, то “слепое сердце” бывает у человека, неспособного понимать другого, жертвовать собой, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
- А как вы понимаете слово “сострадание”?
(Сострадание, сочувствие, совесть (приставка “Со-” в этих словах говорит о соборности, она совмещает разум и чувство, знание и сердце, правду, добро и красоту).
Продолжим наш разговор. Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы же понимаем, что живется Юшке очень тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать.
- О каком месте я говорю?
(Это природа).
Прочитайте эпизод “Юшка наедине с природой”.
- Дополняет ли он что-то новое к образу Юшки?
(На природе Юшка чувствует себя гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”).
Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так долго ждали, - Юшка “осерчал”.
- Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое, близкое по значению – рассердился, разгневался, разозлился. Но он употребил именно слово “осерчал”. Как вы думаете, почему?
(Наверное, трудно представить кроткого, тихого Юшку разгневанным или негодующим. Слово “осерчал” как нельзя лучше соответствует его образу).
- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни? Давайте прочитаем эпизод встречи Юшки с прохожим по ролям.
- Какие слова в этом диалоге вы считаете самыми важными?
(“Я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…”
Читать последние строки, повествующие о смерти Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.
- Какой эпизод изображен на ней?
(Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушел из жизни).
- Признали они его “своим”, “похожим”? Раскаялись?
(Проститься с Юшкой пришли все те, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него).
Ребята, в русском языке есть удивительное слово “праведник”.
- Можем ли мы с вами отнести Юшку к праведникам?
Я еще раз хочу вам напомнить слова Юшки: “Я всему свету нужен.”
- Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?
(Без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.)
Так неужели вся жизнь Юшки сводилась к тому, чтобы принимать злобу и глумление на себя?!
- Когда и почему вновь вспомнили о Юшке?
(После приезда его воспитанницы. Ради неё он не пил чай и не ел сахара, чтобы она ела его. Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке. Его доброе дело перешло в руки сиротки).
Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - “из смерти работать жизнь”.
Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: “Я тоже всему свету нужен”.
III. Подведение итогов.
- Нужны ли нам праведники?
(Конечно, нужны)
- Вы почувствовали авторское отношение к герою?
(Платонов несомненно любит своего героя, жалеет его. Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди по достоинству оценили его душевную простоту, чтобы они пришли к пониманию того, что “…человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирают одни – мертвеют все”).
Своей волею писатель многое мог бы изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагичном финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем “разлиться сильным и ярким потоком”, часто преодолевает множество преград.
У каждого из нас есть свой собственный свет – свет души, добрых мыслей и поступков. У кого-то он ярче, у кого-то тусклее, но он у всех. И его так легко притушить, а то и вовсе – загасить – эгоизмом, равнодушием, злым словом, дурным делом, даже простым невниманием к ближнему. И самому темнее в этом мире станет.
Не гасите свет своей души! Не гасите – ни приходя, ни уходя. Не гасите свет.
IV. Домашнее задание.
Итоговая творческая работа.
В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать “безмолвный голос существа, ждущего помощи. Эти голоса есть и рядом с вами. Напишите о том, как вы понимаете слово “сострадание”. Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?
Или же напишите о том, какие открытия помог вам совершить А. Платонов в самих себе.