Литература
-
Конспект урока словесности "Лицо" В.Хлебникова … в слове". 5-й класс 2013
Ребята уже знакомы с произведением В.Хлебникова, но первое восприятие состоялось на звуковом уровне. Итогом первого впечатления стали рисунки, в которых учащиеся постарались передать смысл услышанного. Рисунок стал способом смысловой интерпретации. Далее было предложено прозаическое сжатие текста. Данный урок – это поиск путей развития речетворчества учащихся.
-
Конспект урока татарской литературы в 6-м классе для русскоязычных детей "Поэт – герой и патриот Муса Джалиль" 2012
Цель урока: знакомство с жизнь и творчеством татарского поэта – героя и патриота Мусы Джалиля; развитие татарской устной речи русскоязычных детей; способствовать воспитанию любви к своему родному краю и интерес к героям Республики Татарстан.
-
Конспект урока чтения в 9-м классе VIII вида. Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед" 2011
Цели урока - знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л. Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед". Урок позволяет работать с текстом произведения, способствует формированию познавательной активности, развитию логического мышления, воспитывает патриотические чувства. На уроке развивается монологическая, диалогическая речь. Учащиеся могут выразить свое мнение по данной проблеме.
-
Конспект урока-конференции в 9-м классе ". И дум высокое стремление" (посвящается восстанию декабристов на Сенатской площади) 2013
Урок проводится для того, чтобы учащиеся увидели единство окружающего мира (влияние поворотных событий в истории России на развитие общества, литературы, других видов искусства, человека); поняли взаимосвязь явлений общественной жизни; ощутили эпоху первой четверти ХIХ века; развивали умение анализировать, обобщать, формулировать свою очку зрения в результате исследовательской деятельности, изучения произведений литературы, исторических событий, прониклись чувством уважения и любви к Родине.
-
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне" 2008
Разработанный урок-конференцию можно использовать как интегрированный урок в курсах истории и литературы, так и во внеклассной деятельности. Использование богатого краеведческого материала и иллюстративного сопровождения позволяет обучающимся в полной мере представить трагизм ситуации, в которой оказалась большая часть народа. Разнообразие тем позволяет подойти учащимся к их выбору с учетом интересов и знаний. Задания каждой темы даны дифференцированно.
-
Конспект урока-презентации в 11-м классе "М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность" 2008
Представлен конспект урока-презентации в 11-м классе "М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность". Представленный материал познакомит учащихся с основными периодами жизни писателя, сложной судьбой его произведений. Компьютерная презентация содержит фотографии писателя, его родственников, отрывки из писем, воспоминания близких Булгакову людей.
-
Конспект урока-ситуации "Василий Теркин: собирательный образ или неповторимый характер?" 2021
Цели урока: осознать неповторимость каждого человека; уверовать, что от нас зависит, какой будет жизнь.
-
Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына "Захар-Калита" по теме: «Забытые дороги "срединной" России» 2009
Разрабатывая урок-путешествие по рассказу А.И. Солженицына «Захар-Калита», учитель хочет привлечь внимание обучающихся к событиям русской истории, поднять проблему сохранения памятников истории и культуры своей страны. На уроке используются элементы анализа текста.
-
Конспект урока: "Слово о полку Игореве"— величайший памятник древнерусской литературы 2005
Цель данного урока - интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича, его последствиями и значением для Руси. Соединение словесных, зрительных, музыкальных образов способствует целостности восприятия художественного произведения, формированию "художественного вкуса" учащихся. Каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.
-
Конспект урока: «Что такое счастье для героев повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"». 6-й класс 2024
Цель урока: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко).
-
Конспект урока. Н.А. Некрасов "Школьник" 2009
Целью урока является знакомство обучающихся со стихотворением-напутствием «Школьник» Н.А. Некрасова, рассмотрение движения поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове, привитие народных идеалов добра современным школьникам.
-
Конспект урока. Сравнительный анализ стихотворения "Царскосельская статуя" А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой 2025
Тема – конспект урока, развивающего навыки компаративного анализа. Предмет исследования – 2 стихотворения: «Царскосельская статуя» А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой. Статья содержит план сравнительного анализа стихотворений, предполагаемые ответы. Сопоставление стихотворений позволяет научиться видеть индивидуальность идей, образов и одновременно их общность; помогает понять зависимость поэтического мира произведения от мировосприятия поэтов. Мир гармонии Пушкина сменяется «страхом» Ахматовой.
-
Конспект уроков "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных" 2006
Вашему вниманию предлагается серия (2–3 урока в зависимости от подготовки класса) уроков по актуальной на сегодняшний день теме: "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных". Предварительно учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Л. Андреева, его рассказами "Баргамот и Гарасько" или "Петька на даче" (по выбору) и повестями "Иуда Искариот" и "Жизнь Василия Фивейского" (по выбору). Повесть "Рассказ о семи повешенных" должна быть прочитана и учащимся предложено обдумать ответ на вопрос: как автор относится к террористам? Первая часть предложенных уроков может быть проведена в гуманитарном классе, где учащиеся изучали мировую художественную культуру и хорошо знакомы с историческими событиями и идеологической борьбой в России второй половины ХIХ века, а также с русской литературой и искусством этого периода. В других классах (например, естественнонаучных) эта часть уроков может быть дана в виде лекции учителя.
-
Конспект уроков по литературе на тему: "Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества". 10-й класс 2006
Урок по форме представляет собой мультимедийную экскурсию по этапам биографии и творчества писателя. На наш взгляд, эта форма уроков по данной теме позволяет наглядно, подробно, достоверно показать гениальную личность Достоевского, истоки его творчества, познакомить с мировоззрением писателя.
-
Конспект учебного занятия по литературе "Жалок тот, кто душу потерял..." (В.Максимцов) (по рассказу уральского писателя Кима Михайловича Макарова "Чужая дверь") 2022
Представленный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления. В основе разработки лежит методический приём "Чтение с остановками". Цели урока: учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание; развивать критическое мышление, творческое воображение, устную речь; воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
-
Конспект-сценарий урока чтения в 3-м классе по теме "Эта страшная война…" (1941—1945 гг.) 2003
Основные тезисы урока - продолжить знакомство с поэзией периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, совершенствовать навыки чтения и работы с поэтическим текстом, активизировать и пополнять словарный запас младших школьников, воспитывать патриотизм, любовь к Родине и интерес к истории своей страны.
-
Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент" 2003
Учитель раскрывается наиболее полно на уроке изучения нового материала. Наиболее эффективные знания, по моему мнению, дети получают в результате собственных открытий и изысканий. Если учителю удается на многих уроках достичь этой цели, то это и будет показателем его высокого профессионализма. Предложенный мною урок показывает как с помощью диалога: учитель-ученик, ученик-учитель, а также проблемных заданий, вопросов удалось провести литературное исследование и добиться поставленной задачи.
-
Конспекты уроков "Чтобы жить честно…", "Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении" 2010
Уроки предназначены для изучения рассказа Л.Н. Толстого "После бала" в 8-м классе. Уроки разработаны таким образом, что позволяют учащимся прочувствовать душевные терзания обыкновенного человека, задуматься и найти ответ на вопрос: "Что значит жить честно?"
-
Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 2009
Занятия способствуют развитию художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей. На уроках используются активные формы деятельности, которые позволяют развить навыки анализа литературных героев, названия текста, символических образов, навыки творческого пересказа.
-
Конструкт урока по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише" (5-й класс; проектно-исследовательская деятельность) 2018
Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения. И сейчас очередная встреча с великим произведением, а именно с рассказом Джека Лондона «Сказание о Кише». Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность активного, волевого, в чём-то напоминавшего его героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество.
-
Контраст в новеллах В.Я. Брюсова 2009
Проблема контраста в прозе В.Брюсова связана с установкой литературы эпохи рубежа XIX-XX веков на реформирование, выводит к вопросам более глобальным: как осуществляется переход к новому искусству, в каких формах, что наработано предшествовавшими поколениями художников слова, а что, напротив, нетрадиционно.
-
Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева 2006
В качестве объекта исследования послужили "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. И.С. Тургенев – крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире! Контраст в произведениях писателя – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. В данной работе мы постарались провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу. 1
-
Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 2010
Данный урок входит в систему уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Задача его состоит в том, чтобы показать, как, контрастно противопоставляя две сцены, Толстой срывает маску с внешне благополучной действительности и вскрывает противоречия жизни в России 40-х годов XIX века.
-
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала" 2007
Урок литературы показывает учащимся, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала", раскрывает гуманистический пафос этого произведения.
-
Контраст как средство раскрытия идеи повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2010
Прием контраста является одним из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Урок литературы в 10-м классе рассматривает использование этого приема в литературе на примере произведения Гоголя.
-
Контраст как стилистическая фигура в рассказе Л.Н. Толстого "После бала". 8-й класс 2011
Учащиеся анализируют текст через исследовательскую работу при помощи двойного дневника, буклета, мини-проекта, исследования по Сократу, анализа языковых средств. На уроке дается представление о контрасте как о приёме, на котором строится рассказ. Учащиеся знакомятся с творчеством Л.Н. Толстого.
-
Контрольная работа по Литературной Сибири 2020
Работа в 6-м классе проверяет уровень освоения литературных произведений сибирских авторов, соотнесения авторов и их произведений, узнавания героев произведений по их словесному описанию, определения литературных жанров.
-
Контрольная работа по самостоятельно прочитанному произведению как необходимый этап литературного образования 2025
Представлены ряд контрольных работ по литературе по самостоятельно прочитанным произведениям.
-
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" проверяет знание текста произведения. В ходе работы учениками выполняются следующие задачи: мотивированное повторное прочтение отдельных эпизодов комедии; закрепление знания текста комедии; развитие умения давать связный и аргументированный письменный или устный ответ; развитие умения анализировать эпизод из художественного произведения.
-
Контрольная работа. Мифы Древней Греции. 6-й класс 2022
Представлен вариант контрольной работы по теме "Мифы Древней Греции".