Разработка урока по литературе в 5-м классе "Тема грозы в творчестве Ф.Тютчева". Взаимосвязь зрительных и слуховых образов"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников
  • воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе

Краткое описание: урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников.

Используемое оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор (портрет Ф.И. Тютчева)

Материал к уроку: изображения Зевса, Гебы; Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А. Вивальди)

Раздаточный материал: стихи Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; названия греческих богов

Исследуемые материалы (учебник "Литература. 5 класс. 1 часть" Автор: А.И. Княжицкий):

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза")

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво - безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой.
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу.
(Ф. И. Тютчев)

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя

- Мы продолжаем нашу работу по теме художественного произведения. А тему сегодняшнего урока мы сформулируем позже. Давайте вспомним, что читали ранее? Какое впечатление произвели на вас эти произведения? (Л.Н. Толстой. Отрывок из повести "Отрочество" "Гроза". В.В. Набоков. "Гроза". А.С. Пушкин. "Тучи".)

- В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: Дома я вас просила выучить стихотворение А.С. Пушкина "Тучи". (3-4 человека рассказывают стихотворение наизусть)

- Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Толстого? Набокова? Пушкина? Вспомните, минуту на размышление (Туча Толстого страшная, ужасающая; Набокова - волшебная, как громовержец Илья; Пушкина - грозная)

- Какой вывод мы можем сделать из этого? (Тема одна, а понимание ее разное)

- Отчего это зависит? (От фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира писателя)

III. Основная часть урока. Восприятие и истолкование стихотворений.

- Откройте стр. 185 учебника. Перед нами стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза". Теперь на основе нашего вывода сформулируйте тему и цель урока ("Гроза в стихотворении Тютчева". Цель - выяснить, какая гроза Тютчева, как он видит мир).

- Запишите тему в тетрадь.

- Стихотворение "Весенняя гроза" вам уже знакомо, поэтому прочитайте его самостоятельно, а затем вслух. Постарайтесь выделить в нем главное для себя, давая при чтении понять это другим. (3 учащихся читают стихотворение вслух).

-Что, может быть, не получилось у чтеца? (Нужно читать весело, игриво; выделить "люблю").

- Прочитайте последнюю строфу стихотворения

Ты скажешь; ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

- Что здесь происходит? О чем речь? (Мифическое содержание, речь идет о древнегреческом громовержце Зевсе)

- Кто такая "ветреная Геба"? Зевс? Посмотрите на раздаточный материал, прочитайте о мифических героях (Зевс - верховный древнегреческий бог, громовержец, символ солнечной силы, огня, бессмертия. Стрелы молний в мифе обычно держал в когтях орел Зевса. Богиня вечной юности Геба подносила орлу кубок с нектаром)

- Обратите внимание, что меняет Тютчев в стихотворении по отношению к мифу? (Геба поила орла нектаром в мифе, а у Тютчева - "громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила")

- Почему Тютчев так поступает? Определите очень важное отличие в творчестве Тютчева от других писателей (Радостное миропонимание)

- Выясним, отступление ли это от логики? Какая гроза у Тютчева? (Первая, весенняя)

- Обратите внимание, не похоже ли на то, что мы уже читали?

- Здесь не оригинален Тютчев. Почему же именно так заканчивается стихотворение? (Пояснение из истории, мифическое объяснение природы; гроза фантастическая и объяснение ее фантастическое)

- Мы пришли к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий. Запишите его в тетрадь (Особенности стихотворения "Весенняя гроза": радостное мировосприятие, культурный комментарий).

- Прочитайте вслух стихотворение еще раз, переставив 2 и 3 строфу (чтение стихотворения учащимися)

- Что изменилось? Как скользит взгляд поэта? (Гроза - то, что слышимо, поток воды - видимо; происходит подготовка к мифологическому образу грозы)

- Откуда и куда проходит взгляд поэта? (Нет неба и земли, есть одно между ними пространство, в котором находится душа)

- Перечислите звуковые образы (Гремят раскаты молодые, птичий гам:)

- Как соотносятся звуковые образы, почему они находятся в пространстве? (Происходит перекличка, эхо: сначала гроза (на небе), а потом откликается ей то, что на земле)

- Мы с вами увидели действительно необычную грозу. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Найдите в стихотворении и прочитайте строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул:)

- Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.

- Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? (фортепиано, барабаны, тарелки). Характер? Медленная или быстрая? Легкая или тяжелая? Лад - мажор или минор? Короткое или длинное произведение вы бы написали?

- Прослушайте музыку и определите, какая гроза: весенняя или летняя? Почему? (звучит музыка А. Вивальди)

- Действительно, это летняя гроза: стремительная музыка, тяжелая. Ее автором является Вивальди. Он изобразил грозу в цикле "Времена года". Какие инструменты использует автор? Какая музыка по характеру? Почему исполняется быстро? Судя по произведению, какие события происходят, что видит композитор? Чем отличается летняя гроза от весенней?

- Ф.И. Тютчев обращается тоже к летней грозе. В другом своем стихотворении "Как весел грохот летних бурь:" поэт говорит совсем о другой грозе. Настроение этого стихотворения отличается от настроения "Весенней грозы". Но в то же время многое напоминает нам его (стихотворение читает учитель)

IV. Обобщающая беседа.

- Какая гроза Тютчева?

- Чем отличается от других писателей?