Схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу…
Л.Н. Гумилев
Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их важно отметить преемственность при работе с учениками и систематичность этой работы. Однако надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение требует необходимости работы по нему с опорными конспектами. К составлению опорного конспекта предъявляются следующие требования: а) опорный конспект должен быть лаконичен, то есть знаков должно быть немного;
б) опорный конспект должен быть построен из блоков, количество которых не должно превышать 7. Каждый из блоков может быть воспроизведен учащимися в отдельности, что позволит производить опрос нескольких человек по одному опорному конспекту;
в) похожие опорные конспекты трудно сохранить в памяти, поэтому они должны отличаться разнообразием форм;
г) опорные конспекты должны иметь элемент занимательности;
д) опорные конспекты желательно оформлять в цвете: красным – основное;
е) при составлении опорного конспекта необходимо использовать разнообразные сигналы: смысловые, ассоциативные, аббревиатуры, графические, орфографические, пунктуационные, комбинированные.
Как я работаю по опорным конспектам мы с ребятами?
Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления конспекта для формирования у
учащихся умения ориентироваться в нем, проверки
правильности, точности и полноты записи в
качестве образца делается первичное озвучивание
конспекта учителем. На дом учащиеся получают
задание еще раз прочитать теоретический
материал темы и разобрать его по конспекту.
Следующий урок начинается с повторного
озвучивания учителем теоретического материала
по опорной схеме, затем используются различные
формы работы с учащимися по нахождению,
восприятию, пониманию, воспроизведению
отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы
по вопросам, терминологический диктант,
блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные
взаимовопросы, "полетное" повторение.
Работа по опорному конспекту включена во все
уроки по закреплению темы, ее обобщению и
завершается уроками контроля и коррекции. Такое
построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик многократно, но без
специального заучивания проговаривает
отдельные правила и учится строить связный
рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка
помогает развитию монологической речи,
осознанию смысла языковых понятий и терминов,
развивает мышление учащихся.
Таким образом, опорный конспект представляет
собой свернутое знание, готовое развернуться в
объемное. Использование опорных конспектов
повышает качество усвоения информации: материал
излагается дважды, учащиеся готовятся к
воспроизведению опорного конспекта дома,
возможно письменное или устное воспроизведение,
возможны варианты ответов – все это позволяет
прочно усвоить информацию. Использование
опорных конспектов позволяет развивать и
творческие способности учащихся и формирует у
них основы критического мышления. Создание
опорного конспекта – сложная творческая задача,
требующая от учителя и учеников глубокого знания
материала, способности к обобщению и
абстрагированию.
Поэтому, я приведу примеры использование опорных конспектов на уроках литературы.