Цели.
1. Познакомить с народными музыкальными инструментами и их звучанием.
2. Расширить знания о сказках народов мира о музыке и музыкантах.
3. Воспитывать любовь к музыке, литературе, фольклору разных народов (эстетическое, нравственное, воспитание толерантности к национальным культурам).
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Укреплять межпредметные связи литературы и других видов искусства.
Форма урока: урок-экскурсия по музею музыкальной культуры.
Оборудование: выставка народных инструментов (цимбалы, кабыз, трещотка, деревянные ложки, балалайка, баян и др.); оформление доски (записи, таблички-слова, рисунки-иллюстрации, музыкальная викторина, набор открыток “Волшебные инструменты” (фото музыкальных инструментов + тексты сказок разных народов); грамзаписи музыкально-литературных композиций сказок народов мира; поделки учащихся (например, поделка из соленого теста), национальные костюмы.
Ход урока
I. Музыкально-литературное вступление.
Учитель исполняет на цимбалах “Лявониху” (белорусская народная мелодия).
- Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения “Волшебные инструменты”. (Эпос народов мира о музыке и музыкантах)
Словарная работа. Эпос - совокупность произведений народного творчества.
Наша задача - познакомиться с народными музыкальными инструментами, с произведениями устного народного творчества о них.
- А какие жанры фольклора вам известны?
- Вспомните недавно изученную былину, где главный герой мастерски владеет музыкальным инструментом. Каким? (“Садко”, гусли).
Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по Государственному центральному музею им. М.И.Глинки, в котором находится уникальная коллекция музыкальных инструментов народов мира, пройдем по нескольким залам и, возможно, дополним экспозицию новыми экспонатами.
О музыкальных инструментах создано немало сказок и легенд. Эти инструменты “становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов-исполнителей, выражают чувства и мысли главного героя , помогают одолеть силы зла и добиться цели”.
Словарная работа.
Искусство –
1) творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах,
2) умение, мастерство, знание дела.
II. Экскурсия по залам музея.
Мини-лекция “Классификация музыкальных инструментов”. Нас встречает директор музея и его сотрудники (самостоятельно подготовленное задание учащимся музыкальной школы, дополнения 2-х уч-ся, нашедших интересный материал в книгах и Интернете).
1 зал “Русские народные инструменты”.
- Какие русские музыкальные инструменты вы знаете? (Гусли, жалейка, дудка, трещотка, свистульки, гармонь, балалайка и др.)
Выступление солистов народного ансамбля “Росинка”. (Танец, игра на балалайке)
- Какой музыкальный инструмент вы услышали?
2 зал “Белорусские народные инструменты”.
- Музыкальный инструмент дудочка встречается в сказках разных народов. Какие вы знаете? (“Волшебная дудочка” (белорусская, норвежская), “Серебряная дудочка” (шотландская), “Волшебный свисток” (французская) (демонстрация рисунка к белорусской народной сказке).
- Нас встречает смотритель (сотрудник) этого зала. (Выступление ученицы с игрой на трещотке и исполнением белорусской народной песни).
3 зал “Музыкальные инструменты Китая”.
Звучит китайская мелодия (грамзапись “Водопад Байфашуй”).
- А в какой зал мы попадаем сейчас?
- “Это трогательная история о самоотверженной девушке Чанфамэй, ценой своей жизни спасшей односельчан от засухи”.
Цинь - струнный щипковый инструмент народов Китая.
“Музыкант Вэнь”- так называется одна из китайских легенд. В ней рассказывается о скромном музыканте Вэне, который превзошел своего учителя.
Выразительное чтение отрывка из сказки.
4 зал “Грузинские народные инструменты”.
- Мы переходим из зала в зал и попадаем в мир замечательных грузинских музыкальных инструментов, среди которых наиболее известным является чонгури - струнный щипковый инструмент, о котором сложено немало сказок.
Звучит грамзапись “Чонгурист”. (Начало)
- Какую роль играет музыкальный инструмент в сказке?
5 зал “Казахские музыкальные инструменты”.
- Какой наиболее известный народный инструмент казахов?
ДомбрА (созвучно русскому дОмра)
- Кто прочитал сказку “Мастер Али”? Передайте 1-2 предложениями сюжет.
(Сказка о смерти сына хана, растерзанного на охоте диким вепрем, о страшном приказании хана залить горло свинцом тому, кто принесет худую весть, и о мудром музыканте Али, спасшем людей, сообщив о трагедии печальной мелодией на домбре).
Дополнительное сообщение ученицы о традиции дарить музыканту платки (на свадьбе) (демонстрация платков).
6 зал “Украинские народные инструменты”.
- Как называется музыкальный инструмент, прозвучавший в начале урока?
- Хотите еще его послушать? (звучит (на цимбалах) украинская народная песня “Перепелочка”).
- Мы в зале “Украинские музыкальные инструменты”.
Музыкальная викторина. “Охрим-музыкант”.
- Послушайте фрагмент грамзаписи музыкально-литературной композиции по украинской народной сказке о веселом музыканте Охриме, обманувшем богача, сказав, что на базаре золу на сахар меняют, и повеселившем людей. Запомните названия музыкальных инструментов и их звучание.
Проверь себя (переворачивается таблица “Музыкальная викторина” с ответами: сопилка, дрымба, бугай, бандура, барабан).
III. Инсценирование русской народной сказки “Волшебная дудочка”
- В нашем музее действует свой драматический кружок, в котором ребята ставят сказки. Сейчас они представят русскую народную сказку, в которой существенную роль играет народный инструмент, о котором мы с вами сегодня упоминали.
Самостоятельно подготовленное инсценирование сказки.
Дополнение учителя. О вариативности народных сказок.
- Послушайте, как звучит дудочка в грамзаписи сказки “Серебряное блюдечко и наливное яблочко”. Что общего и что отличного от сказки “Волшебная дудочка”, поставленной ребятами?
IV. Выводы и итог урока.
- Музыкальные инструменты встречаются не только в фольклоре, но и в литературном творчестве (литературных сказках, рассказах писателей). Какие произведения о музыке и музыкантах вам известны?
- Интересный рассказ “Лютня” о школьном учителе музыки написал наш земляк Геннадий Машкин, по которому ученица нашего лицея защитила научную работу. (Демонстрация исследовательской работы “Идейно-художественное своеобразие рассказа Г. Машкина “Лютня” - II место на VII научной и инженерной выставке в г. Шелехове). Вы, лицеисты, тоже можете попробовать себя в научной работе. Можно подумать над темой, связанной с изучением литературных сказок о музыке и музыкантах, например, в творчестве Лермонтова.
- Какие залы музея вы могли бы еще открыть? Поделитесь с соседом по парте самостоятельно прочитанными сказками народов мира. Какую роль играет музыка в произведении? (Работа в парах)
- Что нового вы узнали на уроке, что особенно понравилось, запомнилось? Заполните книгу отзывов и предложений. (Отзыв об уроке на листочках)
Отзывы об уроке “Волшебные инструменты”
“Насыщенный урок. Большая предварительная подготовка. Получили истинное удовольствие”.. (Дзюрич Е.Е.)
“Посещение урока “Волшебные инструменты в эпосе народов мира” вызывает восхищение мастерством педагога и творчеством учащихся”.. (Гошкадера Н.А.)
“Мне очень понравилась оригинальная выставка, также прекрасные выступления “работников музея”.Это целая наука о музыкальных инструментах. Очень хороший ход, сюжет урока-экскурсии”. (Сон М.)
“На уроке мне понравился танец под балалайку, доклад об инструментах С.Гаранина и А.Бондаренко, пение под трещотку А.Кузьминых…”. (Михалев Д.)
“Мне урок очень понравился, особенно, что Татьяна Ивановна играла на кумызе и цимбалах”. (Немчинова А.)
“В вашем музее мне больше всего понравилась игра на балалайке и цимбалах. А игра на трещотке и песня, исполненная Асей, меня вообще удивили”. (Бондаренко Т.)
“Мне понравилась викторина. Очень хорошо выступили директор музея (Сергей Гаранин) и его ассистенты (Саша и Ангелина). Еще мне понравилось звучание цимбал в начале урока. Отлично выступила Кузьминых Ася. Мне очень понравился урок!”. (Полухина Ю.)
“Мне понравилось, как выступали Ружанский, Франчук и Чубарев со своим танцем и игрой на балалайке. Понравилось выступление Кузьминых Аси, я никогда не видела и не слышала звучания трещоток.И как мы выступили со своей сказкой “Волшебная дудочка”. (Бычкова Н.)
“Мне очень понравилась выставка музыкальных инструментов и игра на них. И, конечно же, сказка”. (Бондаренко А.)
“Было интересно смотреть, как играли на ложках…”. (Слупский С.)
“Мне понравилась экскурсия в музей…инсценировка русской народной сказки “Волшебная дудочка”. Экскурсия была интересной и очень веселой”. (Кольца С.)
“На этом уроке я узнала про многие музыкальные инструменты разных народов”. (Меншагиева Д.)
“Сегодня на уроке мне понравилось: сценка “Волшебная дудочка”, представление музыкальных инструментов, начало урока, сообщения одноклассников, оформление доски и все-все выступления!” (Зубарев С.)
“Урок прошел интересно. Ребята показали хорошую сказку. Было интересно и полезно слушать Сережу Гаранина. Я думаю, что этот урок запомнится всем и надолго”. (Кузьминых А.)