Интегрированный урок по английскому языку и русской литературе "1150 лет славянской письменности"

Разделы: Русский язык, Литература, Иностранные языки, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


“Люди, отмеченные провидением,
всегда посылаются для всего человечества”.
П.Я. Чаадаев (слайд 2)

Цели.

  • Познакомить учащихся с историей славянской письменности.
  • Обобщить знания о письменности – одной из важнейших составных частей человеческой культуры.
  • Расширить кругозор учащихся новыми знаниями о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, пробудить к творческому поиску учеников, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
  • Формировать мотивацию чтения и говорения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрить новые интерактивные формы воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование мировоззрения учащихся.
  • Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.
  • Воспитывать патриотические чувства.

Ход мероприятия

Вступительное слово

English teacher: Glad to meet you! Today we’ll speak about our Great Holiday, about the Day of Russian Writing and Culture. Writing is one of the most important part of human culture. Weliveintheworldofinscription, notice, legend. It’s our ordinary life and we get used to it! And now let’s think what we shall do without writing, alphabet, and letters. We’llspeakaboutit!

Учитель русской литературы: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”.

1st compere: Good morning everybody: our guests, teachers, girls and boys.

Ведущий 4: Доброе утро всем: нашим гостям, учителям, девочкам и мальчикам.

2d compere: We are glad to meet you.

Ведущий 3: Мы рады встретиться с вами.

3d compere: We are glad to welcome you to our literary party

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной.

4th compere: But today we have an unusual party.

Ведущий 1: Но сегодня это необычная литературная гостиная.

1st compere: We have Russian Literature and English together.

Ведущий 4: Она будет проходить на русском и английском языках одновременно.

2d compere: Today we’ll speak about the appearance of Russian writing

Ведущий 3: Сегодня мы поговорим о появление русской письменности,

3d compere: About its founders

Ведущий 2: оеёоснователях

4th compere: About the importance of books and literature in our life

Ведущий 1: о важности книг и литературы в нашей жизни.

1st compere: Are you ready for the party? OK!

Ведущий 4: Выготовы, мыначинаем

(Звучит Валаамский распев)

2dcompere: And we begin our party with the words of Dmitry Lichachyov: (слайд 3)

Ведущий 3: И мы начинаем со слов Дмитрия Лихачёва

Ведущий 2: “Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”.

3dcompere: The 24th of May 2013 is the Great Holiday in Russia. (cлайд 4)

Ведущий 1: 24 мая 2013 года – великийпраздниквРоссии.

4th compere: Russian writing was appeared1150 years ago.

Ведущий 4: 1150 лет назад появилась русская письменность.

1st compere: The 24th of May is the day of memory of two Saints Kiril and Metodij, the founders of the Macedonian literacy. (слайд 5)

Ведущий 3: 24 мая – это День памяти двух Святых Кирилла и Мефодия, основателей Македонской грамотности.

2dcompere: It’s a Day of Slavonic Writing and Culture.

Ведущий 2: Это День Славянской Письменности и Культуры.

3dcompere: Since 1991 year Russian people have traditionally celebrated this holiday

Ведущий 1: С 1991 года люди России Традиционно празднуют этот праздник.

4thcompere: This holiday after many years of silence was renewed in 1986(слайд 6)

Ведущий 2: Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году,

3dcompere: and in 1996 it became a state holiday according

Ведущий 3: а в 1991 году ему был придан статус государственного согласно

2dcompere: to the Decree of thePresidium of Upper Committee of the Russian Federation

Ведущий 4: Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР

1st compere: from 30th January 1991 “About the Day of Slavonic Writing and Culture”

Ведущий 1: “О Дне славянской письменности и культуры”, 30 января 1991 года.

Ведущий 2: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР О Дне славянской письменности и культуры: (слайд 7)

Ведущий 3: Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Ведущий 4: Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры. Председатель Верховного совета РСФСР Б. Н. Ельцин.

Ведущий 1: “Москва, Дом Советов РСФСР. 30 января 1991 года.

Ведущий 4: Немного истории (слайд 8)

Ведущий 3: 150 лет назад, 24 мая 1863 г. , Российский Святейший Синод в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия установил

Ведущий 2: ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 мая по новому стилю).

(Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев)

Стихотворение (читает ученик - 7-го класса) (слайд 9)

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская

4th compere: Do you often think howour ancestors lived, how they associated, related, what they thought about and dreamed?(слайд 10)

Ведущий 1: Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как общались, о чем думали и мечтали?

3d compere: To learn it we can from books – the real miracle of human hands.

Ведущий 2: Узнать об этом нам помогают книги - настоящее чудо рук человеческих.

2d compere: Book is wisdom of many generations

Ведущий 3: Книга – это мудрость многих поколений.

1st compere: But for writing a book you have to have another miracle – alphabet. (слайд 11)

Ведущий 4: Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним чудом - азбукой.

4thcompere: Thismiraclehasbeenaccompanyingusallourlife

Ведущий 1: Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней.

3d compere: And now let’s listen to the poem “BOOKS”. The author of it is Ann Burlakova

Ведущий 2: А теперь, давайте послушаем стихотворение Анны Бурлаковой “КНИГИ”:

Ведущий 3: В нём рассказывается, что книги рассказываю нам о разных вещах, о которых мы хотели бы знать.

Ведущий 4: Книги рассказывают нам о великих людях, которые жили много лет назад и о странах, о которых мы хотели бы знать и многом другом. (слайды 12 – 13)

2d compere: Please, childrenof the 5th form:

Ведущий 1: Пожалуйста, ребята 5а класса:

1st pupil:

Books are full of many things
That I would like to know.
Books are full of greatest men
That lived long, long ago.

2d pupil:

Books are full of countries,
That I would like to know.
Books are full of nice people
That I would like to be.

3d pupil:

Books are full of children
That I would like to meet.
Books are full of sweet fruit
That I would like to eat.

4th pupil:

Books are full of mountains
That can be high or low.
Books are full of some trips
That I would like to take.

5th pupil:

Books are full of good songs
That I would Like to make
Books are full of many games
That I would like to play.
Books are our best friends
As people often say.

1st compere: Thanks, children.

Ведущий 4: Спасибо, ребята. Мыпродолжаем

2dcompere: And anothermiracle. Themen’s names created our alphabet are known.

(слайд 14)

Ведущий 3: И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны.

3d compere: They are solonic brothers-monks Kiril and Metodij.

Ведущий 2: Это солунские братья - монахи Кирилл и Мефодий.

4th compere: What was the way of creating alphabet? What men were Kiril and Metodij?

Ведущий 1: Каким был путь создания азбуки? Какими людьми были Кирилл и Мефодий?

1st compere: What does their exploit consist of? How do people keep memory about them, great enlighteners?(слайд 15)

Ведущий 2: В чем состоит их подвиг? Как люди хранят память о великих просветителях?

2dcompere: We’ll try to answer on these questions.

Ведущий 3: На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

3d compere: The first page – Lives of Kiril and Metodij. (слайд 16)

Ведущий 4: Первая страница – Жизнь Кирилла и Мефодия

(Рассказывают учащиеся 7-ого класса )

Учащийся 1: В греческомгороде Солуне (теперь Салоники, в Северной Греции) в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник(командира военного подразделения), по имени Лев.

Учащийся 2: Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии...

У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.

Учащийся 3: Кирилл родился в 827 году, Мефодий родился в 815 году. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Латинский язык не был известен солунцам. (слайд 17)

Учащийся 4: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке.

Учащийся 1: Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Константин. (Слайд 18)

Учащийся 2: Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

Учащийся 3: После долгих поисков ему, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику. . .

Учащийся 4: Инсценировка “Константин и приезжий” (7класс)

Константин. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни. (Слайд 19)

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Константин. И все же я хочу понять, что написано в мудрых книгах. (Слайд20)

Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Уходят со сцены, затем возвращаются)

Учащийся 1: Через год приезжий снова повстречал Константина.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Константин. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Константин. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их, фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(Уходят со сцены)

Учащийся 2: После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь,

(слайд 21)

Учащийся 3: столицу Византийской империи. Там он продолжил свое обучение.

Учащийся 4: Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.

Учащийся 1: А теперь Отрывок из “Жития Кирилла и Мефодия”. (Слайд22)

Учащийся 2: Из воспоминаний великих братьев:

Кирилл: Мне еще не было и пятнадцати лет, когда меня с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где я воспитывался и обучался вместе с малолетним сыном императора - Михаилом. Мой старший брат Мефодий последовал за мной. Сам византийский император покровительствовал Мефодию и назначил его правителем Македонии — подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.

Мефодий: Не отставал от меня и мой младший брат Кирилл. Он быстро постигал научные премудрости, легко разбирался в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу.

Кирилл: Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед нами. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Ведь сам, Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык. (Слайд23)

Мефодий: Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе,получил хорошее образование, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.

Ведущий 4: Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались. (Слайд24)

Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

4th compere: on the 24th of May 863 in the town of Plisk (слайд25)

Ведущий 1: 24 мая 863 года в городе Плиске,

3dcompere: which was the capital of Bulgaria in that time

Ведущий 2: который был в то время столицей Болгарии,

2dcompere: Kiril and Metodijannounced

Ведущий 3: КонстантиниМефодийогласили

1th compere: about creating of Slavonic alphabet.

Ведущий 4: об изобретении славянского алфавита.

2dcompere: Kiril and Metodij created Slavonic alphabet which was easier and more elementary, more intelligible and considerable convenient. (слайд 26)

Ведущий 1: Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании.

3d compere: Kiril’s alphabet consisted of 43 letters and figures. We can also notice that some modern letters are soundedand written

Ведущий 2: Азбука Кирилла насчитывала сорок три буквы и включала в себя также и цифры. Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те,

4thcompere: in the same way which was proposed by Kiril. It was “kirilitsa”. It was introduced in many Slavonic countries in that time.

Ведущий 3: что были предложены Кириллом. В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука – кириллица,

3dcompere: It was created in the end of the 9th century and beginning of the 10th century. Each letter had each name: “az”, “buky”, “vedi”, “ludi”,”pokoy”, “fert”, “idzitsa”...(слайд 27)

Ведущий 4: составленнаявконце 9 начале 10 века, укаждойбуквысвоеназвание “аз”, “буки”, “веди”. . . “люди” . . . “покой”. . . “ферт”. . . “ижица”. . .

2dcompere: Slavonic alphabet existed invariably in Russia for over seven hundred years.

Ведущий 3: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий.

1stcompere: Brothers remembered that letters must be fine because they must attract human who saw letters wanted to write with them

Ведущий 2: Братья помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

2dcompere: Another alphabet with which Slavonic people wrote was “glagolica”(слайд 28)

Ведущий 3: Другая азбука – глаголица, которой пользовались древние славяне, не имеет никакого сходства с греческой азбукой.

3dcompere: Maybe Kiril wasn't a founder of "glagolica" but it’s known that he put some new items in it and used it.

Ведущий 4: Есть основания полагать, что хотя Кирилл и не был ее создателем, однако он внес в нее некоторое усовершенствование и использовал ее наряду с кириллицей.

4thcompere: And now let’s listen to the poem “Kirilitsa” by Valentina Sidorova.

3 ведущий: Стихотворение Валентина Сидорова “Кириллица”

(рассказывают ученики 7-го класса) (слайд 29)

Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“Я есмь!” - заявила Вселенной,
“Яесмь! ” - заявилавекам.

3dcompere: After the death of two great brothers their disciples were undergone to persecution. The Rome Pope forbade the learning of Slavonic language. (Слайд 30)

Ведущий 2: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. ПапаРимскийзапретилизучениеславянскогоязыка.

2dcompere: The new alphabet confirmed firmly in Bulgaria, and then in Serbia, Rumania, and Russ

Ведущий 3: новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1stcompere: Every letter in kirilitsa was special. Ithadname.

Ведущий 4: Каждая буква кириллицы была особенной и имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, (слайд 31)

Ведущий 3: Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

Ведущий 2: М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо...

Ведущий 1: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Ведущий 2: Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Ведущий 3: Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Ведущий 4: Стоять фертом  - стоять руки в боки, какбуква Ф

Ведущий 3: Сначала аз да буки, а потом и науки – т. е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

Ведущий 2: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского “Старославянский язык”: (слайд 32)

Отчего, обжигая горло,
Разбирая часами подряд
Сочетания “оло”и “оро” -
“Вран” и “ворон”, “молод” и “млад”?
“Человек некий име два сына...”
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян...
Сто-ро-на.
Го-ло-са.
До-ро-га.
Я усвоил твёрдо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык!”

2dcompere: Only Peter the 1st changed Slavonic alphabet into “civil” one. According to tsar’s decree letters ‘us little”, “us big”, “ksi”, “psi”, “zelo” were abolished and ordered to simplify writing. (слайд33)

Ведущий 1: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена “гражданской”, были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

3d compere: In the second part of the 18th century new letters were added into Russian alphabet. They were not in Slavonic alphabet. They were “Ye” and “Yo”

Ведущий 2: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Этобуквы “Й” и “Ё”.

4thcompere: New reform of Russian alphabet took placein 1918. According to it letters “desyatirichnoye”, “yat”, “fita”, ‘idzitsa”, and letter “yer” in the end of the words were desipeared. (слайд34)

Ведущий 3: Новая реформа алфавита была проведенав России в 1918 году. Согласно ей упразднялись буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

3d compere: Now our alphabet has 33 letters.

Ведущий 4: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33.

2d compere: Slavonic alphabet is wonderful. It is considered one of the simplest one for writing. And the names Kiril and Metodij became the symbol of soul heroism(слайд 35)

Ведущий 3:  Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, “первоучителей словенских”, стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

(звучит гимн Кириллу и Мефодию)

Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя! (слайд 36)

1 –чтец:

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий.
За труды свои прославляются.

2 чтец:

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец:

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Викторина (презентация 2)

1. Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3. Почему Кирилла и Мефодия называют “Солунскими братьями”? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4. Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл? (Константин)

5. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7. Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8. Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9. Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10. Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11. Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке.  (“Повесть временных лет”,  “Русская правда” - свод законов,   “Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха” и др. )

12. В чьё царствование славянская азбука была заменена “гражданской”. (По Указу Петра Первого)

13. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)