Класс: 1-4.
Цель: знакомство учащихся со славянской культурой в свете изучения русского языка.
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;
- показать путь развития книгопечатания.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры
- развивать творческое воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;
- воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;
- воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.
Техническое оформление: мультимедийная презентация “День славянской письменности и культуры”.
Проведению урока предшествует организационная работа:
- подбор музыкального сопровождения и литературного материала (стихи, эпиграф (Приложение 2), выставка “Моя любимая книга”, выставка рисунков (Приложение 3) “Что за прелесть эти сказки!”, викторина (Приложение 4) по материалам праздника для учащихся);
- изготовление наглядных пособий и реквизита (название праздника (Приложение 1), буквы (для составления слов “Русь”, “Азбука”), плакаты с изображением букв славянской азбуки;
- подготовка учащимися сообщений об истории возникновения письменности на Руси:
- проведение репетиций;
- подготовка зала.
Ход праздника
На экран проецируется 3-й слайд.
I. Вступительное слово учителя (читает эпиграф):
Без букв нация наша исчезла бы с лица Земли.
Без букв не было бы у нас ни одного
великого имени, ни одной великой даты,
ни одной мысли, пронёсшейся в веках...
Стефан Продев
Звучит русская народная песня “Во поле берёза стояла” (учащиеся 1-го класса).
II. Организационная часть.
1-й ведущий. Начинаем вечер, посвященный Празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й ведущий. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.
1-й ведущий. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.
2-й ведущий. Поэтому и поныне славим мы буквы. 24 мая в нашей стране отмечают большой праздник – День Славянской письменности и культуры.
III. Основная часть.
1) Создатели славянского алфавита.
Ученик. Существует библейская легенда о строительстве Вавилонской башни. Строители хотели построить башню выше облаков, выше самого неба. Господь решил наказать людей за их строптивость. Люди разучились говорить на одном языке. Все заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Так Вавилонская башня и не была достроена, и время сравняло её с землёй. Как же трудно, когда люди не могут понять друг друга!
1-й ведущий. И у нас сегодня не просто праздник [Enter] святых Кирилла и Мефодия, но и праздник единства народа. Ведь до Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности.
Ученик. Кто же были Кирилл и Мефодий? По древнейшим жизнеописаниям известно, что отец их, по имени Лев, был греческим чиновником, а мать Мария была родом славянка. Братья с детских лет слышали греческую и славянскую речь. Жили они в греческом городе Солуни.
Ученик. Старший, Мефодий, 10 лет прослужил в должности военачальника. Успехи младшего Константина в науках были поразительны: он в совершенстве знал несколько языков, преуспел в изучении риторики, астрономии, геометрии и других науках. Когда он стал монахом, то принял имя Кирилл.
2-й ведущий. За большие [Enter] заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их изображали даже в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держал славянскую азбуку.
Танец под музыку “На горе-то калина” с павловопосадскими платками исполняют ученицы 3 класса.
2) Крещение Руси.
Появляется Боян (ученик в костюме древнерусского сказителя). [Enter]
Боян. Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие. То приехал к нам во златом венце грозный князь Владимир Красное Солнышко. Да хвалили и славили князя народ русский за доброту и милость, за то, что породил на землю русскую свет христианство.
Заходит князь Владимир (ученик в костюме князя).
Боян. И глядит – то князь на диво дивное, чудо чудное, да невиданное на славянский праздник, как славянский праздник, как во средней школе 17-ой, да Палласовской. (Владимир усаживается)
Князь Владимир. - Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах. Пускай летят во все стороны Руси гонцы с вестью о том, что все будут крещены в водах Днепра [Enter]
Боян.
И гласится в этой вере:
будьте люди, а не звери!
Это вам в небесной сфере
Золотой сияет крест!
Князь Владимир.
Да будет Русь едина и бог един!
Теперь мы одна держава! (Уходит.)
3) Славянская письменность и первые книги.
1-й ведущий. А вместе с христианством на Руси появились первые книги [Enter] - Библия и Евангелие. Так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди, которые помогли бы перевести их – это были два монаха Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку на основе греческой. Первой азбукой [Enter] была глаголица – от слова “глаголь” (речь). А мы с вами пользуемся другим вариантом славянской [Enter] азбуки. Его называют кириллицей – в честь Кирилла. В ней 43 буквы. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники [Enter] в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. [Enter] Памятники стоят и в других странах...
Учащиеся 2 класса исполняют танец с буквами под музыку “Калинка” (автор И.П. Ларионов) и составляют слова “Русь” и “Азбука” из букв, которые держат в руках.
4) Исторические изменения в алфавите.
[Enter] Кириллица стала основой современного алфавита. Как это происходило?
2-й ведущий. Давайте прочитаем буквы старославянского языка.
1-й ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они понимали о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
1-й ведущий. [Enter] Лишь во времена царя Петра I были внесены в алфавит [Enter] изменения. (На сцену выходит ученик в военной форме петровского времени.)
Военный в треуголке. Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы [Enter] [Enter] “юс малый”, [Enter] [Enter] “юс большой”, [Enter] “кси”, [Enter] “пси”, [Enter] “зело”, [Enter] “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.
2-й ведущий. Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.
Военный в треуголке. Это [Enter] буквы “и краткое” и ё.
1-й ведущий. В начале [Enter] XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. [Enter] Такая реформа была проведена в 1918 году.
На сцену выходит ученик в форме красноармейца в будёновке.
Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: [Enter] “i десятеричное”, [Enter] “ять”, [Enter] “фита”, [Enter] “ижица” и [Enter] буква “ер” на конце слов.
2-й ведущий. По истечению многих лет славянская азбука утратила некоторые буквы, и теперь мы ее видим вот такой [Enter]. Славянской письменности уже 1000 лет! Наша азбука удивительна! И сейчас она не перестаёт поражать нас простотой и удобством.
5) История книги с древних времён до наших дней.
1-й ведущий. Ребята, у каждого из вас в портфеле, дома есть книги. 5 веков назад такое количество книг было только у самых богатых людей. Сейчас мы пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А как же все это происходило в древности?
Ученик. До того, как появилась бумага, славяне писали [Enter] на бересте – берёзовой коре, вернее, выцарапывали специальной палочкой, она называлась писалом. После чтения такие послания часто выбрасывали. Там, где не росли берёзы [Enter], использовали пергамент. Его делали из телячьей кожи. [Enter] Стоил он дорого. Ненужные записи на нём соскабливали и вновь писали на очищенном листе.
Ученик. [Enter] В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2 – 3 раза больше остальных букв, ее старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по ее окраске и важности и сама строка называлась красной строкой.
2-й ведущий. Мастера [Enter] надевали на книгу переплёт. Делали его из досок и обтягивали кожей или тканью, украшали золотом и драгоценными камнями. Такую книгу делали несколько лет. И книги могли иметь только богатые люди.
1-й ведущий. [Enter] Одним из лучших переписчиков книг в Москве был Иван Фёдоров. Он – первый человек на Руси, кто стал печатать книги. Первая [Enter] печатная книга “Апостол” была напечатана за столько времени, за сколько Земля делает полный оборот вокруг Солнца. (За год.) Вторая книга была напечатана быстрее – за два месяца.
2-й ведущий. [Enter] “Печатный двор” Ивана Фёдорова имел свой издательский знак. Ивану Фёдорову поставлены [Enter] памятники в Москве, Львове и других городах.
1-й ведущий. Единая азбука объединила Русь, сделала её сильной культурной державой.
6) Закрепление знаний учащихся по истории возникновения славянской письменности.
2-й ведущий. Ребята, какой же праздник без игр и развлечений? И у нас сегодня в гостях скоморохи!
Выходят ученики 4-го класса в костюме скоморохов и проводят викторину (Приложение 4).
Скоморох. Какие вы молодцы! А задание труднее вам под силу? Вам нужно угадать, какую букву мы сейчас изобразим с помощью своих рук и ног (проводится игра “Угадай букву”).
IV. Итоговая часть.
Ведущий: Вот и подходит к концу наш праздник, посвященный славянской письменности. В нашей стране проводится праздник славянской письменности и культуры с 1987 года. Мы будем продолжать эту традицию.
Ученик.
Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова, золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Ученик.
Они веселы и суровы,
До наших времён донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.
Все вместе: Да здравствует старославянский! [Enter]
Звучит песня “С чего начинается родина” (В. Баснер, М. Матусовский).
Источники информации.
- Завьялова Е.А. Бегущая словесная строка. // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №2.- С.15-22.
- Праздник славянской письменности и культуры // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 20 – 22.
- https://urok.1sept.ru/articles/502737/