В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования. Речь, таким образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе, о внедрении инноваций.
Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, как увеличить объем материала, изучаемого на уроке, как ускорить темпы обучения, как устранить потери времени и т.д. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому мы решили найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь нам в решении этой проблемы пришли приемы технологии “Развитие критического мышления”.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология “Развитие критического мышления” позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Мы считаем, что в работе с детьми в режиме технологии “Развитие критического мышления” можно вести как урочную, так и внеурочную деятельность: проведение классных часов, классных мероприятий, коллективно- творческих дел и т.д. При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу.
Базовая модель “вызов – осмысление содержания - рефлексия” отражает 3 стадии единого процесса движения учеников от поставленных целей к результатам воспитания. На стадии вызова предполагается вызвать “на поверхность” имеющиеся у ребят знания, убеждения. Мотивом к обсуждению может стать обмен противоречивой и неполной информацией. Важно на данной стадии не допускать критики. Никто не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Если педагог грамотно организует работу класса на стадии вызова, у детей возникает естественное желание узнать новое, поделиться своими мыслями, что-то обсудить. Когда ребята работают с различной информацией: читают специально подобранные тексты, слушают объяснение педагога, просматривают фильмы, дискутируют, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмыслением содержания. На стадии рефлексии воспитатель и воспитанники возвращаются к возникшим на стадии вызова вопросам и проблемам, сопоставляют новую информацию с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения, обмен мнениями. В процессе рефлексии ученики формулируют выводы по обсуждаемой теме.
Технология “Развитие критического мышления” предлагает для выбора целый набор стратегий, приёмов и методов, которые можно использовать на всех стадиях единого процесса. На стадии вызова часто использую “Корзину идей”.
На стадии содержания - кластеры, чтение с остановками, таблицы вопросов, игру “Как вы думаете?” (всегда, иногда, никогда), перекрёстную дискуссию (хорошо – плохо, возможно – невозможно); применяю различные стратегии: “ИДЕАЛ”, “ ИНСЕРТ”, стратегию “До и после”; приёмы “Плюс – минус – интересно”, “Фишбоун”, “Верите ли вы…”, “Неоконченное предложение”.
Чтение с остановками также удачно вписывается в уроки литературы. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализ средства художественной выразительности побуждает учащихся к размышлению.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
“Мозговой штурм” позволяет не только активизировать школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов, ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
На стадии рефлексии детям нравится приём “ПОПС – формула”, написание синквейнов. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
В результате использования ТРКМ у детей происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом учащимся часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
В результате систематического применения ТРКМ во внеурочной деятельности формируются:
· способность к выбору;
· способность оценивать себя, свои действия и поступки;
· личностные приоритеты (образ “Я”);
· функция ответственности;
· поиск смысла жизни.
Критическое мышление учит детей активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимосотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Когда мы мыслим критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.