Цели урока.
Оборудование.
- Текст баллады Р.Л.Стивенсона “Вересковый мед” в переводе С.Я.Маршака (В.Я.Коровина Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. – М., Просвещение, 2012).
- В.Я.Коровина Фонохрестоматия к учебнику “Литература. 5 класс”.
- Мультимедийная презентация к уроку.
Опережающие задания к уроку.
Предварительно класс разделен на 4 группы, каждая группа получила индивидуальное задание к уроку:
- Выписать из словаря литературоведческих терминов определение слова “баллада” и на примере баллады В.А.Жуковского “Кубок” вспомнить признаки этого жанра.
- Подготовить сообщение на тему “Шотландия – страна загадок”.
- Подготовить сообщение на тему “Знакомьтесь: Стивенсон”.
- Подготовить инсценировку эпизода “Допрос”.
Ход урока
1. Оргмомент (подготовка к уроку).
2. Вступительное слово учителя.
Все любят путешествовать. Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. Но путешествие необычное, заочное, на фрегате под названием “Литературные встречи” Экипаж занял свои места, пришло время узнать, куда же мы отправимся.
Автор, с которым мы сегодня познакомимся, родился в стране, где у мужчин очень необычный национальный костюм. (Слайд №2). Презентация
3. Сообщение на тему “Шотландия – страна загадок”. (Слайды №3, 4).
4. Формулировка темы и целей урока.
5. Сообщение на тему “Знакомьтесь: Стивенсон” (в период выступления группы остальные учащиеся заполняют в тетради опорную схему, которую представляют по окончании выступления) (Слайды №5, 6)
Пример опорной схемы
Роберт Льюис Стивенсон
1850 – 1894
Шотландия, Эдинбург
писатель, поэт
приключенческие романы, повести (“Остров сокровищ”, “Черная стрела”)
сб. “Баллады” (1890)
переводили К.Бальмонт, В.Брюсов, К.Чуковский, С.Маршак.
6. Актуализация теоретических знаний (работа с термином “баллада”; на примере баллады В.А.Жуковского вспомнить признаки этого жанра)
7. Чтение баллады “Вересковый мед” (читает учитель или звучит запись из фонохрестоматии)
8. Фронтальная беседа:
О каких событиях рассказывает баллада?
Какие признаки жанра “баллада” вы нашли в произведении?
9. Осмысление сюжета, составление плана баллады: работа с материалами слайда №10: восстановите хронологическую последовательность иллюстраций. Подберите в качестве названий к ним строки из баллады.
10. Инсценировка эпизода “Допрос”
- Проследите поведение героев во время этой сцены.
- Выразите свое отношение к поступку старика?
- Как автор относится к нему?
- Какие черты характера героя восхищают автора?
11. Творческое задание: попытайтесь сделать свой перевод данного отрывка из баллады.
I told the truth, the Scots,
I was waiting for her son from harm.
I did not believe in the strength of the young,
Not shaving their beards.
And I is not afraid of fire.
Let me die
My holy mystery -
My heather honey.
Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне огонь не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна –
Мой вересковый мед.
(Перевод С.Маршака)
Сравните свой вариант перевода с переводом С.Я. Маршака. Как вы думаете, почему С.Маршак в 1942 г. (идет Великая Отечественная война) обратился к переводу шотландской баллады? (Возможный вариант ответа: баллада учит мужеству, стойкости, патриотизму, тем качествам, которые в этот период были особенно важны).
12. Домашнее задание (на выбор).
- Напишите сочинение-миниатюру “Моя святая тайна…”.
- Сопоставьте разные переводы баллады Стивенсона.
Список использованной литературы
- Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX века. — Л., 1984.
- Кашкин И. Р. Л. Стивенсон, в его кн.: Для читателя-современника. — М., 1968.
- Олдингтон Р., Стивенсон. — М., 1973.
- Урнов М. В. На рубеже веков. — М., 1970.