(Слайд 1) Тема: «Звали меня Мариной…» 9 класс
Цель: рассказать о личности М. Цветаевой и познакомить с ее творчеством.
Подготовительный этап
Особенность урока заключается в том, что Марину Ивановну «играет» учитель, Марину-маленькую и Алю – ученицы. В основу урока положены воспоминания А.И. Цветаевой, А.С. Эфрон и произведения М.И. Цветаевой.
Оформление.
На доске: М.И. Цветаева (1892 – 1941)
Светлой памяти М.И. Цветаевой посвящается
(слайд 2)
Полыхни малиновою юбкой
Молодость моя! Моя голубка…
(Слайд 3)
Трудно говорить о такой
безмерности, как поэт.
Откуда начать?
Возьмите стихи – это и
есть моя жизнь.
М. Цветаева
В классе: многочисленные фотографии, связанные с М. Цветаевой, ее семьей, местом жизни и гибели.
Музыкальное сопровождение к презентации:
- Трек №1 Ф. Гойя слайд 1-3
- Трек №2 Ф. Шопен Прелюд № 17 ля бемоль мажор слайд 4-10
- Трек №3 Л. Бетховен «К Элизе» слайд 11-14
- Трек №4 В. Моцарт «Реквием» часть 7 «Слезная» слайд 23-27
- Трек №5 М. Минков М. Цветаева «Реквием» (Монолог) слайд 28-29
- Трек №6 М. Таривердиев М. Цветаева «Мне нравится» финал урока
- Трек №7 М. Таривердиев М. Цветаева «У зеркала» финал урока
Ход урока
1. Рассказать о личности М. Цветаевой – ролевая игра.
М. Цветаева-учитель:
Стихи «Красною кистью»
(Слайд 4)
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
«Родилась я ровно в полночь с субботы на воскресенье… я приобщила себя субботе, кануну, концу».
(Слайд 5) Стихотворение «Между воскресеньем и субботой я повисла, птица вербная»
Анкета (в сокращении)
«Марина Ивановна Цветаева.
Родилась 26 сентября 1892 г. в Москве.
Дворянка.
Отец — сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (Москва, Знаменка). Герой труда. Умер в Москве в 1913 г., вскоре после открытия Музея. Личное состояние (скромное, потому что помогал) оставил на школу в Талицах (Владимирская губерния, деревня, где родился). Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.
Мать — польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее.
Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать.
…Главенствующее влияние — матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroica). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери — спартан-ство. Два лейтмотива в одном доме: Муз.ыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский — рыцарский. Жизнь на высокий лад.
…Наилюбимейшие стихи в детстве — пушкинское «К морю» и лермонтовский «Жаркий ключ». Дважды — «Лесной царь» и Erlkonig. Пушкинских «Цыган» с 7 л(ет) по нынешний день — до страсти. «Евгения Онегина» не любила никогда.
Любимые книги в мире, те, с которыми сожгут: «Ни-белунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве».
Любимые страны — древняя Греция и Германия.
Образование: 6-ти лет — музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 9 лет — IV женская гимназия, 10 лет — ничего, 11 лет — католический пансион в Лозанне, 12 лет — католический пансион во Фрейбурге (Шварцвальд), 13 лет) — ялтинская гимназия, 14 лет — московский пансион Алфёровой, 16 лет — гимназия Брюханенко. Кончила VII классов, из VIII вышла.
Слушала 16-ти лет летний курс старинной французской литературы в Сорбонне.
…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие.
Первая книга — «Вечерний альбом». Издала сама, еще будучи в гимназии. Первый отзыв — большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие.
Любимые писатели (из современников) — Рильке, Р. Роллан, Пастернак…
…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.
Был бы щит, начертала бы: «Не снисхожу».
Марина Цветаева
(Слайд 6) Появляется Марина-маленькая. Они тянут друг к другу руки:
Марина-маленькая: Ма-ри-на.
Марина-взрослая: Ма-ру-ся.
Ученица, Марина-маленькая читает стихотворения «Из рая детского жилья», «Моим стихам, написанным так рано», «В зале», «Ты, чьи сны еще непробудны» (по выбору).
(Слайд 7) «В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт?»
«Еще из маминого дневника: мы (5 и 3 года) играем – Маруся продает, я покупаю
Ася: Пацем?
Маруся: Я – задаром продаю!
Ася: Как дорого!
Мамины рассказы! О чем? О чем только не! О старом короле Лире, изгнанном дочерьми, которым он отдал корону и царство, о его ночи под грозой в поле… О молодом Людовике Баварском, любившем луну, отрекшемся от престола, поселившемся в лесу, жившем ночью под музыку Вагнера… Он утонул в озере… Мама с дедушкой плыли по этому озеру на лодке. Мама, сняв с пальца кольцо, опустила с ним руку в воду, разжала – и оно, замедленное водой в падении, ушло, затонув, в глубину… Это мы понимаем…»
(Слайд 8) Стихотворение «Книги в красном переплете»
(Слайд 9) «У первой бабки – четыре сына»
«Отец наш – профессор Московского университета – Иван Владимирович Цветаев… Он начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеитальянском народе осках, для чего исходил Италию и на коленях излазил вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена. Это дало ему европейскую известность. Российская академия присудила ему премию «За ученый труд на пользу и славу Отечеству». Балонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца докторской степени.
Отец… великий и бескорыстный труженик, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств, ставшего ныне культурным центром мирового значения…» (М. Цветаева и Маруся, расставаясь, машут друг другу руками).
(Слайд 10) М. Цветаева выходит замуж за С. Эфрона.
«В Крыму, где я гощу у Макса Волошина, я встречаю моего будущего мужа, Сергея Эфрона. Нам 17 и 18 лет. Я обещаю себе, что бы ни случилось, я никогда с ним не расстанусь. …А с камешком – сбылось, ибо Сергей Яковлевич Эфрон… чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне – величайшая редкость! – генуэзскую сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной»
Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»
(Слайд 11) 5.09.1912 г. у Цветаевой рождается дочь.
М. Цветаева-учитель:
Аля, маленькая тень
На огромном горизонте:
Тщетно говорю: «Не троньте!»
(Слайд 12) «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5.09.1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов
Девочка – Царица бала!
Или схимница – Бог весть!
– Сколько времени? – Светало
Кто-то мне ответил: – Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Я назвала ее Ариадной, – вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые. (Ну, Катя, ну, Маша – это я понимаю! А зачем Ариадна?) друзьям, которые находят, что это «салонно»… Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
– Ариадна – Ведь это ответственно»
(Слайд 13)
Аля-маленькая:
Корни сплелись,
Ветви сплелись,
Лес любви.
(Слайд 14) Стихи, посвященные Але.
– Сивилла! – Зачем моему
Ребенку – такая судьбина?
Ведь русская доля – ему…
И век ей: Россия, рябина…
(«Ты будешь невинной, тонкой…», «Когда-нибудь, прелестное созданье», «Не знаю – где ты и где я»… (по выбору)
Аля-маленькая – ученица.
(Слайд 15)
Быть нежной, бешеной и шумной,
Так жаждать жить!
Очаровательной и умной, -
Прелестной быть!
Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины...
– О возмущенье,
Что в могиле мы все равны!
«Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии… легки и стремительны движения. Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом; светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем.
Руки были крепкие, деятельные, трудовые.
Голос девически высок, звонок, гибок.
Речь – сжата… Умела слушать…
Была блестящим рассказчиком.
Была действительно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
С природой была связана поистине кровными узами, любила ее – горы, скалы, лес… С неизменной нежностью, верностью и пониманием относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.
Считалась с юностью, чтила старость.
К людям труда относилась – неизменно с глубоким уважением собрата: праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлебанность, лень и пустозвонство.
Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.»
М. Цветаева-учитель:
(Слайд 16) «Живу с Алей и Ириной (Аля 6 лет, Ирине 2 г. 7 мес.) в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, «одолженного» соседями – весь запас! Живу даровыми обедами…»
(Слайд 17) Стихотворение «Чердачный дворец» (по голосам М.И. Цветаева и Аля)
Аля-ученица:
(Слайд 18) «Марина живет как птица: мало времени петь и много поет. Она совсем не занята ни выступлениями, ни печатанием, только писанием. Ей все равно, знают ее или нет. Мы с ней кочевали по всему дому. Сначала в папиной комнате, в кухне, в своей. Марина с грустью говорит: «Кочевники дома». Теперь запираемся на замок от кошек, собак, людей. Наверное, наш дом будут рушить…»
Стихотворение «Четвертый год»
…– Мама, куда – лед идет?
– Вперед, лебеденок!
Мимо дворцов, церквей, ворот –
Вперед, лебеденок!
(…)
– Ты меня любишь, Марина?
– Очень!
– Навсегда?
– Да.
(Слайд 19) В 1921 году в Москву приехал А. Блок.
Аля-маленькая:
«Выходим из дому еще светлым вечером. Марина объясняет мне, что А. Блок – такой же великий поэт, как Пушкин. Марина сидит в крохотном ковчеге художника Милиотти и рассматривает книги. Его самого нет. Я бегаю по саду. Вывески: «Читает А. Блок». И вообще все по-праздничному… Идем в розовую бархатную залу…
У моей Марины, сидящей в скромном углу, было грозное лицо, сжатые губы,… в ее лице не было радости, но был восторг».
(Слайд 20) М. Цветаева-учитель. Письмо к С. Эфрону от 2 ноября 1922 года.
«Если Вы живы, если мне суждено еще раз с Вами увидеться — слушайте: вчера, подъезжая к Харькову, прочла «Южный край». 9000 убитых. Я не могу Вам рассказать этой ночи, потому что она не кончилась. Сейчас серое утро. Я в коридоре. Поймите! Я еду и пишу Вам… Когда я Вам пишу, Вы — есть, раз я Вам пишу!.. главное — Вы, Вы сам, Вы с Вашим инстинктом самоистребления. Разве Вы можете сидеть дома? Если бы все остались, Вы бы один пошли. Потому что Вы безупречны. Потому что Вы не можете, чтобы убивали других. Потому что Вы лев, отдающий львиную долю: жизнь — всем другим, зайцам и лисам. Потому что Вы беззаветны и самоохраной брезгуете, потому что «я» для Вас не важно, потому что я все это с первого часа знала!
Если Бог сделает это чудо — оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…»
Бог сделал чудо – Сергей остался жив. «С сегодняшнего дня – жизнь. Впервые живу. Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то – во всяком случае – каменеют… Не знаю, с чего начать – знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
(Слайд 21)
Ангел – ничего – все! – знающий,
Плоть – былинкою довольная,
Ты отца напоминаешь мне, -
Тоже Ангела и Воина.
Настал день отъезда 11 мая 1922 года.
Аля-маленькая:
(Слайд 22) «Последний день в Москве. Царил унылый предотъездовский хаос. Теперь вещи, покидаемые нами, вдруг как бы утратили предметность и ту обиходную теплоту, которой наделяла их живая связь с людьми, служение им. Багаж наш – сундучок с рукописями, чемодан…
Когда проезжали белую церковь Бориса и Глеба, Марина сказала:
– Перекрестись, Аля! – и перекрестилась сама. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой…»
Марина Ивановна Цветаева не знала, что уезжает на долгие 17 лет эмиграции. Вернулась она в Советский Союз в 1939 году. 22 июня 1941 года началась война. Цветаева вместе с сыном была эвакуирована в Елабугу.
(Слайд 23) Л.И. Чуковская «Предсмертие» (в сокращении).
«…Прямо напротив, прижавшись к стене и не спуская с двери глаз, вся серая, – Марина Ивановна.
… – Сейчас решается моя судьба, – проговорила она. – Если меня откажутся прописать в Чистополе, я умру. Я чувствую, что непременно откажут. Брошусь в Каму. …Тут, в Чистополе, люди есть, а там никого. Тут хоть в центре каменные дома, а там – сплошь деревня. …А в Елабуге я боюсь.
…Цветаева поднялась навстречу Вере Васильевне резким и быстрым движением. И взглянула ей в лицо с тем же упорством, с каким только что смотрела на дверь. Словно стояла перед ней не просто литературная дама -детская писательница, критик, – а сама Судьба.
…– Ваше дело решено благоприятно, – объявила она. – Это било не совсем легко, потому что Тренев категорически против. Асеев не пришел, он болен, но прислал письмо за. …В конце концов Совет постановил вынести решение простым большинством голосов, а большинство – за, и бумага, адресованная Тверяковой от имени Союза, уже составлена и подписана. В горсовет мы передадим ее сами, а вам сейчас следует найти себе комнату. Когда найдете, – сообщите Тверяковой адрес – и все.
Затем Вера Васильевна посоветовала искать комнату на улице Бутлерова – там, кажется, еще остались пустые. Потом сказала:
– Что касается вашей просьбы о месте судомойки в будущей писательской столовой, то заявлений очень много, а место одно. Сделаем все возможное, чтобы оно было предоставлено вам. Надеюсь – удастся.
…Я ничего ни от кого не слыхала ранее ни о грядущей столовой,… ни о месте судомойки, на которое притязает Цветаева. О, конечно, конечно, всякий труд почетен! И дай ей Бог! Но неужели никому не будет стыдно: я, скажем, сижу за столом, хлебаю затируху, жую морковные котлеты, а после меня тарелки, ложки, вилки моет не кто-нибудь, а Марина Цветаева? Если Цветаеву можно определить в судомойки, то почему бы Ахматову не в поломойки, а жив был бы Александр Блок – его бы при столовой в истопники. Истинно писательская столовая.
(Слайд 24) …– Ну, вот видите, все хорошо, – сказала я, когда мы спустились на площадь. – Теперь идите искать на Бутлерову, а потом к Тверяковой.
И тут меня удивило, что Марина Ивановна как будто совсем не рада благополучному окончанию хлопот о прописке.
– А стоит ли искать? Все равно ничего не найду. Лучше уж я сразу отступлюсь и уеду в Елабугу.
– Да нет же! Найти здесь комнату совсем не так уж трудно.
– Все равно. Если я найду комнату, мне не дадут работы. Мне не на что будет жить. …Скажите, пожалуйста, почему вы думаете, что жить еще стоит? Разве вы не понимаете будущего? ...Да разве вы не понимаете, что все кончено! И для вас, и для вашей дочери, и вообще.
…– Что – все? – спросила я.
– Вообще – все! ... Ну, например, Россия!
– Немцы?
– Да, и немцы…
… Марина Ивановна ночевала в общежитии. Утром уехала срочно в Елабугу. Решила так: перевезти сына в Чистополь, комнату искать вместе и, найдя, окончить дело с Тверяковой.
(Слайд 25) ...Насколько я могу рассчитать, уехала Цветаева из Чистополя в Елабугу 28 августа. А через несколько дней все на той же почте, в очереди к тому же окошечку, услышала я страшную новость: приехал из Елабуги сын Марины Ивановны, Мур, явился к Асееву с письмом и сказал:
– Мама повесилась…»
М. Цветаева покончила с собой 31.08.1941 года в Елабуге.
Мария Петровых Памяти М.Ц.
(Слайд 26)
Не приголубили, не отогрели,
Гибель твою отвратить не сумели.
Неискупаемый смертный грех
Так и остался на всех, на всех.
Господи, как ты была одинока!
Приноровлялась к жизни жестокой...
Даже твой сын в свой недолгий срок —
Как беспощадно он был жесток!
Сил не хватает помнить про это.
Вечно в работе, всегда в нищете,
Вечно в полете... О, путь поэта!
Время не то и люди не те.
(Слайд 27) Аля: «Боже мой – мама, вечная моя рана, я за нее обижена и оскорблена на всех и всеми и навсегда»
(Слайд 28) Стихотворение «Тебе через 100 лет».
М. Минков М. Цветаева «Реквием» в исполнении А. Пугачевой.
2. Финал урока
(Слайд 29) Ученики-чтецы читают стихотворение Н. Крандиевской-Толстой «Памяти М. Цветаевой» и стихотворение Л. Губанова «Марине Цветаевой». Ученики по желанию читают любимые стихи М. Цветаевой; звучат песни на стихи Цветаевой (музыка Таривердиева) из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!».
3. Вывод по уроку
учащиеся были потрясены трагической судьбой Марины Цветаевой, правотой слов Н.Я. Мандельштам: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой»; мощью ее поэтического таланта, им очень понравились ее стихи.
4. Домашнее задание
- Написать эссе «Моя встреча с творчеством Марины Цветаевой».
- Подготовить выразительное чтение стихов: «Тебе – через сто лет», «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность…», «Бабушке», стихи о Москве (по выбору).
- Прочитать «Письмо к детям» (зима 1937-1938 г. Ване) Марины Ивановны Цветаевой. Ответить на вопросы: Можно ли это письмо считать завещанием поэтессы? Что завещала Цветаева детям?
- Просмотр к/ф М.М. Казакова «Очарование зла».
Литература:
- Белкина, М. Скрещение судеб [Текст] / Мария Белкина. – М.: Книга, 1988. – 464 с.
- Бояджиева, Л. Марина Цветаева. Неправильная любовь [Текст] / Л. Бояджиева. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 448 с. – (Кумиры. Истории Великой любви).
- Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность [Текст] / М. Разумовская; пер. с нем. Е. Разумовской-Сайн-Виттенштейн; Письма Цветаевой / сост. писем А. Мнухина. – М.: А/О Радуга, 1974. – 576 с.
- Саакянц, А.А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922) [Текст] / А.А. Саакянц. – М.: Сов.писатель, 1985.– 352 с.
- Цветаева, А.И. Воспоминания [Текст] / А.И. Цветаева. – М.: Сов. писатель, 1983. – 767 с.
- Цветаева, М.И. Сочинения [Текст] / М.И. Цветаева. – В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1988. – 719 с.
- Цветаева, М.И. Стихотворения [Текст] / М.И. Цветаева. – Кемеровское кн. изд., 1988. – 398 с.
- Чуковская, Л.К. Предсмертие [Текст] / Л.К. Чуковская; сост. Т. Дубинская-Джалилова // Серебряный век. Мемуары (сборник). – М.: Известия, 1990. – 672 с.
- Эфрон, А.С. О Марине Цветаевой [Текст]: воспоминания дочери / А.С. Эфрон. – М.: Сов. писатель, 1989. – 478 с.