Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
- Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
- Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
- Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска. Также использованы были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент. | Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы активно поработать? С чем вы уходите с каждого урока, ребята? | Приветствуем друг друга (слайд 1) Презентация |
Проверка домашнего задания. | На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом. Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть перед собой табличка со словами, значение которых мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача – соединить термины и их определения линиями. Приступайте. А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. На слайде вы видите подобную табличку, кто уверен, что справился с работой и может выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте оценку соседу по парте. Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и отметь те в оценочном листе, как вы справились с заданием. |
Самостоятельная работа по домашнему заданию. Способ проверки: взаимопроверка и проверка по эталону. (Слайд 2) |
Актуализация знаний. | Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы будем и на сегодняшнем уроке. | Озвучивают понятия – изобразительно-выразительные средства языка и “лирический герой”. |
Целеполагание и планирование работы. | А теперь переходим к главному – к теме сегодняшнего
урока. Тема звучит следующим образом: “Анализ стихотворения М.Ю.
Лермонтова “Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок, выбрав ее из
предложенных в задании 2 оценочного листа. (ответ – на слайде по
щелчку)Проверьте себя. Кто озвучит цель нашей работы на уроке? Ну а теперь я предлагаю вам попробовать спланировать нашу работу. В оценочном листе вы видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок так, чтобы нам было удобно работать? Проверка домашнего задания. Постановка цели. Чтение стихотворения и прослушивание романса. Работа с лексикой стихотворения (можно спросить, что такое лексика). Самостоятельная работа и проверка. Подведение итогов урока и домашнее задание. Справились? А теперь проверим. У кого верно? (Слайд 4) |
Выполняют учебную задачу: выбор цели, затем –
следующую, планирование. Обсуждаем в классе, если есть варианты, и приходим к одному выводу. (Слайд 3-4) |
Мотивация. | Ребята, что такое утес? На слайде вы видите картину… Называется она “Окрестности села Караагач”. автор ее – М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож на него. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю). Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более шестидесяти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы на эти стихи. Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина. |
Отвечают на вопрос. Лексическая работа. (Слайд 5) Слушают стихотворение. Слушают романс |
Лексическая работа. | – О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и
тучка). – Речь идет только о природных явлениях? В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. |
Беседа о фигурирующих в стихотворении образах утеса и тучки. Делятся впечатлениями о прочитанном стихотворении и возникших ассоциациях. |
Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем
ассоциации к ним (в результате работы создается таблица). Тучка. Утес. Проверяем. Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях? Дети. Олицетворение. Сколько частей в стихотворении? (2) Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (Тучке.) 2 часть (“ строфа) – (утёсу). По описанию эти картины одинаковые? Они противопоставлены друг другу. Какой приём здесь использовал автор? |
Составляем лексические цепочки, заполняем таблицу 1. (Слайд 6) | |
Контраст. Учитель. Найдите контрасты. |
Работают над понятиями “олицетворение” и “контраст” Ищут контрасты в тексте стихотворения. |
|
Какую роль играют выразительные средства в стихотворении? (они
помогли оживить героев произведения, помогли показать чувства, которые
эти герои переживают, помогли представить в цвете образы стихотворения) Давайте ближе познакомимся с героями стихотворения. |
Рассуждают о роли выразительных средств в тексте стихотворения. Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст. (Слайд 7) |
|
Физкультминутка. |
Физкультурная пауза.
|
Выполняют движения, те, которые показывает учитель. |
Работа с образами главных героев. |
Почему ночевала на груди утеса– великана? (Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.) – Почему утеса– великана? Какой он – утёс? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.) Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту, недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.) Почему остался влажный след в морщине старого утеса? Может, это слезы тучки? (Ответы детей.) А может это слезы утеса? Встреча оставила след в его душе. Почему задумался глубоко? После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность. – Почему тихонько плачет? |
Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст. Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт. Вспоминают понятие “лирический герой”. |
Самостоятельная работа: составление настроения текста. | А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно. В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет, какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на доске, которая закрывается к стене)цветными мелками Приступайте. В это время рисуют на доске. А теперь проверим. Поставьте плюсы в оценочном листе. |
Выполняют самостоятельную работу по созданию таблицы
“настроение текста” Один человек рисует на доске утес и тучку, затем решаем, соответствует ли нарисованное тексту. Отмечают после проверки результат в оценочном листе. (Слайд 8) |
Выразительное чтение. | Кто попробует прочитать стихотворение в соответствии с
тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. |
Выразительно читают стихотворение. |
Рефлексия. Домашнее задание. | В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество.) Достигли ли мы запланированной цели урока? Подведите итог на оценочном листе , поставьте себе оценку и передайте оценочные листы на первые парты. Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Если человек одинок, как ему помочь? И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить. Домашнее задание – на слайде. Спасибо за урок, до новых встреч. |
Ответы детей. (Слайд 9–10) Подводят итоги урока, проговаривают, удалось ли достичь цели. Записывают домашнее задание. |
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ | Текст задания | Результат |
1 | Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1-2 ошибки – ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам есть, что повторить! | |
2 |
|
|
3 | Поставьте номера этапов – от 1 до 6. Подведение итогов урока и домашнее задание. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения и прослушивание романса. Самостоятельная работа и проверка. Постановка цели и планирование работы. Работа с лексикой стихотворения. Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы! |
|
4 | Работа с изобразительными средствами. Ставьте себе плюс, если у вас не более двух -трех ошибок. |
|
5 | Работа с “настроением” текста. Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста! |
|
А теперь подведите итог. Сколько плюсиков – такая и оценка! |
Ты молодец! Спасибо за урок!
Таблица 1
тучка |
|||
эпитет | олицетворение | метафора | |
Ассоциации к образу тучки | |||
утес |
|||
эпитет | олицетворение | ||
Ассоциации к образу утеса | |||