Элективный курс по литературе. Тема: "В удивительном мире сказок". 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Пояснительная записка.

Программа элективного курса “В удивительном мире сказок” составлена для 5 класса общеобразовательной школы. Данная программа направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.

Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. Учитель может открыть им “секреты” автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.

Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цель курса заключается в том, чтобы, используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию умений:

  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
  • учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
  • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
  • прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов:

  • Программа общеобразовательных учреждений 5–11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2007 г.
  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ВАКО, 2007.
  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
  • Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
  • Литература в таблицах : 5–11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  • Литература. 5–11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт. – состав. Н.Ф.Ромашина – Волгоград6Учитель, 2008. – 221 с.
  • Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Средства обучения.

  • Портреты русских и зарубежных писателей.
  • Раздаточный материал по темам курса.
  • Репродукции картин художников.
  • Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
  • Компьютерное оборудование.

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.1sept.ru – Электронные версии газеты “Литература”. (Приложение к “Первому сентября”.)
  • http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки.)

Характерные для данного курса формы организации деятельности обучающихся:

  • сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы,
  • парная,
  • групповая,
  • выставки,
  • игровая.

Специфические для данного курса формы контроля:

  • текущий контроль – тесты, устный или письменный ответ на вопрос, характеристика героя или героев;
  • промежуточный контроль – устный пересказ, выразительное чтение текста художественного произведения, комментированное чтение;
  • итоговый контроль – тестирование.

Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися.

Личностные:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • анализировать художественное произведение;
  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;
  • давать характеристику героев.

Приложеие 1. (Учебно-тематический план и поурочное планирование.)

Критерии оценки результатов обучения.

Программа элективного курса предусматривает развитие техники чтения, обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на формирование навыков работы с текстом, на развитие устной и письменной речи учащихся.

Критериями выполнения программы служат:

1. Знакомство с элементами структуры произведения (текста и художественного мира) и связи между ними.
2. Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического изображения (формы текстов).
3. Развитие воображения, воссоздающего художественный мир произведения по законам его организации и способствующего возникновению понятий-образов, понятий-представлений.
4. Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие его события и осмысливая связь между ними.
5. Развитие устной и письменной речи учащихся, развитие самостоятельного литературного творчества детей, закрепление знаний о нормах современного литературного языка.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для усвоения и создания текста и его анализа;
  • определение понятий жанра и его особенностей;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать к концу 5 класса более 110 слов в минуту;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
  • понимать содержание исходного текста;
  • находить характерные для исходного текста языковые средства;
  • создавать связное высказывание.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной теме, развитие техники чтения.

Формы итогового контроля и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (успешность выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится диагностическая работа в 5 классе);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями комплексной проверки по литературному чтению.

Контрольная работа (тест к элективному курсу “В удивительном мире сказок”).

1. Что такое сказка?

а) Краткий рассказ нравоучительного характера.
б) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
в) Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем.

2. Как называется вступительная часть сказки, в которой говорится о том, где и когда происходит действие?

а) Начало.
б) Зачин.
в) Почин.

3. К какому виду сказок относится “Царевна-лягушка”?

а) Бытовая сказка.
б) Волшебная сказка.
в) Сказка о животных.

4. К какому жанру относится литературная сказка?

а) Эпическому жанру литературы.
б) Драматическому жанру литературы.
в) Лиро-эпическому жанру литературы.

5. Почему “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” является литературной?

а) Написана стихами.
б) Не опирается на фольклорный сюжет.
в) нет традиционных сказочных зачина и концовки.
г) Есть автор.

6. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?

а) В.Ф. Одоевский.
б) А.С. Пушкин.
в) И.С. Тургенев.
г) А. Погорельский.