Пояснительная записка.
Программа элективного курса “В удивительном мире сказок” составлена для 5 класса общеобразовательной школы. Данная программа направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. Учитель может открыть им “секреты” автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цель курса заключается в том, чтобы, используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию умений:
- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
- улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов:
- Программа общеобразовательных учреждений 5–11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2007 г.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ВАКО, 2007.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
- Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
- Литература в таблицах : 5–11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Литература. 5–11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт. – состав. Н.Ф.Ромашина – Волгоград6Учитель, 2008. – 221 с.
- Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Средства обучения.
- Портреты русских и зарубежных писателей.
- Раздаточный материал по темам курса.
- Репродукции картин художников.
- Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
- Компьютерное оборудование.
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.1sept.ru – Электронные версии газеты “Литература”. (Приложение к “Первому сентября”.)
- http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки.)
Характерные для данного курса формы организации деятельности обучающихся:
- сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы,
- парная,
- групповая,
- выставки,
- игровая.
Специфические для данного курса формы контроля:
- текущий контроль – тесты, устный или письменный ответ на вопрос, характеристика героя или героев;
- промежуточный контроль – устный пересказ, выразительное чтение текста художественного произведения, комментированное чтение;
- итоговый контроль – тестирование.
Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися.
Личностные:
- оценивать
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться
Коммуникативные УУД:
- оформлять
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух
Приложеие 1. (Учебно-тематический план и поурочное планирование.)
Критерии оценки результатов обучения.
Программа элективного курса предусматривает развитие техники чтения, обучение
конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие
умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё
высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать
композицию. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса,
направлены на формирование навыков работы с текстом, на развитие устной и
письменной речи учащихся.
Критериями выполнения программы служат:
1. Знакомство с элементами структуры произведения (текста и художественного
мира) и связи между ними.
2. Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного
воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического
изображения (формы текстов).
3. Развитие воображения, воссоздающего художественный мир произведения по
законам его организации и способствующего возникновению понятий-образов,
понятий-представлений.
4. Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя
составляющие его события и осмысливая связь между ними.
5. Развитие устной и письменной речи учащихся, развитие самостоятельного
литературного творчества детей, закрепление знаний о нормах современного
литературного языка.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для усвоения и создания текста и его анализа;
- определение понятий жанра и его особенностей;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания.
Обучающиеся должны уметь:
- читать к концу 5 класса более 110 слов в минуту;
- определить тему и основную мысль текста;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать содержание исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков
по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической
принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и
написание творческой работы по данной теме, развитие техники чтения.
Формы итогового контроля и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (успешность выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится диагностическая работа в 5 классе);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями комплексной проверки по литературному чтению.
Контрольная работа (тест к элективному курсу “В удивительном мире сказок”).
1. Что такое сказка?
а) Краткий рассказ нравоучительного характера.
б) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
в) Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем.
2. Как называется вступительная часть сказки, в которой говорится о том, где и когда происходит действие?
а) Начало.
б) Зачин.
в) Почин.
3. К какому виду сказок относится “Царевна-лягушка”?
а) Бытовая сказка.
б) Волшебная сказка.
в) Сказка о животных.
4. К какому жанру относится литературная сказка?
а) Эпическому жанру литературы.
б) Драматическому жанру литературы.
в) Лиро-эпическому жанру литературы.
5. Почему “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” является литературной?
а) Написана стихами.
б) Не опирается на фольклорный сюжет.
в) нет традиционных сказочных зачина и концовки.
г) Есть автор.
6. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?
а) В.Ф. Одоевский.
б) А.С. Пушкин.
в) И.С. Тургенев.
г) А. Погорельский.