Выполнение задания части “С” вызывает большие затруднения у многих выпускников. С одной стороны нужно диагностировать предложенный текст, а с другой – создать свой, выразив в нем свою точку зрения, свои чувства, подкрепив их аргументами. Получается, что одной из главных задач школы является формирование личности со сложившимся мировоззрением. Наибольшие возможности для реализации этой задачи предоставляется учителю русского языка и литературы, так как литература – это и учебная дисциплина, и вид искусства, сочетающий в себе научный и художественный способ познания мира. В произведениях литературы через систему образов отражаются как научные достижения человечества, так и эмоционально-нравственные отношения людей. Важно, чтобы уроки русского языка и литературы способствовали воспитанию настоящего гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру, выраженную в слове.
Добиться положительных результатов можно путем повышения читательского интереса учеников. Народная пословица права: “Чтение – вот лучшее учение”. Но в современной реальности, при переходе к информационной цивилизации книга, к сожалению, отступает на второй план. Мы не можем похвастаться начитанностью современных детей. А между тем перед словесником стоит важная задача – дать обществу человека, владеющего в совершенстве общеучебными умениями, необходимыми в любой сфере жизнедеятельности: понимать и интерпретировать текст, выражать свою точку зрения, свои чувства.
Исходя из обозначившихся проблем, я определила для себя, что необходимо в центре изучения поставить текст. Практическую деятельность учащихся необходимо направить на многоаспектный анализ текста:
- композиционно- содержательный (определение темы, главной мысли, микротем);
- стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов)
- лингвистический анализ ( фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
- орфографический и пунктуационный анализ.
Работа с текстом необходима для совершенствования навыков осмысления и понимания содержания, необходимых человеку в любой сфере деятельности. При подборе текстов следует учитывать следующие факторы.
- Во-первых, текст должен соответствовать возрастным особенностям детей и быть интересным в интеллектуальном и эмоциональном плане.
- Во-вторых, он должен быть насыщен орфографически, грамматически и пунктуационно.
- В-третьих, текст должен способствовать духовному развитию.
Ясно, что современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы работы, а на творческие, развивающие. Одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока, является межпредметная интеграция.
Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения русского языка и литературы. Интеграция на уроках русского языка и литературы дает широкие возможности. Проблема теоретического обоснования и методического обеспечения интегрированных уроков литературы и русского языка– это предмет исследования в работах многих ученых и методистов. С. А. Леонов определил задачи интегрированных уроков следующим образом: “Интегрированные уроки призваны содействовать формированию мотивационной сферы деятельности учащихся, т.е. прививать им интерес к предмету, расширять их кругозор, повышать общий уровень образованности”. Разработка интегрированного урока – это поиск новых эффективных форм обучения, основанных на гуманистическом и личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию школьников” На уроках русского целесообразно использовать тексты из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, чтобы дать детям возможность глубже проникнуть в стилистические особенности писателя, глубже осознать авторскую концепцию, идею произведения. Такая работа способствует также развитию речи и помогает при обучении написанию сочинений на литературную тему. Работая на уроке русского языка с художественным текстом или критической статьей, мы одновременно собираем материал для сочинения, учимся анализировать художественный текст, обращаем внимание на средства художественной выразительности, учимся приемам цитирования. Такая работа позволяет оградить детей от списывания готовых сочинений из сборников. Таким образом я осуществляю интеграцию двух близких дисциплин: русского языка и литературы. Считаю, что привлечение на уроках русского языка эпизодов из произведений русских классиков, современных писателей и работ литературных критиков способствует формированию у учащихся читательского и эстетического вкуса. Для формирования у учащихся целостного представления об окружающем мире считаю целесообразным применение интеграции литературы с другими предметами гуманитарного цикла. Несомненно, такие уроки требуют особой предварительной подготовки, но они очень интересны для детей. Подготовка к таким урокам мобилизует учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, вызывает необходимость работать с дополнительной литературой и другими источниками информации. Интегрированные уроки позволяют осуществить личностно-ориентированный подход в обучении и у детей появляется больше возможностей для самореализации. Такие уроки расширяют кругозор, повышают читательскую культуру, способствуют формированию речевой компетенции. А в целом вся перечисленная выше работа нацелена на успешную сдачу экзамена по русскому языку и успешную дальнейшую реализацию выпускника в любой сфере жизни.
Организация и проведение урока литературы, интегрированного с другим предметом гуманитарного цикла, проводится следующим образом. Работа над уроком состоит из трех основных этапов:
Подготовительный этап. Определяю цели и задачи урока, составляю план-конспект, определяю индивидуальные задания для учащихся. Учащиеся подбирают дополнительный материал (иллюстрации, видеоматериалы, литературу)
Основной этап. Организация и проведение урока.
Заключительный этап. Совместно с учащимися подвожу итоги урока. Организуется обмен мнения участников о возможности проведения в дальнейшем интегрированных уроков.
При подготовке и проведении интегрированного урока меняется роль учителя и ученика. Основной задачей ученика является не воспроизведение и пересказ знаний, взятых в учебнике или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. Что дает подготовка интегрированного урока ученику?
- Во-первых, у него формируется умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники.
- Во-вторых, формируются навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации.
- В-третьих, Учащийся вступает в дискуссию, предъявляя и обсуждая собственные выводы. Он учится выступать публично, литературно выражая свои мысли.
При подготовке к проведению интегрированного урока я применяю современные методы и приемы работы.
Во-первых, использую исследовательский метод. Самостоятельная работа учащихся дает возможность мне сэкономить время на ознакомлении с дополнительным материалом и использовать его для анализа художественного произведения.
Во-вторых, целесообразной становится организация работы в группах.
В зависимости от склонностей и творческих способностей учеников их можно разделить на группы, которые будут освещать вопросы, связанные с историей или определенным видом искусства. Результатом такого урока станет не только целостное восприятие учащимися того или иного события истории, исторической личности, но и ознакомление со взглядом автора, его философско-нравственной концепцией, необходимой для постижения смысла художественного произведения.
В 10 классе по теме “Жизнь и творчество А.П. Чехова” будет интересен интегрированный урок в форме защиты проектов. На уроке в разных формах могут представить свои исследования “специалисты из разных областей наук”: историк – биографию А.П. Чехова (по хронологической таблице дает сравнение исторических событий и этапов жизни Чехова); Географ – заочную экскурсию “По Чеховским местам”; литературовед представил творческую мастерскую писателя; медик – Чехова как земского врача,.; искусствовед - материал о роли театра в судьбе Чехова.
Также в 10 классе предлагая провести интегрированный урок по творчеству А.С.Пушкина при изучении поэмы “Медный всадник” по теме: “Петр 1 в искусстве и истории”. Урок был построен с применением нетрадиционной формы: круглого стола. Историк представил петровскую эпоху глазами современников и потомков, литературные критики вели анализ произведения, искусствоведы познакомили с памятником искусства работы Фальконе. Интегрированный урок дал возможность дифференцировать задания для учащихся. Так одним было предложено самостоятельно подобрать материал о памятнике работы Фальконе и истории его создания, другим – задания по содержанию поэмы, а третьи – подготовили чтение наизусть ключевых для темы урока отрывков из поэмы.