Презрительно-жалостливая реплика Раскольникова оказалась многосмысленно пророческой. Именно эти слова героя Достоевского вспоминаются при взгляде на заголовок маленькой повести Людмилы Улицкой.
Женские персонажи периодически оказывались в центре внимания мировой литера туры, а женские имена – в заглавиях. Не слишком углубляясь в пласты словесного искусства, достаточно назвать русский сентиментализм, который в поисках идеала чувствительности создал дамскую портретную галерею: «Бедная Лиза», «Несчастная Маша», «Наталья – боярская дочь». Реалисты с их тяготением к рассудочному анализу выдвинули на первый план мужчину – носителя той или иной идеологии и воплощение того или иного образа жизни. Без героини обойтись было невозможно, рандеву традиционно оставалось экзаменом на состоятельность героя. Женщина удостаивалась не только жалости, но и стояния пред ней на коленях (преимущественно в эпилоге). Социалистические реалисты 1-й половины 20-го в. пытались, и не без успеха, изваять фигуру женщины-труженицы, стоящей рядом с мужчиной-созидателем, но почему-то не обошлось без сентиментально звучащей «Машеньки» А. Афиногенова. Но именно в конце 20-го в. эта сентиментальная нота усилилась: «Людочка» В. Астафьева, «Клавочка» Б. Васильева – это повести о женщинах-жертвах, раздавленных безжалостными социальными обстоятельствами. «Сонечка» Л. Улицкой даже в этом ряду – нечто особенное и потому, что ипостась героини – отнюдь не жертва, и потому, что это женский взгляд на женскую долю.
В10-м классе разговор о современной повести Улицкой может стать одновременно и уроком внеклассного чтения, и уроком-обобщением проблематики литературы 19-го в.
Какие литературные ассоциации возникают при знакомстве с повестью Улицкой?
- по названию – с Сонечкой Мармеладовой;
- по детству – с Татьяной Лариной, выросшей на романах («…они ей заменяли все…»);
- по способу мировосприятия – Наташу Ростову, которая «не удостаивает быть умной»;
- по жизненному итогу – Соню, кузину Наташи, одиноко сидящую у самовара среди чужих жен, мужей, детей.
От словесных, прямых и довольно поверхностных ассоциаций переходим к углублению в сущность характеров.
– Как определить доминанту характера Сонечки?
– самоотречение, самопожертвование, самоотдача. На другом полюсе – самолюбие, самовольность и даже самостоятельность и самоуважение.
Тогда из всех героинь 19-го в. ближе всех к Сонечке – Соня Мармеладова. Достоевский оценивает ее безусловно положительно: она спасительница. Значит, женский идеал Ф. М. Достоевского – самоотречение. Авторская оценка у Достоевского превращается в коллективную, так как формулируется устами персонажей, и не только
– самого Раскольникова, но и каторжан. Тот же способ оценки избирает и Улицкая – в кульминационной сцене похорон.
А вот Соня из «Войны и мира» – для Л. Н. Толстого вовсе не идеал. Почему? Да, ее письмо к Николаю было написано потому, что она «…любила жертвовать собою и тем самым возвышала себе цену в глазах себя и других». Жертвенность Сони мнима.
– есть и еще в чем упрекнуть автору свою героиню: устами Наташи заявлено, что «… в ней нет, может быть, эгоизма». Значит, толстовский идеал женщины отличен от Сонечки Мармеладовой?
Любимая героиня Толстого, Наташа Ростова, как раз эгоистична. Какие «невозможные» для любимой (положительной!) героини поступки совершает эта «графинечка»? И как Толстой это объясняет?
– история измены князю Андрею. Сам Болконский беспощаден: «…надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу». Для автора же доминанта характера Наташи – потребность не просто любить и быть любимой не через год, а сейчас, но быть женой и матерью, а значит – отдавать. Для Наташи это совсем не самоотречение. Это естественная потребность натуры, это не отказ от себя, а выражение себя, своей сути. Так Толстой трактует эгоизм. В этом смысле эгоистична и Соня Мармеладова.
А Сонечка Улицкой – что она совершила неожиданного, спорного, неоднозначного?
– приняла любовь своего любимого мужа к Ясе, приняла и приютила саму свою счастливую соперницу (вот различие «мужского» и женского» отношения к ситуации). Интересно, простила бы Наташа мужу его измены?
Что является двигателем сюжета «Сонечки»?
– судьба, целая жизнь героини – романный
масштаб, сгущенный до размеров маленькой
повести;
– а фон – судьба страны, история. Все величайшие
российские потрясения упоминаются в повести, и
все они испытывают Сонечку на прочность.
Таким образом, как и у Л. Толстого, у Л. Улицкой мысль семейная сплетается с мыслью народной, все та же «война и мир».
На чем же стоит мир? Спорят ли друг с другом Толстой и Достоевский?
– с одной стороны – да. Соня Мармеладова
преданна абсолютно, Наташа же вправе быть и
капризной, и эгоистичной;
– с другой – обе героини во всех своих поступках
естественны, искренни.
А наша Сонечка, близкого к нам 20-го века? Она соединяет в себе черты лучших женских образов века 19-го – естественность, самоотреченность, способность любить, отдавать себя без остатка, мечтать над книгой и хлопотать у стола, то есть хранить семейный очаг, саму искру жизни.
«Личность гибнет», – сказал Роберт Викторович, муж Сонечки – нет, личность выживает, несмотря ни на что, и это заслуга таких вот Сонечек.