Урок-конференция по поэме А.А. Ахматовой "Реквием". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Компьютер на уроках русского языка и литературы занял своё место как жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в классе, меняет способ мышления школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Самым распространённым средством ИТ в школе является мультимедийная презентация, которая заменяет собой и доску, и книгу, и телевизор, и магнитофон, и многое другое.

Использоваться она может в различных ситуациях: урок может быть полностью построен на Ppt, или презентация может использоваться как фрагмент урока. В данном случае презентация нужна для начала урока и как видео – и звуковой ряд во время чтения поэмы. В дальнейшем работа идёт с печатными материалами, предложенными для исследования, а слайд 7 иллюстрирует схему сопоставления поэмы с музыкальным произведением. Идея исследования поэмы по принципу сходства с католическим богослужением – реквиемом (погребальным богослужением) звучит во время всего урока. Также поэма сравнивается с архитектурой Санкт – Петербурга, где каждый дом и каждая улица представляют собой отдельный шедевр строительства, так и поэма состоит из отдельных глав, непохожих друг на друга и великолепных по-своему. Для исследования этих аспектов были созданы группы музыкантов и архитекторов. Группа историков исследует время написания, мотивы, исторические реалии того времени. Литературоведы исследуют поэму как литературное произведение, а литературные критики – разные отзывы о поэме (и положительные, и отрицательные), формируя свой взгляд на происходившее, на творчество поэтессы.

Работа с презентацией заканчивается на этапе анализа поэмы и музыкального произведения, и это обусловлено тем, что ученики сосредоточивают свою работу на тексте, что является главной задачей на уроке литературы. Ребята приходят к выводу, что поэма – это и литературное, и музыкальное, и архитектурное «сооружение», то есть памятник погибшим во время репрессий 30-х годов 20 века.

Цели урока:

  1. углубить знания, умения и навыки учащихся путём самостоятельной творческой работы;
  2. помочь увидеть художественные особенности поэмы;
  3. научить такому виду работы, как комментарий;
  4. развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение);
  5. повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  6. остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как долг, честь, достоинство, справедливость;
  7. продолжать формирование читательских интересов учащихся.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, тексты поэмы «Реквием», критических статей.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы проводим урок по уникальному произведению русской литературы 20 века – поэме А. Ахматовой «Реквием».

На уроке мы должны представить навыки самостоятельной творческой работы в группах по анализу текста художественного произведения, показать своё личностное отношение к прочитанному, представить свои читательские интересы.

При подготовке к уроку были даны индивидуальные и групповые домашние задания для исследования вопросов по анализу художественного текста поэмы. Поэтому основной формой работы на уроке будет являться творческая работа в группах. По направлениям исследования группы получили условные названия – «историки», «музыканты», «архитекторы», «литературоведы», «литературные критики».

При подготовке групп была использована помощь консультантов – учителей литературы, истории, библиотекаря.

Тема урока: «Реквием» Анны Ахматовой – памятник погибшим во время репрессий 30-х годов. (Слайд 1)

Эпиграфом к нему стали слова Осипа Мандельштама:

Как чёрный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Есть на тебе печать Господня… (Слайд 2)

Ведущий: Среди блистательных имён поэтов Серебряного века выделяется имя Анны Ахматовой. Женщина-поэт по силе своего дарования ни в чём не уступила поэтам-мужчинам. Что же позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века: Блоком, Есениным, Мандельштамом, Гумилёвым, Пастернаком? Предельная искренность, отношение к творчеству как «священному ремеслу»,теснейшая связь с родной землёй, её историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи. Она могла бы сказать о себе словами Блока: «Мы дети страшных лет России…» Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлёт к вершинам поэзии Серебряного века, обожание, поклонение сменились жестоким, нищенским, полуголодным существованием после октября 1917 года – отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься. (Слайд 3)

Но с самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой любовь к Родине, России, родной земле. Это было её жизненной позицией. Любовь к Родине у Ахматовой – не предмет анализа, размышлений, расчётливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет её – ничего нет. (Слайд 4)

Ахматова жила в ужасное время и вела себя героически. Ни публично, ни частным образом она ни разу не высказалась против советского режима; однако вся её жизнь может служить примером того, что Герцен сказал однажды почти обо всей русской литературе – одним непрерывным обвинительным актом против русской действительности. (Слайд 5)

Анна Андреевна всегда и во всём была поэтом. Даже в долгие годы молчания… Легко ли это было ей, родившейся поэтом? Но она молчала. Ведь без сердечной искренности это была бы уже не поэзия. И заговорила, когда смогла… Вот истинное достоинство поэта! (Слайд 6)

– Чтение эпиграфа и «Вместо предисловия».

Так рождались стихи, вместе составившие «Реквием» – поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Это был её долг перед теми, вместе с кем она провела «семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда».

– Чтение поэмы «Реквием» наизусть. (Видео– и звукоряд – слайды 8 – 37)

Выступление групп.

«Историки».

1. Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнён

1 апреля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: «За необоснованные репрессии против советского народа…» Обратите внимание на совпадение дат «Вместо предисловия» и казни Ежова. Хотя это и чистая случайность, хочется верить, что это рука судьбы.

2. Семнадцать месяцев (1938-1939 гг) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л. Н. Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, !938 и 1946 годах. Но это не только личное…

3. В поэме много примет времени 30-х годов: «Кресты» – тюрьма в Ленинграде. Кровавые сапоги, шины «чёрных Марусь» – так называли машины для перевозки заключённых.

«Уводили тебя на рассвете…» – аресты чаще всего проходили рано утром.

«И я увидела верх шапки голубой…» – голубые околыши были на фуражках сотрудников НКВД.

«Музыканты».

1. Реквием – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение. Траурная месса – реквием – это многочастное музыкальное произведение для 4-х солистов, хора и оркестра. Изучая поэму, мы обнаружили множество совпадений в композиции мессы и поэмы. (Слайд 7)

РЕКВИЕМ
МЕССА ПОЭМА
1. «Господи, помилуй!» Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне…
2. «Слава». Хор ангелов великий час восславил…
3. «Верую». У меня сегодня много дела…
Надо память до конца убить…
4. «Свят, Благослови». Хотелось бы всех поимённо назвать…
5. «Агнец Божий». Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье…

ПОМИНОВЕНИЕ.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною…

2. Ориентация поэмы на жанр заупокойной мессы, посвящённой памяти усопших, помогает Ахматовой подняться над личной болью и слиться с общим страданием. Кроме всего прочего, отдельные стихи поэмы напоминают народный плач, причитание. А во время работы над поэмой Ахматова увлекалась изучением творчества В. А. Моцарта.

3. Звуковым фоном поэмы является Тишина. Эта Тишина звучит. Многими звуками наполнена поэма: здесь звучит песня разлуки паровозных гудков, и громыхание чёрных Марусь, и плач детей, и женский вой, и кадильный звон, и хор ангелов, и крик стомильонного народа. Эти звуки не убивают Тишину, а делают её ощутимее. Звуковой ряд эпилога – звучание стиха напоминает звучание колокола, постепенно нарастающее и превращающееся в набат. Достигая кульминации, звук обрывается. В тишине возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Поэму можно назвать также «минутой молчания».

«Архитекторы».

1. Поэма рождалась в течение многих лет, долго существовала только в памяти Ахматовой и её близких. Может быть, поэтому части, написанные позже, могут находиться перед написанными раньше.

2. Ахматова – ленинградский поэт. Город наложил свой отпечаток на её творчество. В поэме часто упоминаются памятные места Ленинграда – Нева, красная ослепшая стена Крестов, неподвижные бронзовые веки памятников. Наверное, поэтому композиция поэмы так же строга, идеальна, как панорама города.

3. «Реквием» завершается образом памятника, неотделимым от лирической героини. Сама Ахматова – воплощение «окаменелого страданья» – как бы превращается в образ Памятника страданию своих современниц.

«Литературоведы».

1. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини – арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин – сестёр, жён, вдов репрессированных. Это второй план. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Она обращается к страницам истории России со времён стрелецкого бунта. Лирическая героиня поэмы близка женщине из народа. А Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.

2. В «Реквиеме» много параллелей с Библией, фольклором, Пушкиным, Данте. Первые строки – знак Апокалипсиса. «И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…» (Откровение Иоанна Богослова). Апокалипсис – символ эпохи для Ахматовой. Отсюда – огромная звезда, «Звезда Полярная сияет…», «Звезда Смерти».

«Пятый ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось Солнце и воздух от дыма из кладязи. Из дыма вышла саранча на Землю.» (Откровение Иоанна Богослова).

Исторические песни – облик женщины средневековья, «стрелецкой жёнки».Образ льющейся реки часто связывают со слезами. «Тихий Дон» также фольклорный образ.

«Каторжные норы» – пушкинское послание «В Сибирь», «Ад» Данте.

3. Мотивы, постоянно повторяющиеся в поэме Ахматовой, – два мира: благополучие и трагедия.

Особая тишина: «единственным аккомпанементом «Реквиема» может быть только тишина и резкие отдалённые удары похоронного звона».

Образ «одичалого города» – в нём жизнь остановилась, и сама природа противоречит себе. Между «живым» и «мёртвым» у Ахматовой нет границы. Весь «Реквием» посвящён и живым, и мёртвым.

Образ смерти – «чёрные сукна», «следы куда-то в никуда».

Мотив «окаменелости» – его основные значения:

  1. тяжёлый, страшный, невыносимый;
  2. страдание, лишающее жизни, повергающее в состояние бесчувствия;
  3. выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей.

«Реквием» заканчивается образом памятника, который Ахматова завещает поставить у красной стены Крестов, где она стояла в очереди под номером 300.

«Литературные критики».

1. Юрий Кузнецов писал: «Мне не нравится в Ахматовой её гигантомания. Вот сейчас много говорят о поэме «Реквием». Однако почему-то никто не заметил, что Ахматова этой поэмой ставит памятник самой себе…»

Мы не согласны с такой оценкой творчества Ахматовой. Боль своего времени, сталинские застенки она описывает как беду своего сердца, но за этой болью возникает образ всеобщей беды. Она совмещает свою судьбу с судьбами современников. После страшных переживаний, выпавших на долю Ахматовой в 30-х и 40-х годах, ей удалось совместить личное и общее. В «Реквиеме» отчаяние матери не обособляет её. Наоборот, через свою скорбь она прозревает страдания других. «Мы» и «я» становятся почти синонимами.

2. Одним из лучших критических анализов её творчества Ахматова считала статью Недоброво, которая заканчивалась так: «… Ахматову, «в виду несомненного таланта поэтессы», будут призывать к расширению «узкого круга её личных тем». Я не присоединяюсь к этому зову – дверь, по-моему, всегда должна быть меньше храмины, в которую ведёт: только в этом смысле круг Ахматовой можно назвать узким. И вообще её призвание не в растечении вширь, но в рассечении пластов, ибо её орудие – не орудие землемера».

3. Юрий Фёдорович Карякин писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением о «Реквиеме». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества. Такое впечатление и такой заряд сострадания и мужества мы получили сегодня.

Ведущий. Представьте, если б А. Жданов, громя Ахматову в 1946 году, знал о её «Реквиеме»… Или если бы он воскрес сегодня, прочитал «Реквием», узнал об отмене постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» – что бы с ним стало? Мог ли он предвидеть это со своей точки зрения – палача?

Он не мог этого предвидеть, а вот Анна Ахматова знала – есть возмездие, есть справедливость! – и работала для этого.

Каждый Поэт обречён на свой «жестокий» век, и как бы приглушённо ни звучал его голос, он не может не высказать своей правды. Поэтому так «тёмен жребий русского поэта». Мы не можем забыть об этом времени. «Не надо бояться памяти», как сказал Анатолий Жигулин. Потому что время непременно воздвигнет памятник безвинно погибшим, а также тем, в чьих жизнях отразилась их трагическая судьба.

Учитель. Итак, после выступлений творческих групп давайте обобщим сказанное и подведём итоги.

– Справились ли группы со своими заданиями?

– Что вам дал проведённый урок?

Домашнее задание. Подготовить сообщение о творчестве Б. Пастернака. Ответить на вопрос – Как судьба Пастернака связана с судьбой А. Ахматовой?