Я согласен бегать в табуне,
Но не под седлом и без узды.
В. Высоцкий
Пусть кружит над Москвою
Охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся
И вместе поплачем.
Б. Окуджава
Цели урока
- Обучающие
- Изучить жанр авторской песни на примере песен В.Высоцкого как уникальное явление русской культуры;
- Раскрыть ее связь с фольклором;
- Научить учащихся понимать идею песни через ее интертекстуальность.
- Развивающая – развить взгляд на русскую литературу как на литературу “вечных”, философских вопросов бытия, на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов.
- Воспитывающая – воспитание через песни Высоцкого чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости, гуманного отношения к людям.
Вступительное слово учителя.
Жанр авторской песни – уникальное явление русской культуры, практически не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы, но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности, т. е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.
Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах XX века, когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Именно в это период возникла потребность в неформальной песне взамен звучащих по радио бодрых песнопений. Истоки жанра авторской песни теряются где-то в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. По жанру авторская песня – это песня-новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.
Авторы эпиграфов к нашему уроку – В.Высоцкий и Б.Окуджава – замечательные представители этого жанра, их творчество сопутствовало духовной жизни нашего общества и помогало нам осознать себя. Но если Окуджава прежде всего романтик, утонченный, аристократичный, то ирония Высоцкого тяготеет к анекдоту, к бытовой сатире.
Его песни значительно разнообразнее по тематике. Они отражают жизнь криминальной среды и жизнь спорта, это военные и сказочные песни, бытовая сатира и аллегорические рассказы о животных.
Как и всякий талант, Высоцкий отвечал своим появлением потребностям общества и времени. Высоцкий написал портрет эпохи. “Я пишу о нашем времени, в котором есть много юмора и много недостатков”, – говорил поэт.
Спортивная жизнь – это часть общественной жизни, именно в ней наиболее ярко, в сжатом виде отражаются противоречия и недостатки жизни всего общества. Поэтому сегодня мы остановимся на спортивном цикле Высоцкого.
Каждая песня Высоцкого – это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Предоставим слово самому поэту, послушаем в его исполнении песню “Я не люблю”.
Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта, о его ненависти к лживой лести, штампованной фразе, непримиримости к бездарности, нечестности, о желании быть с людьми, о невозможности компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности. Он настолько отвергал насилие, что подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы: “Мне кажется, что они готовятся кого-то бить. Скорее всего, слабых”.
Слушаем “Песню о сентиментальном боксере” в исполнении учеников.
Словарная работа.
1.Что значит апперкот?
2. Кто такой рефери?
Беседа с учащимися.
- Как Вы поняли основную идею песни?
(Нельзя рассчитывать на силу как на главный аргумент в жизненных спорах, победителем часто оказывается не тот, кто сильнее и напористее, а тот, кто “не бьет”, кто добр, терпелив и мягок.) - Только ли осуждение культа силы звучит здесь по
отношению к боксеру Буткееву?
(Мы слышим и сочувствие, сострадание, которое помогает герою подняться к достойной жизни.)
Вывод: в этом произведении своеобразно сочетается острый юмор с нравственным призывом, с рассуждениями о добре и зле.
- Узнали ли вы строчку, которая лежит в основе
рефрена этой песни?
(Это строка из поэмы В.Маяковского “Хорошо!”).
Учитель: это неудивительно, так как на формирование художественных принципов Высоцкого оказали влияние культура Серебряного века, футуристическая поэтика.
Мы столкнулись сейчас с явлением, чрезвычайно
распространенным в авторской песне, –
интертекстуальностью. Этот художественный прием
основан на свойстве текста включать в себя
другие тексты или отсылать читателя к ним. Нам
известны три основных интертекстуальных приема:
– цитата, реминисценция, аллюзия.
С помощью словаря определить значение этих
слов:
- цитата (точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста-источника);
- реминисценция (видоизмененное, но узнаваемое заимствование);
- аллюзия (намек на другой текст, событие явление, лицо, которое должно быть известно читателю).
- Как вы думаете, какой прием здесь использован
автором? (Реминисценция).
Какова роль подобной переклички с русской классикой (а Маяковский к 60-ым гг. XX века уже считался классиком), такого пародийного переосмысления поэтических формул?
(В результате использования литературных источников в современной действительности выявляются и злободневные противоречия, и отражение вечных законов бытия).
Учитель: в своем творчестве Высоцкий
выступает гениальным и очень русским философом,
выразившим, как никто, менталитет русского
народа, показавшим, что сделала из русского
человека советская власть.
Как мы видели, Высоцкий в песнях использует
книжную лексику.
- С лексикой какого стиля сочетается книжная
лексика?
(Со словами разговорного стиля). - Найдите в тексте примеры просторечных выражений.
Учитель: Высоцкий умеет говорить на разных языках, и в результате рождается двуголосье, диалогичное слово, сочетающее высокое и низкое, патетическое и ироничное.
Уже в этой песне мы видели одну из основных особенностей творчества Высоцкого – семантическую двуплановость его стихов, наличие “второго дна”, подтекста в песне. Наиболее ярко эта черта отразилась в песнях о спорте, которые иногда называют “политическими”. И это неудивительно, т.к. в странах, лишенных свободы слова, любая метафора, сравнение, шутка ассоциируются с политикой.
Слушаем песню “Бег иноходца”.
- Какой второй, тайный смысл содержится в песне,
повествующей о конских бегах?
(Он содержится уже в названии “иноходец” - иной, другой, не такой. Герой живет и действует не как все и только таким путем может прийти к своей цели.).
Учитель: в этой песне осмысливается поэтом собственная судьба и творчество, поэтому строки из этой песни вынесены в качестве эпиграфа к уроку.
- Как вы их понимаете?
Высоцкий восстает не против Советской власти, не против политической системы. Он никогда не был диссидентом, антисоветчиком, он всегда был не только русским, но и советским патриотом. Он восстает против того, что эта власть лишает его свободы творчества, независимости поведения и мышления. Но, несмотря на лояльность Высоцкого к существовавшему строю, власть всячески пыталась затруднить доступ стихов и песен Высоцкого к читателям.
При его жизни было опубликовано лишь одно его стихотворение в альманахе 1975 года “День поэзии”. Первый сборник его стихов “Нерв” появился в 1981 году, после смерти поэта. Свою первую и единственную награду он получил посмертно в 1987 году - Государственную премию СССР за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен в телефильме “Место встречи изменить нельзя”. При Советской власти очень нелегко жилось “иноходцам”.
Юмористический характер следующих песен Высоцкого о спорте не отменяет их философского содержания, их политического подтекста.
Слушаем “Песню про прыгуна в высоту”.
- Какая мысль объединяет эту песню и предыдущую –
“Бег иноходца”?
(Герой этой песни, как и герой предыдущей, не такой, как все: у всех “толчковая левая”, а у него “толчковая правая”. И так же, как к герою песни “Бег иноходца”, удача и победа приходят к нему как награда за упорство, волю, терпение.). - Что придает этой песне именно политическую
окраску?
(Не случайно у героя “толчковая правая”. Ибо единственной идеологией социалистического общества была коммунистическая, коммунисты - левые. (Вспомним “Левый марш” В.Маяковского - “кто там шагает правой - левой, левой, левой!”) А герой песни шагает именно правой!).
Учитель: мы помним, что язык стихов Высоцкого обладает двуголосием, в нем сочетаются разные лексические пласты.
- Найдите книжные заимствования и просторечную лексику в этом стихотворении, выявляющие как злободневные противоречия действительности, так и вечные законы бытия.
- Какой вневременной, не сиюминутный закон жизни формулирует Высоцкий в своей песне?
(Лишь мгновение ты наверху-
И стремительно падаешь вниз.
Но я все-таки был наверху-
И меня не спихнуть с высоты!)
Учитель: и как в жизни, где высокое рядом с низким, серьезное рядом со смешным, эти романтические, возвышенные строки сочетаются с приземленными, ироничными, бытовыми (предпоследняя строфа).
Насквозь иронична, окрашена в комические тона “Песня про прыгуна в длину”, но не скрывается ли очередная злободневная проблема за внешним юмористическим колоритом песни?
- Какая метафора имеет политический оттенок?
(Это ограничительная черта, которую не приемлет герой песни. Может быть, речь идет о закрытости тогдашнего советского общества, о непроницаемости границ, о запрете контактов с иностранцами, о невозможности свободного выезда за границу?).
Учитель: слушаем “Песню про метателя молота”.
Я думаю, что в данной песне политический подтекст уже и не назовешь подтекстом, он стал собственно текстом.
- О каком же молоте идет речь и какое желание
выражает автор ? А уж чем оно объясняется,
надеюсь, вам помогли понять предыдущие песни
спортивного цикла.
(Серп и молот были изображены на гербе СССР. Может быть, желание бросить молот как можно дальше характеризует отношение героя к невозможности выехать из страны, свободно перемещаться по миру?).
Учитель: но что же мы все говорим и спорим, удобно устроившись за партами! Не пора ли размяться, заняться спортивной гимнастикой?
Звучит песня “Утренняя гимнастика” Учащиеся повторяют за “тренером” (в его роли выступает один из них) упражнения.
- Какая строфа этой песни, внешне вполне безобидная, воспринималась в то время Советской властью как оскорбительный намек на дутые цифры планов, показуху и преувеличение собственных достижений?
Не страшны дурные вести,
Начинаем бег на месте,
В выигрыше даже начинающий!
Красота – среди бегущих
Первых нет и отстающих:
Бег на месте общепримиряющий!
Эта песня подводит черту юмористическим песням о спорте, прозвучавшим сегодня на уроке. Теперь поговорим о серьезном и важном без улыбки. Вспомните эпиграф: “Вместе с ним посмеемся и вместе поплачем”.
Цирковое искусство близко спортивному. Со спортивной арены перенесемся на цирковую. Слушаем песню “Натянутый канат”– программное произведение Высоцкого, самый яркий его творческий взлет.
- Как вы поняли стихотворение, о каком
канатоходце идет речь?
(Речь идет о человеке, шагающем не в ногу с остальными, послушными, о риске, которому он при этом подвергается.).
Стихотворение автобиографично. Себя видит поэт в образе канатоходца. Это песня о смелости, которой требовало каждая его творение, он знал, чем рискует, опережая время. Он выбрал свой путь в искусстве – путь абсолютной честности – и свернуть с него он уже не может.
- Как же в этой связи понимать концовку
стихотворения: “и сегодня другой без страховки
идет”?
(Тем, что Высоцкий шел, ничего не боясь и не оглядываясь, он поддерживал многих, его творчество давало силы другим быть такими же бескомпромиссными в борьбе с ложью, насилием, предательством.). - Обратите внимание на то, чем по языку это
стихотворение отличается от предыдущих? Чем это
объяснить?
(В этом стихотворении отсутствуют слова просторечного, разговорного стиля. Видимо, это подчеркивает серьезность темы и идеи стихотворения. Высоцкий уже не старается надеть маску персонажа, скрыться за чьим-то образом: все, что он говорит, очень личное, и говорит Высоцкий своим голосом.).
Учитель: Сейчас мы послушаем песню о занятии, тоже близком спорту, как и цирк, написанную Высоцким в 1968 году во время съемок кинофильма “Хозяин тайги”. Валерий Золотухин назвал этот период творчества Высоцкого его болдинской осенью. А вот слова другого современника Высоцкого: “Володя терпеть не мог охотников. Он говорил мне об одном нашем общем приятеле: “Такой хороший парень, а убивает…Давай уговорим его, чтоб не убивал”.
Слушаем песню “Охота на волков”.
- Как вы поняли: на кого идет охота и кто эти
охотники?
(Охота идет на инакомыслящих со стороны идеологов власти. Стихотворение отражает конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической тоталитарной идеологией. Высоцкий как человек и поэт был частью той литературы, что несла читателям подлинные ценности, была и противоядием, и противодействием, и нравственной опорой.).
- Как бы вы определили интонацию заключительных
строк: “Я из повиновения вышел!”?
(Это интонация торжества. Высоцкий верит, что “силу подлости и злобы одолеет дух добра” (Б.Пастернак). - В каких изученных нами произведениях речь шла о
преследовании человека, погоне за человеком, вся
вина которого лишь в том, что он “не наш”?
(А.Блок “Двенадцать”, М.Булгаков “Мастер и Маргарита”, стихи А.Ахматовой, стихотворение Б.Пастернака “Нобелевская премия” и др.).
Учитель: Эти писатели и поэты тоже в какой-то степени предшественники Высоцкого. А еще Есенин. Уже упомянутый нами Пастернак говорил о Есенине: “Он в жизни был улыбчивый “королевич-кудрявич”, но когда начинал читать, становилось понятно – этот зарезать может”. Вспомнивший эти слова поэт А.Вознесенский продолжал: “Когда пел Высоцкий, было ясно, что он может не зарезать, а зарезаться”. Но близость двух поэтов заключается не только в манере чтения, накале чувств, истовости исповеди. Они близки друг другу общностью судьбы, глубиной конфликта с системой, тем, что оба были “иноходцами”, каждый в свое время.
Домашнее задание.
Сравнить стихотворение “Охота на волков” и стихотворение Есенина, которое первоначально называлось “Волчья гибель”, а теперь - “Мир таинственный, мир мой древний”.
Подведение итогов урока.
Учитель: в заключение предлагаю вам задуматься над тем, что несла поэзия Высоцкого читателю и слушателю.
Учащиеся делятся своими мыслями и чувствами, рожденными песнями В.Высоцкого.
Учитель подводит итог размышлениям учеников.
Поэзия Высоцкого давала людям не рецепты и рекомендации, а чувство внутренней свободы, заряд духовной энергии, а это и является признаком настоящего искусства. От своих слушателей Высоцкий также ждал смелости и самостоятельности:
…не надо за мной,
Колея эта – только моя,
Выбирайтесь своей колеей!
Опыт Высоцкого заставляет задуматься о том, зачем писать. Затем, чтобы сказать свое решительное да и нет жизни, чтобы находить человека в человеке, чтобы проделанная поэтом работа духа вечно продолжалась в читателе.
Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит еще получить этот долгий подарок, этот привет от наших дней.
При подготовке урока использованы материалы мемориального альманаха-антологии “В.Высоцкий: Все не так” (Издательство “Вахазар”, 1991 год), а также книги Л. С. Айзермана “Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода”. М.: “Школа- Пресс”, 1997.
Автор также выражает благодарность за помощь Тиматкову Алексею Вячеславовичу, аспиранту Литературного института им. Горького.