Литературно-музыкальная гостиная "Любовь — это пятое время года". 11-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 11


“ЛЮБОВЬ – ЭТО ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА” (А.АХМАТОВА)

Литературно-музыкальный гостиная

ВЕДУЩИЙ. Весна… лето… Осень… Зима… Любовь… Весна… Лето… Любовь – пятое время года…

ВЕДУЩАЯ. Нет, Любовь не пятое время года. И не время вообще. И не пятое. Мать-Земля отдала наш мир Любви, доверила нас Природе, которая мудрее нас, влюблённых. И мы, такие сильные и смелые, стали, увы, слабее…

ВЕДУЩИЙ. Любовь отчеканила в нас два лика – любовь и… любовь. И неважно, что льёт дождь, вьюжит снег, расползается туман, – мы ЛЮБИМ! А если мы любим, в душе праздник, в природе – весна, лето, осень, зима! Все краски здесь! Все звуки в сердце! И оранжевые лучи гасят мрак, и зелёный ветер сдувает с земли пыль, и золотой дождь разливает пьянящие ароматы полевых цветов, и танец озорных снежинок согревает своей радостью.

ВЕДУЩАЯ. Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.

Чтение стихотворения М.Цветаевой “Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…” (в качестве музыкального фона – “К Элизе” Л. ван Бетховена).

ВЕДУЩИЙ. И действительно, Любовь – это стихия, не поддающаяся разуму. Она ни о чём нас не спрашивает. А если бы и спросила, то мы ничего не смогли бы ей ответить.

ВЕДУЩАЯ. Любовь требует от нас только одного – любви. Любви к женщине, любви к ребёнку, любви к каждой живой клеточке на земле.

ВЕДУЩИЙ. Любовь – это жизнь с её бесконечным круговоротом.

ВЕДУЩАЯ. Любовь – это пятое время года… Весна… Лето… Осень…Зима… Любовь…

Чтение “Баллады о любви” В.Высоцкого (в качестве музыкального фона – любая композиция Э. Морриконе). Возможен вариант – прослушивание “Баллады” в исполнении самого Высоцкого.

ОН и ОНА.

- Я хочу пробиться к тебе… Свет на тебе клином сошёлся, весь свет! Без тебя ничего не станет радовать, ничего не нужно, всё бессмыслица – живой труп без тебя!.. Люблю и не представляю жизни… без тебя!..

- А ты можешь мне сказать, за что… за что ты меня любишь? Без этого ответа мне трудно верить…

- Ты есть, и мне вполне этого достаточно, чтоб любить! Ты мне нужна.

- Нужна… Нет, каждому хочется не одного осчастливить, а хоть какой-нибудь перпетуум-мобиле подарить людям.

- Ты и подаришь.

- Как?

- Изменив меня… Ты разве не замечала, что рядом с тобой люди меняются?

- Замечала…

- Я рядом с тобой начинаю видеть сквозь стены. Рядом с тобою я уже сам страшусь своей силы, готов опрокинуть горы, сорвать Луну с неба, открыть живую воду… И перпетуум-мобиле изобрести могу!.. Если тебя рядом со мной не будет, я увяну, усохну, стану слабым, безвольным. Ты слышишь, что такое ты для меня?..

ВЕДУЩИЙ. На самом деле любовь пропитывает собой все другие чувства и ощущения человека. Данте Алигьери говорил: “Все думы – о любви, о ней одной”.

ВЕДУЩАЯ. Для Александра Блока его Прекрасная Дама была не только женственностью, не только любовью. В ней слилось для него и счастье, и добро, и справедливость, и родина, и человечность… Весь мир соединился для него в любви, она воплощала и замещала собой всё на свете.

Чтение стихотворения А.Блока “Верю в Солнце Завета…” (из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”). В качестве музыкального фона можно использовать “Ave Maria” Ф.Шуберта.

ВЕДУЩИЙ. Для Юрия Живаго, главного героя романа Б. Пастернака, его возлюбленная – это и природа, и Россия, и просто женщина.

Чтение отрывков из романа “Доктор Живаго” (из романа Б.Пастернака “Доктор Живаго” (часть 12 “Рябина в сахаре” (кн. 2).

ВЕДУЩИЙ. Мы все привыкли думать, что мир чувств человека, как апельсин из долек, состоит из отдельных чувств, обособленных друг от друга. Но так ли это? Может быть, любовь – особое состояние всех чувств человека? Может, это перестройка души, переворот во всех мыслях, ощущениях, во всей жизни?

ВЕДУЩАЯ. В романе Л.Н.Толстого “Анна Каренина” Константин Левин вдруг увидел, что он стал абсолютно другим, незнакомым себе: “Для него все девушки в мире разделяются на два сорта: один сорт – это все девушки в мире, кроме её, и эти девушки имеют все человеческие слабости, и девушки очень обыкновенные; другой сорт – это она одна, не имеющая никаких слабостей и превыше всего человеческого”.

ВЕДУЩИЙ. Такие же чувства испытывает и князь Андрей в эпопее “Война и мир”. Он думает: “Весь мир разделён для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота”.

ВЕДУЩАЯ. В своём трактате “О любви” Стендаль писал: если в соляных копях оставить на два-три месяца простую ветку, она вся покроется кристаллами, и никто не узнает в этом блистающем чуде прежнюю ветку. То же, говорит он, происходит и в любви, когда любимого человека украшают, как кристаллами, тысячью совершенств. “Полюбив, – писал Стендаль, – самый разумный человек не видит больше ни одного предмета таким, каков он есть на самом деле… Любая женщина становится неузнаваемой и превращается в исключительное существо”.

Чтение стихотворения “Она” Н.Гумилёва (музыкальное сопровождение – “Летнее время” Г.Гершвина).

Чтение стихотворения “Женщине” В.Брюсова (звучит “Лунный свет” К.Дебюсси).

ВЕДУЩИЙ. Любовь даёт силы – жить, творить, совершать подвиги.

ВЕДУЩАЯ. Подвиги?

ВЕДУЩИЙ. Ну, хотя бы Петрарка, который посвятил своей Лауре всё творчество, жёны декабристов, отправившиеся вслед за мужьями в Сибирь, Елена Сергеевна Булгакова, сделавшая всё, чтобы весь мир узнал, что рукописи не горят, Александр Сергеевич Пушкин, который смог с всепрощающим великодушием сказать: “ Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…”, Николай Гумилёв, испытавший судьбу на войне ради Ани Горенко.

ОНА. Это гении, чувствующие глобально, а остальные, обычные люди?

ОН. В нашей жизни всегда есть место необычному. Стоит только внимательнее посмотреть на то, что вокруг. Можно увидеть то, чего никто не видит, и услышать то, чего никогда не слышали. Окажется, что небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот-вот приподнимешься на цыпочки да так и останешься в нём на всю жизнь. Солнце окажется вдруг непричёсанным, весело-разбойным. И под ногами что-то посапывает, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чём-то живом. И по живой земле прыгают пушистые, согретые воробьи, ругаются весело, почти что понятно.

ОНА. Всё как было. И всё же что-то случилось…

ОН. Если человек преодолел обычность, если он увидел в буднях чудо, – он уже совершил подвиг.

ОНА. А что же подтолкнуло?

ОН. Смотри…

СЦЕНА (отрывки из повести В. Тендрякова “Весенние перевёртыши”).

Мальчик с взлохмаченными волосами, одетый в ставшее тесным пальтишко.

-  Мама зовёт меня Федюшкой. Но для всех я просто Дюшка.

Однажды я пришёл с улицы, надо было садиться за уроки. Я вспомнил про задачку о пешеходах, и мне стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались “Сочинения” Пушкина. Я читал стихи, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других – дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно – красавица. Не раз мне казалось: на кого-то она похожа, на кого- то из знакомых, – но как-то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку!

Римка живёт в нашем доме, она старше меня на год. Я вижу Римку в день раз по десять. Видел и только что, минут пятнадцать назад,– стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь весенние рамы – её голос.

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Наталья Гончарова – красавица. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица? (Звучит инструментальная музыка Р.Клейдермана).

Мальчик убегает.

Звучит композиция “Flowers of the sea” группы “ERA”.

По залу идет девочка, такая, какой увидел её Дюшка.

Слышится другой голос: “Каждый день он видел её раз по десять… Долговязая, тонконогая, нескладная. Из жаркой тесноты пальто вырываются на волю руки, ломко-хрупкие, лёгкие, летающие. И никак нельзя отвести глаз от её бесстрашно летающих рук. Испуганное сердце колотится в рёбра… И опрокинутое небо обнимает улицу, и разбойное солнце нависает над головой, и постанывает под ногами живая земля. Хочется оторваться от этой земли хотя бы на вершок, поплыть по воздуху – такая внутри лёгкость. Он глядел на воробьёв, но видел её…”

ОНА. Действительно, что-то случилось. Но это внутри человека. А вокруг?

ОН. Дюшка спас от уличного хулигана Саньки…лягушку. Лягушка дышала мягким животом, глядела ржаво-золотистым глазом. Санька надевал на лягушачью лапку верёвочную петлю и, раскручивая лягушку над головой, выпускал из рук верёвочку. Лягушка мокрым шлепком врезалась в стену. Дюшка возненавидел Саньку. Вместе с любовью родилась ненависть.

ОНА. Откуда мальчишке знать, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства с окружающим миром – горькое чувство одиночества.

Чтение стихотворения Б.Пастернака “Никого не будет в доме” (музыкальное сопровождение – композиция “Prima donna” Ю.Агавы).

ВЕДУЩАЯ. Совершая подвиги и просто поступки, человек отдаёт всего себя чему-то – во имя… любви, добра, во имя самой жизни. Отдавая себя, человек что-то теряет, ему приходится чем-то жертвовать. Любовь тесно связана с потерей.

ВЕДУЩИЙ. Это необходимо. Жизнь ничего просто так не даёт, любовь – тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы обрести друга, надо познать одиночество. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать боль… боль разлуки, безответности, потери… И всё же как мы становимся богаче, отдавая себя…

Чтение стихотворения Б.Пастернака “Разлука” (из “Стихотворений Юрия Живаго”). Звучит “С-минор для оркестра” Моцарта.

ВЕДУЩАЯ. Столько сказано, столько прочувствовано… Все, говорящие о любви, – мужчины. Почему?

ВЕДУЩИЙ. Говорить о любви – это поступок сильного человека – мужчины. А женщина создана для того, чтобы пробуждать любовь. Хотя это вовсе не значит, что женщина о любви не говорит…

Чтение “Песни последней встречи” А.Ахматовой (звучит “14 соната” Л. ван Бетховена).

Чтение стихотворения М.Цветаевой “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” (звучит “Ave Maria” Д.Ласта).

Чтение отрывка из письма Тони к Юрию Живаго (из романа Б.Пастернака “Доктор Живаго” (часть 13 “Против дома с фигурами” (кн. 2). Продолжается “Ave Maria”.

ОН. Мы говорим о любви как о жизни человеческой души. А как же тело?

ОНА. Любовь – это двуединое чувство: и природное, и душевное. Любовь только тогда будет истинной, когда в ней соединятся и духовная близость, и чувственность. Известный польский писатель Генрик Сенкевич говорил, что любовь, желающая быть только духовной, становится тенью; если же она лишена духовного начала, то она пошлость.

Чтение стихотворения “Всё, что осталось” А.Вертинского

ВЕДУЩИЙ. Любовь – это интимное чувство, то есть глубоко личное, сокровенное, свято хранимое, задушевное.

ВЕДУЩАЯ. Потому-то и не стоит выносить её на всеобщее обозрение, не устраивать из своих эмоциональных порывов спектаклей. Обратите внимание на первозданный смысл слова “застенчивый”. Мы не всё выносим за стены дома, под фонарные столбы многолюдных улиц.

Исполнение романса “Зимняя ночь” (стихотворение Б.Пастернака). Возможен вариант – чтение стихотворения под музыку “Andante Aus Simfonia” Д.Ласта.

Звучит песня Ж.Агузаровой “Звезда”.

И всё…