Урок литературы в 11-м классе "Вечные ценности в рассказе Л.Улицкой "Дочь Бухары"

Разделы: Литература


Мир спасет не сердце Данко, а пресветлая слеза. (Тимур Кибиров)

Цели урока:

  • выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Улицкой “Дочь Бухары”, создать условия для раскрытия философского звучания;
  • способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;
  • создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения;
  • учить чувствовать эпоху и человека в ней, понимать социальное и художественное значение произведений;
  • воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную, умеющую сострадать.

Оборудование: портрет Л. Улицкой, карточки с заданиями, мультимедиа (слайды, ключевые слова)

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • частично-поисковый
  • исследовательский.

Продолжительность урока: 80 минут.

I. Организационный момент

Тема урока. “Вечные ценности в рассказе Л. Улицкой “Дочь Бухары”.

Учитель: Прочитайте тему урока. Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Дают варианты ответов.

Учитель: - Спасибо. Все ваши ответы были интересны.

II. Целеполагание.

Учитель: - Какие цели стоят перед нами на уроке?

Ученики: - Должны выявить проблемы рассказа;

- Его идейно-художественное своеобразие.

Мотивация

Итак, сегодня мы выявим нравственную проблематику, идейно-художественное своеобразие рассказа, его философское звучание: мир человека и место человека в мире.

Слайд № 1 Портрет Л. Улицкой, дата рождения (Приложение 1)

Жизнь и творчество Л. Улицкой

Слайд № 2 “Этапы жизни и творчества” (Приложение 1)

III. Контроль

Учитель: Когда написан рассказ?

Ученики: в 1994 году.

Учитель: Каков смысл названия рассказа?

Учитель: Какие ассоциации связаны с названием рассказа?

Ученики: Бухара – Восток, яркие краски, верблюды, таинственность, сказка, загадочность.

IV. Исследование нового материала, осознание, закрепление.

Учитель: Какова главная мысль рассказа?

Ученики: Учащиеся отвечают и делают записи:

1. О материнском подвиге;

2. Мать сделала всё для того, чтобы спасти своего ребёнка, а отец заживо похоронил дочь, отказался от неё, забыл.

Учитель: На что вы обратили внимание, читая это произведение?

Ученики: Есть противоречия, символы, знаки.

Учитель: Какой прием лежит в основе создания рассказа?

Ученики: Антитеза

Слайд № 3 (Приложение 1)

Понятие антитеза.

Работа в группах.

1 группа.

Выписать слова и словосочетания, показывающие противоречия в самом начале рассказа.

1. Заголовок, начало текста – тайна, загадка, экзотика, красота. Волшебная сказка

Однажды приехали, в конце 1946 г. (неожиданно – негаданно, когда все уже вернулись)

Он как с плаката. Она невиданной красоты.

2. Общественные веревки – не существует семейной тайны

Уродливая реальность. Дровяные склады, нищета, пьяная и веселая гармонь.

Вывод: Герои противопоставлены этой среде, но и между собой они тоже противопоставлены.

Слайд № 4 (Приложение 1)

2 группа.

Портретная характеристика героев (он, она)

Обозначен мотив тайны, который начинает звучать с первых строк рассказа, с заголовка. Постепенно этот мотив тайны усложняется и переплетается с судьбой.

Он
  • Русский
  • Быстрота, стремительность, напор,
  • Мужественный
  • Белозубый, русо-русский
  • Здешний
Она
  • Восточная женщина
  • Медленно-медленно, лениво, как растекающееся по столу варенье.
  • Скромно, из-за спины
  • Туманно-черные глаза, блестящие несметные волосы
  • Анонимная красавица

Вывод: обозначен мотив тайны, который начинает звучать с первых строк рассказа, с заголовка. Постепенно этот мотив тайны усложняется и переплетается с судьбой.

Слайд № 5 (Приложение 1)

Учащиеся оформляют записи в тетради.

Тайна, судьба. Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. “Словарь русского языка” С. И. Ожегов, 1986г.

Тайна – нечто неразгаданное, непознанное, скрываемое от других, известное не всем. “Словарь русского языка” С. И. Ожегов,1986 г.

Слайд № 6 (Приложение 1)

3 группа.

История рода Дмитрия.

Учитель: Дмитрий – это совершенство, он исчерпал себя, это остановка – смерть. Чтобы изменить судьбу, нужно появление Бухары, которая отличается и от мужчин и от женщин этого рода (воспоминания Андрея Иннокентьевича о жене Танюше). Два совершенства сходятся, но выстраивается ещё один контраст: совершенство – неполноценность.

Дайте определение слова “плакат”

Плакат – цветной настенный рисунок с агитационным или рекламным текстом.

“Словарь русского языка” С. И. Ожегов, 1986 г.

Слайд № 7 (Приложение 1)

4 группа.

Отношение окружающих к Бухаре и её отношение к окружающим.

1. Отношение окружающих к Бухаре.
  • Паша (отрицательные чувства)
  • неприятие
  • недружелюбие
  • подозрительность
  • “Головенка азиатская… одно слово, Бухара”
2. Отношение Бухары к окружающим
  • быстро разобралась
  • дружелюбие
  • полное приятие. Ее не тяготит чужая культура и чужой быт.
  • к Паше относится ласково – почтительно “Кормилица!”

Слайд №8 (Приложение 1)

Коллективная работа

Учитель: - С какой целью дана история отца Бухары?

Ученик: Зачитывают со слов “Доктор напоминал ей отца…”делают вывод: “Он чувствует себя человеком мира, а ему пытаются определить “правильное место”.

Учитель: - Как воздействует это на сознание Бухары? Почему?

Ученик: страх, тревога, неуверенность ведет к рождению девочки с диагнозом “Синдром Дауна” (в шестом поколении).

Обобщение учителя: - Итак, с рождением неполноценной девочки и смертью старого доктора круг как бы закрывается. Текст начинает заполняться словами – знаками, несущими антитезу.

Слайд № 9 (Приложение 1)

Понятие “Знак”

Знак – минимальный носитель языковой информации.

“Словарь культуры XX века” Москва, 2003 г.

Работа в группах.

1 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением отрицания, отторжения, отталкивания (Дмитрий).

Гнал от себя дурные предчувствия (отталкивал).

Ребенок неполноценный, безнадежный.

Никакая медицина никогда не сможет.

Единственная радость – ранняя гибель. Редко доживают до совершеннолетия.

Наблюдал.

Слайд № 10 (Приложение 1)

2 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением принятия, присоединения, приближения (Бухара).

Из рук не выпускала.

Старалась устроить у себя под боком.

Прижимала к себе свою драгоценность.

Не замечала неполноценности.

Наряжала.

Любовалась с углубленной важностью.

Слайд № 11 (Приложение 1)

3 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением категоричности, завершенности, законченности (Дмитрий).

Было ясно, еще было совершенно ясно: никакая медицина не сможет (отрицание и категоричность)

Ранняя гибель - классический синдром Дауна

Слайд № 12(Приложение 1)

4 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением открытости, незавершенности (Бухара).

Незавершенность

Вполне ли поняла жена

Словно не замечала неполноценности

Слайд № 13 (Приложение 1)

Обобщение учителя: Следствием отрицания и категоричности для Дмитрия является отчуждения, мучительное чувство, невообразимый ужас, ежедневное отчаяние.

Бухара – словно не замечала, причина – “Имя Дмитрий написано у меня на груди”. То, что случилось, для неё не требует объяснений, она не задаёт вопросов “почему?”, воспринимает это не просто как тайну. Какую тайну для себя открыла Бухара?

Ученики: Тайна Бухары

Человек – это тайна, которую нельзя разгадывать

Невозможно постичь “небесную волю”

Слайд № 14 (Приложение 1)

Учитель: Как Дмитрий пытается объяснить рождение неполноценного ребёнка?

Ученики: с точки зрения медицины (штудирует американские журналы, а для этого необходимо мужество). Он открыл тайну, в результате разрушил свой мир, свою судьбу.

Учитель: Что дало Дмитрию открытие тайны? Найдите в тексте высказывания, слова и докажите.

Ученики: Страх, похоронил “живую” дочь, жена для него стала “неполноценной” и свою жизнь под воздействие страха сделал неполноценной.

Учитель: Отличается ли взгляд автора от взгляда Дмитрия на проблему “неполноценности”

Ученики: Да, отличается. Мила наследует черты матери, а не мать её черты: была улыбчивой, спокойной, не обижалась.

Коллективная работа

Учитель: Прослушайте отрывок из Библии: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и подобию Нашему. И создал Бог человека из праха земного и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

И Благословил его Бог”.

Учитель: Как вы думаете, почему я обратилась к этому отрывку?

Ученики: Будем говорить о Миле и её мире.

Учитель: Зачитайте, чем любит заниматься Мила?

Ученики: любимая стихия – полужидкая земля. Часами занималась каким-либо делом, лепила… лепила.

Учитель: Какая у вас возникла ассоциация со словом “лепила”? Найдите ключевые слова.

Ученики: лепила, строила, создавала, творила.

Ключевые слова: Земля Вода Песок

Слайд № 15 (Приложение 1)

Учитель: А почему лепила из полужидкой земли, пренебрегая песком?

Ученики: песок символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение, а земля и дождевая вода – основные элементы, из которых создан Мир. Она как бы создает мир.

Учитель: Автором девочке придается образ Бога, который лепит новую жизнь. Соединение материнского начала Земли с живительной водой – грязь, согласно писанию, является первичной материей, которой использовал Бог для создания людей и животных. Грязь, из которой произошла жизнь, заключает в себе секрет мироздания и символизирует в широком смысле начальную точку эволюции цикла.

Учитель: Каким словом называют Бухару и её дочь окружающие после ухода Дмитрия?

Ученики: пришелица.

Учитель: Какой двойной смысл несёт это слово?

Ученики: слово “пришелица” имеет двойной смысл: бытовой и мифологический.

Слайд № 16 (Приложение 1)

Учитель: А почему Милочку можно тоже назвать пришелицей?

Ученики: зачитывают из текста: “Гортань её была создана для другого языка, нездешнего”

Учитель: Обе нездешние, пришельцы. Ценой отчуждения от окружающих сохраняют целостность и первозданность своего мира, где все значимо и имеет смысл (Даже дохлые кошки достойны красоты и уважения).

Каким словом названа деятельность Милочки?

Ученики: бессмысленный, только похожий на человеческий труд.

Внешняя бессмысленность (трудолюбивое уродство). Внутренняя значимость (бедная творческая душа). Это является лейтмотивом образа Милочки

Слайд №: 17 (Приложение 1)

Учитель: Какой смысл несет сочетание этих слов?

Ученики: Автор ссылается на “непостижимую небесную волю”.

Учитель: Обе нездешние пришелицы не испытывают к этой бессмыслице и рутине негативных чувств. Напротив, Бухара и здесь увидела смысл – вложить в рутинное дело душу и сделать его творческим. Именно бессмыслица дала ей возможность создать для дочери среду обитания в преддверии её одиночества.

Учитель: В какой момент в жизни Милочки появляется Григорий, с каким мотивом связано его появление?

- Почему последний подвиг Бухары сравнивается с делом художника, торопящегося перед смертью закончить “великое полотно”? Случайно ли это?

Ученики: Нет, не случайно. Нормальным и здоровым людям не под силу понять внутренний мир таких как Мила, и только человек с тонкой душой мог это сделать.

Учитель: Итак, какую же тайну открыла Бухара?

Ученики:

Человек – это тайна, которую нельзя разгадывать

Невозможно постичь “небесную волю”

В человеке заложено стремление к совершенству

Сохраняет целостность и первозданность своего мира

В бессмысленности окружающего мира открыла смысл жизни

Слайд № 18 (Приложение 1)

Учитель: Какие символы встречаются в рассказе? Какой смысл они привносят в рассказ?

Ученики:

Избушка на курьих ножках (сказка).

Джанна (мусульманский рай).

Брак (первоначально обозначало связь Бога с людьми).

Кошка белая и грязная (сказка).

18-летие Милы (должна была умереть).

Бухара умерла на 5-й день (символ цифры “5”, прервался род Дмитрия).

Слайд № 19 (Приложение 1)

Учитель: Принял ли окружающий мир эту пару? Найдите в тексте и прочитайте.

Ученики:

Да, но не понял. Брак ненастоящий.

“Не было человека…”.

“Мальчишки кричали в спину”.

Учитель: Символичны крики мальчишек (существовал обряд, при котором за каретой новобрачных привязывалась всякая всячина, чтобы отогнать нечистую силу). Для Милы и Григория не существовало никого, они были так заняты друг другом, что совсем не замечали чужого, нехорошего интереса. Они были как бы первыми людьми в этом мире. Всё начинается с начала.

V. Итог урока.

Учитель: Мы сегодня много говорили о человеке, о его месте в мире, материнском подвиге, совершенном ради ребёнка, смысле жизни, вечных человеческих ценностях.

- Какие мысли у вас возникли после этого разговора? О чем же этот рассказ?

Свободные высказывания учащихся.

Обобщение учителя. Он о бесконечности жизни, о её цикличности, о том, что жизнь своими собственными силами восстанавливается и начинает новый круг. В этом её таинственный смысл, но действует она не сама по себе, а через людские судьбы, через их свободную волю. А гарантия бесконечности жизни в любви и доверии тайны.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение – эссе: “Бессилен ли человек перед судьбой?”

Учащиеся записывают тему.

VII. Рефлексия.

1. Сумели ли высказать свое суждение на уроке?

2. Чьё выступление вам больше понравилось?

Карточки с рефлексивными вопросами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник литературы для 11-го класса под редакцией В. П. Журавлева, Москва, “Просвещение”, 2005 г.
  2. Современная русская литература (элективный курс), 10 – 11 класс, под редакцией проф. Б. А. Ланина, Москва, 2005 г.
  3. “Словарь культуры XX века”, Москва, 2003 г.
  4. “Словарь русского языка” под редакцией С. И. Ожегова, 1999 г.