Мир спасет не сердце Данко, а пресветлая слеза. (Тимур Кибиров)
Цели урока:
- выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Улицкой “Дочь Бухары”, создать условия для раскрытия философского звучания;
- способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;
- создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения;
- учить чувствовать эпоху и человека в ней, понимать социальное и художественное значение произведений;
- воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную, умеющую сострадать.
Оборудование: портрет Л. Улицкой, карточки с заданиями, мультимедиа (слайды, ключевые слова)
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- частично-поисковый
- исследовательский.
Продолжительность урока: 80 минут.
I. Организационный момент
Тема урока. “Вечные ценности в рассказе Л. Улицкой “Дочь Бухары”.
Учитель: Прочитайте тему урока. Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Дают варианты ответов.
Учитель: - Спасибо. Все ваши ответы были интересны.
II. Целеполагание.
Учитель: - Какие цели стоят перед нами на уроке?
Ученики: - Должны выявить проблемы рассказа;
- Его идейно-художественное своеобразие.
Мотивация
Итак, сегодня мы выявим нравственную проблематику, идейно-художественное своеобразие рассказа, его философское звучание: мир человека и место человека в мире.
Слайд № 1 Портрет Л. Улицкой, дата рождения (Приложение 1)
Жизнь и творчество Л. Улицкой
Слайд № 2 “Этапы жизни и творчества” (Приложение 1)
III. Контроль
Учитель: Когда написан рассказ?
Ученики: в 1994 году.
Учитель: Каков смысл названия рассказа?
Учитель: Какие ассоциации связаны с названием рассказа?
Ученики: Бухара – Восток, яркие краски, верблюды, таинственность, сказка, загадочность.
IV. Исследование нового материала, осознание, закрепление.
Учитель: Какова главная мысль рассказа?
Ученики: Учащиеся отвечают и делают записи:
1. О материнском подвиге;
2. Мать сделала всё для того, чтобы спасти своего ребёнка, а отец заживо похоронил дочь, отказался от неё, забыл.
Учитель: На что вы обратили внимание, читая это произведение?
Ученики: Есть противоречия, символы, знаки.
Учитель: Какой прием лежит в основе создания рассказа?
Ученики: Антитеза
Слайд № 3 (Приложение 1)
Понятие антитеза.
Работа в группах.
1 группа.
Выписать слова и словосочетания, показывающие противоречия в самом начале рассказа.
1. Заголовок, начало текста – тайна, загадка, экзотика, красота. Волшебная сказка
Однажды приехали, в конце 1946 г. (неожиданно – негаданно, когда все уже вернулись)
Он как с плаката. Она невиданной красоты.
2. Общественные веревки – не существует семейной тайны
Уродливая реальность. Дровяные склады, нищета, пьяная и веселая гармонь.
Вывод: Герои противопоставлены этой среде, но и между собой они тоже противопоставлены.
Слайд № 4 (Приложение 1)
2 группа.
Портретная характеристика героев (он, она)
Обозначен мотив тайны, который начинает звучать с первых строк рассказа, с заголовка. Постепенно этот мотив тайны усложняется и переплетается с судьбой.
Он
|
Она
|
Вывод: обозначен мотив тайны, который начинает звучать с первых строк рассказа, с заголовка. Постепенно этот мотив тайны усложняется и переплетается с судьбой.
Слайд № 5 (Приложение 1)
Учащиеся оформляют записи в тетради.
Тайна, судьба. Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. “Словарь русского языка” С. И. Ожегов, 1986г.
Тайна – нечто неразгаданное, непознанное, скрываемое от других, известное не всем. “Словарь русского языка” С. И. Ожегов,1986 г.
Слайд № 6 (Приложение 1)
3 группа.
История рода Дмитрия.
Учитель: Дмитрий – это совершенство, он исчерпал себя, это остановка – смерть. Чтобы изменить судьбу, нужно появление Бухары, которая отличается и от мужчин и от женщин этого рода (воспоминания Андрея Иннокентьевича о жене Танюше). Два совершенства сходятся, но выстраивается ещё один контраст: совершенство – неполноценность.
Дайте определение слова “плакат”
Плакат – цветной настенный рисунок с агитационным или рекламным текстом.
“Словарь русского языка” С. И. Ожегов, 1986 г.
Слайд № 7 (Приложение 1)
4 группа.
Отношение окружающих к Бухаре и её отношение к окружающим.
1. Отношение окружающих к Бухаре.
|
2. Отношение Бухары к окружающим
|
Слайд №8 (Приложение 1)
Коллективная работа
Учитель: - С какой целью дана история отца Бухары?
Ученик: Зачитывают со слов “Доктор напоминал ей отца…”делают вывод: “Он чувствует себя человеком мира, а ему пытаются определить “правильное место”.
Учитель: - Как воздействует это на сознание Бухары? Почему?
Ученик: страх, тревога, неуверенность ведет к рождению девочки с диагнозом “Синдром Дауна” (в шестом поколении).
Обобщение учителя: - Итак, с рождением неполноценной девочки и смертью старого доктора круг как бы закрывается. Текст начинает заполняться словами – знаками, несущими антитезу.
Слайд № 9 (Приложение 1)
Понятие “Знак”
Знак – минимальный носитель языковой информации.
“Словарь культуры XX века” Москва, 2003 г.
Работа в группах.
1 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением отрицания, отторжения, отталкивания (Дмитрий).
Гнал от себя дурные предчувствия (отталкивал).
Ребенок неполноценный, безнадежный.
Никакая медицина никогда не сможет.
Единственная радость – ранняя гибель. Редко доживают до совершеннолетия.
Наблюдал.
Слайд № 10 (Приложение 1)
2 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением принятия, присоединения, приближения (Бухара).
Из рук не выпускала.
Старалась устроить у себя под боком.
Прижимала к себе свою драгоценность.
Не замечала неполноценности.
Наряжала.
Любовалась с углубленной важностью.
Слайд № 11 (Приложение 1)
3 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением категоричности, завершенности, законченности (Дмитрий).
Было ясно, еще было совершенно ясно: никакая медицина не сможет (отрицание и категоричность)
Ранняя гибель - классический синдром Дауна
Слайд № 12(Приложение 1)
4 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением открытости, незавершенности (Бухара).
Незавершенность
Вполне ли поняла жена
Словно не замечала неполноценности
Слайд № 13 (Приложение 1)
Обобщение учителя: Следствием отрицания и категоричности для Дмитрия является отчуждения, мучительное чувство, невообразимый ужас, ежедневное отчаяние.
Бухара – словно не замечала, причина – “Имя Дмитрий написано у меня на груди”. То, что случилось, для неё не требует объяснений, она не задаёт вопросов “почему?”, воспринимает это не просто как тайну. Какую тайну для себя открыла Бухара?
Ученики: Тайна Бухары
Человек – это тайна, которую нельзя разгадывать
Невозможно постичь “небесную волю”
Слайд № 14 (Приложение 1)
Учитель: Как Дмитрий пытается объяснить рождение неполноценного ребёнка?
Ученики: с точки зрения медицины (штудирует американские журналы, а для этого необходимо мужество). Он открыл тайну, в результате разрушил свой мир, свою судьбу.
Учитель: Что дало Дмитрию открытие тайны? Найдите в тексте высказывания, слова и докажите.
Ученики: Страх, похоронил “живую” дочь, жена для него стала “неполноценной” и свою жизнь под воздействие страха сделал неполноценной.
Учитель: Отличается ли взгляд автора от взгляда Дмитрия на проблему “неполноценности”
Ученики: Да, отличается. Мила наследует черты матери, а не мать её черты: была улыбчивой, спокойной, не обижалась.
Коллективная работа
Учитель: Прослушайте отрывок из Библии: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и подобию Нашему. И создал Бог человека из праха земного и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
И Благословил его Бог”.
Учитель: Как вы думаете, почему я обратилась к этому отрывку?
Ученики: Будем говорить о Миле и её мире.
Учитель: Зачитайте, чем любит заниматься Мила?
Ученики: любимая стихия – полужидкая земля. Часами занималась каким-либо делом, лепила… лепила.
Учитель: Какая у вас возникла ассоциация со словом “лепила”? Найдите ключевые слова.
Ученики: лепила, строила, создавала, творила.
Ключевые слова: Земля Вода Песок
Слайд № 15 (Приложение 1)
Учитель: А почему лепила из полужидкой земли, пренебрегая песком?
Ученики: песок символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение, а земля и дождевая вода – основные элементы, из которых создан Мир. Она как бы создает мир.
Учитель: Автором девочке придается образ Бога, который лепит новую жизнь. Соединение материнского начала Земли с живительной водой – грязь, согласно писанию, является первичной материей, которой использовал Бог для создания людей и животных. Грязь, из которой произошла жизнь, заключает в себе секрет мироздания и символизирует в широком смысле начальную точку эволюции цикла.
Учитель: Каким словом называют Бухару и её дочь окружающие после ухода Дмитрия?
Ученики: пришелица.
Учитель: Какой двойной смысл несёт это слово?
Ученики: слово “пришелица” имеет двойной смысл: бытовой и мифологический.
Слайд № 16 (Приложение 1)
Учитель: А почему Милочку можно тоже назвать пришелицей?
Ученики: зачитывают из текста: “Гортань её была создана для другого языка, нездешнего”
Учитель: Обе нездешние, пришельцы. Ценой отчуждения от окружающих сохраняют целостность и первозданность своего мира, где все значимо и имеет смысл (Даже дохлые кошки достойны красоты и уважения).
Каким словом названа деятельность Милочки?
Ученики: бессмысленный, только похожий на человеческий труд.
Внешняя бессмысленность (трудолюбивое уродство). Внутренняя значимость (бедная творческая душа). Это является лейтмотивом образа Милочки
Слайд №: 17 (Приложение 1)
Учитель: Какой смысл несет сочетание этих слов?
Ученики: Автор ссылается на “непостижимую небесную волю”.
Учитель: Обе нездешние пришелицы не испытывают к этой бессмыслице и рутине негативных чувств. Напротив, Бухара и здесь увидела смысл – вложить в рутинное дело душу и сделать его творческим. Именно бессмыслица дала ей возможность создать для дочери среду обитания в преддверии её одиночества.
Учитель: В какой момент в жизни Милочки появляется Григорий, с каким мотивом связано его появление?
- Почему последний подвиг Бухары сравнивается с делом художника, торопящегося перед смертью закончить “великое полотно”? Случайно ли это?
Ученики: Нет, не случайно. Нормальным и здоровым людям не под силу понять внутренний мир таких как Мила, и только человек с тонкой душой мог это сделать.
Учитель: Итак, какую же тайну открыла Бухара?
Ученики:
Человек – это тайна, которую нельзя разгадывать
Невозможно постичь “небесную волю”
В человеке заложено стремление к совершенству
Сохраняет целостность и первозданность своего мира
В бессмысленности окружающего мира открыла смысл жизни
Слайд № 18 (Приложение 1)
Учитель: Какие символы встречаются в рассказе? Какой смысл они привносят в рассказ?
Ученики:
Избушка на курьих ножках (сказка).
Джанна (мусульманский рай).
Брак (первоначально обозначало связь Бога с людьми).
Кошка белая и грязная (сказка).
18-летие Милы (должна была умереть).
Бухара умерла на 5-й день (символ цифры “5”, прервался род Дмитрия).
Слайд № 19 (Приложение 1)
Учитель: Принял ли окружающий мир эту пару? Найдите в тексте и прочитайте.
Ученики:
Да, но не понял. Брак ненастоящий.
“Не было человека…”.
“Мальчишки кричали в спину”.
Учитель: Символичны крики мальчишек (существовал обряд, при котором за каретой новобрачных привязывалась всякая всячина, чтобы отогнать нечистую силу). Для Милы и Григория не существовало никого, они были так заняты друг другом, что совсем не замечали чужого, нехорошего интереса. Они были как бы первыми людьми в этом мире. Всё начинается с начала.
V. Итог урока.
Учитель: Мы сегодня много говорили о человеке, о его месте в мире, материнском подвиге, совершенном ради ребёнка, смысле жизни, вечных человеческих ценностях.
- Какие мысли у вас возникли после этого разговора? О чем же этот рассказ?
Свободные высказывания учащихся.
Обобщение учителя. Он о бесконечности жизни, о её цикличности, о том, что жизнь своими собственными силами восстанавливается и начинает новый круг. В этом её таинственный смысл, но действует она не сама по себе, а через людские судьбы, через их свободную волю. А гарантия бесконечности жизни в любви и доверии тайны.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение – эссе: “Бессилен ли человек перед судьбой?”
Учащиеся записывают тему.
VII. Рефлексия.
1. Сумели ли высказать свое суждение на уроке?
2. Чьё выступление вам больше понравилось?
Карточки с рефлексивными вопросами.
ЛИТЕРАТУРА
- Учебник литературы для 11-го класса под редакцией В. П. Журавлева, Москва, “Просвещение”, 2005 г.
- Современная русская литература (элективный курс), 10 – 11 класс, под редакцией проф. Б. А. Ланина, Москва, 2005 г.
- “Словарь культуры XX века”, Москва, 2003 г.
- “Словарь русского языка” под редакцией С. И. Ожегова, 1999 г.