Возраст, класс: 15- 16 лет, 10 класс.
Цели и задачи:
1.Показать связь народных выступлений с крепостнической политикой правительства. Отметить новое и особенное в Крестьянской войне Е.Пугачева. Познакомить с историко- культурной обстановкой второй половины 18 века и ее отражением на страницах художественных произведений А.С.Пушкина и А.Маркова. Обратить внимание учащихся на изображение Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Продолжить работу по формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, историческими источниками, картой, работе в группах. Развивать навыки работы с краеведческой литературой, архивными документами.
3. Продолжать патриотическое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции. Прививать учащимся интерес к истории родного края. Воспитывать чувства гордости и ответственности за судьбу своей малой Родины.
Основные понятия: крестьянская война, художественный образ.
Оборудование: портреты Е.Пугачева и А.С.Пушкина; хрестоматии «Россия и мир» кн.1, из- во АГПУ/1997г.; практикум по истории СССР с древнейших времен до конца 18в., Просвещение/1976г.; документы о положении крепостных крестьян России в 18 веке( журнал «Преподавание истории в школе №3/2007г.; репродукции с картин «Суд Пугачева» В.С.Герасимова, «Пугачев , закованный в цепи»; гравюры «Приступ» Н.В.Фаворского, гравюра, сделанная для книги А.С.Пушкина «История Пугачевского
бунта»; рисунки и иллюстрации самих учащихся к книге А.Маркова «Атаман Метелка».
Краткое описание занятия: за неделю до проведения занятия учащиеся 10 класса делятся на группы- краеведов, архивистов- исследователей, картографов, литературоведов. Группам даются задания, которые выполняются в течение недели, а на уроке должны будут продемонстрировать решение. Материал урока не должен представлять трудностей, поскольку эта тема ранее уже изучалась. Урок проводится в форме обобщения и углубления знаний.
Эпиграф к уроку: « О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья час…» (А.С.Пушкин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме.
Вступительное слово учителя истории.
Вторая половина 18 века- продолжение века «бунташного». В это время страну потрясают Астраханское восстание (1705г.), восстание К.Булавина (1707- 1708гг.), восстания работных людей и самое крупное, получившее название Крестьянской войны Е.Пугачева (1773- 1775гг.).
Работа с документами о положении крепостных крестьян России в 18 веке.
(всем группам можно раздать разные документы. )
Отвечает группа архивистов- исследователей.
- Прочитайте внимательно документы и определите, какие причины объединяют все эти восстания?
Учащиеся, познакомившись с содержанием документов, излагают вывод.
Учитель дополняет: Все это указывает на усиление крепостного гнета.
-Почему самые крупные восстания обычно начинались на окраинах страны?
(сюда бежали крестьяне от произвола помещиков, здесь были казаки).
- Что означает поговорка «с Дона выдачи нет»?( как правило беглых крестьян не выдавали с Дона.)
Работа с документами «Манифесты Пугачева к….»(практикум по истории с древнейших времен до конца 18 века.)
Отвечает группа архивистов- исследователей.
- К кому обращены манифесты Пугачева? ( к крестьянам, казакам, киргизским и башкирским казакам, калмыкам, работным людям, солдатам..)
- Сделайте вывод о социальном составе восставших. Кто составлял движущую силу восстания?( очень разнородный, но в основном простой народ.)
- Укажите основную причину восстания под предводительством Е.Пугачева.
(ухудшение положения простого казачества Яицкого войска в связи с введением государственной монополии на откуп казачьей старшине.
- Почему восстание названо крестьянской войной?
- Чем крестьянская война 1773- 1775гг. отличается от других восстаний?
Учитель дополняет:
Поводом к восстанию послужило расследование очередной комиссии, прибывшей расследовать жалобы на откупщиков. Жалобщиков признали бунтовщиками, начались аресты и расстрелы.
- Что обещал Е.Пугачев в своих манифестах?( Ликвидацию крепостного права, подушной подати и рекрутской повинности, наделение крестьян землей и правами, уничтожение дворянства.)
Работа с картой. Выступает группа картографов.
- Назовите хронологические рамки восстания.(1773- 1775гг.)
- Какие города охвачены восстанием?
- В каком городе началось восстание?
- Где располагалась ставка Е.Пугачева?
Учитель дополняет- рассказ о ходе восстания и системе управления восставшими.
Вступает учитель литературы.
В истории художественной литературы неоднократно наблюдалось явление, когда писатели и поэты в основу своих произведение брали конкретные исторические факты.
- Приведите примеры. (А.С.Пушкин «Арап Петра Великого», «Дубровский», а также в произведении астраханского автора А.С.Маркова «Атаман Метелка»).
Одним из таких примеров является произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть написана на основе событий крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева. Это прекрасный образец подлинно реалистического романа.
Интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в развитии страны был очень велик. Очень привлекала Пушкина и тема народных движений. Не случайно еще в Михайловском он создал замечательные песни о Стеньке Разине. В 1833г. поэт занимается в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела Пугачева, мотивируя это тем, что начал работать над историей Суворова, который принимал участие в ликвидации восстания. Но Пушкина интересует не Суворов, а Пугачев. Получив разрешение, Пушкин работал в архивах и даже общался с еще оставшимися в живых очевидцами событий- осенью 1833г. совершил поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, побывал в Бердской слободе, «столице» Пугачева. В 1834г. исторический труд Пушкина, переименованный по указанию Николая в «Историю Пугачевского бунта», с рядом цензурных изъятий и исправлений вышел в свет.
Учитель обращается к группе исследователей и литературоведов.
-Каковы причины популярности Пугачева в народе?
- Где страшнее отображен бунт - в художественном или научном описании?
- Есть ли различие в описании характера казацкого предводителя в указанных произведениях?
-Каково отношение автора к герою повести?
Учитель истории обращается к группе картографов.
- В каком году Пугачев появился в Нижнем Поволжье?( 1774г.)
- Почему после каждого поражения восставшим удавалось сформировать новую армию? (это было одной из особенностей восстания, что делало его весьма опасным для властей. Популистские обещания указов Пугачева отвечали народным чаяниям, поэтому восставшие и вербовали с такой легкостью все новых сторонников.)
- Какие еще особенности этого восстания вы можете назвать?( высокая степень организованности, небывалый размах восстания, восставшие имели достаточно сил, чтобы осаждать такие крупные города, как Оренбург, Казань и захватывать многие другие.)
Появление Пугачева в Нижнем Поволжье активизировало движение ряда городов обширной в то время Астраханской губернии- Саратова, Камышина, Царицына, Черного Яра и др. Пугачев подошел к Саратову уже с остатками повстанческой армии, ослабленной непрерывными боями и поражением под Казанью. С этого момента начинается 3-ий, заключительный этап восстания.
Как отметил А.С.Пушкин, бегство его было подобно нашествию. Его армия быстро пополнялась за счет крестьянских отрядов и уже к августу 1774г. насчитывала 3000 человек .
Город Камышин встретил Е.Пугачева с хлебом и солью. Серьезную поддержку получили пугачевцы в станицах Волжского казачьего войска, озлобленного начавшимся с 1771г. переводом на Кавказ. Первыми станицами, поддержавшими Пугачева, были Антиповская и Караваинская. Подошедшие от Царицына воинские команды под предводительством Куткина и калмыцкого князя Дундукова встретились с восставшими на реке Пролейке близ станицы Балыклевской. Несмотря на решительные действия Куткина, а также донского полковника Кутейникова, из- за паники среди калмыков, обратившихся в бегство при первых пушечных выстрелах, воинская команда была разбита.
При подходе к Дубовке атаман Волжского войска В.Персидский и часть офицеров, захватив казну, бежали в Царицын. Подошедшего к Дубовке Пугачева торжественно встретил оставшийся старшим Г.Поляков. Все жители были приведены к присяге «императору». Однако Поляков после торжественного обеда с Пугачевым был схвачен и исколот копьями ( по приказу «царя» не до смерти). В городе начался грабеж. Среди ограбленных был и оказавшийся в Дубовке сотник Астраханского казачьего полка и депутат Уложенной комиссии В.Горский. Правда он был обласкан Пугачевым и прибывал в его войске до самого поражения у Сальниковой ватаги. Сам Горский на допросах утверждал, что увязался за самозванцем, чтобы узнать его «злодейские замыслы».
21 августа Е.И.Пугачев попытался атаковать Царицын. Однако мужественная оборона, возглавляемая полковником Цыплетевым, а также атаки донских казаков сорвали осаду города. Кроме того приближались войска И.Михельсона, которого Пугачев боялся как огня. Прекратив осаду Царицына, восставшие двинулись к Черному Яру. В Астрахани началась паника. Еще при появлении Пугачева в пределах Волжского войска губернатор П.Кречетников в ответ на требования графа П.Панина о выступлении к Царицыну сообщал, что в Астрахани мало войска, а казаков не более 150. Положение усложнялось появлением в городе сторонников Пугачева. Астрахань спешно укреплялась новыми батареями, на Волгу доставлялись вооруженные суда. Комендант Черного Яра ввиду приблежения восставших велел выжечь предместья. Однако развязка была уже близка. 24 августа 1774г. у Сальниковой ватаги Пугачев был настигнут Михельсоном. Учитывая малочисленность своих войск, Михельсон атаковал на рассвете. Сражение продолжалось не более часа. Стремительно сблизившись с восставшими и избежав длительного воздействия огня артиллерии, Михельсон тремя колонами нанес удар по пугачевскому войску. Наиболее упорное сопротивление оказали лишь саратовские артиллеристы. Примкнувшие к Пугачеву калмыки разбежались при первых выстрелах, а за ними ударились в бегство и остальные. Потеряв в бою лишь 16 человек убитыми и 73 ранеными, правительственные войска уничтожили до 2000 восставших и 6000 пленили. Пугачев бежал за Волгу и скоро был предан своим окружением.
Группа литературоведов рассказывает об аресте, суде и казни Пугачева. Пересказывает эпизоды казни Е.Пугачева из «Капитанской дочки». Освещает вопрос репрессий к сторонникам Пугачева из произведения А.С.Маркова «Атаман Метелка».
Учитель истории дополняет.
Однако весь 1775г. в Нижнем Поволжье рыскали отряды разбойников, именовавших себя «пугачевцами». В районе Иванчуга действовала группа, имевшая 8 пушек. В районе Астрахани действовал крупный отряд, возглавляемый атаманом Заметайло ( по прозвищу Метелка).
Выступает группа краеведов с сообщением об Атамане Заметайло, его деятельности на территории Астраханского края, суде над ним и казни.
Учитель дополняет, если это необходимо.
Метелка пиратствовал в низовьях Волги, но реальной опасности для государственной власти уже не представлял. Эти отряды довольно быстро были ликвидированы. Чтобы навести ужас на местное население власти приказали оставшихся пугачевцев возить по селам и станицам и сечь плетьми. Атаман Заметайло не смог выдержать казни, и в очередной станице умер. Но власти даже мертвого атамана не могли оставить в покое. Его продолжали возить по селам и придавали казни уже бездыханное тело.
Учитель литературы обращается ко всему классу.
- Сравните изображение Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина и Заметайло в «Атамане Метелке» А.С.Маркова. Заполните таблицу .
Вопросы для сравнения. | Е.Пугачев в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. | Заметайло в «Атамане Метелка» А.С.Маркова. |
Внешность казацких предводителей. | ||
Характеры казацких предводителей. | ||
Причины популярности в народе. | ||
Бунт в описании двух произведений. | ||
Отношение авторов к казацким предводителям. |
Учитель истории выступает с заключительным словом.
Развитие социальной напряженности в стране, обострение сословных противоречий (прежде всего между дворянами и крестьянами, также казаками) достигло своего пика в царствование Екатерины Великой. Это не случайно, поскольку именно время этой императрицы названо «золотым веком дворянства». Все восстания 17- 18 вв. начинались на окраинах страны и лишь потом распространялись в центральные регионы. На окраинах страны всегда была готовая почва для развития восстания в виде полудиких кочевых народов. Участие, например, Башкиров в восстании Пугачева придавало ему новую силу. Однако Пугачев не учел, что в Астраханской губернии помещичье землевладение было развитии слабо, поэтому и поддержки он здесь ощутимой не получил- отсутствовала социальная база для его движения. Отступая в сторону Астрахани, он был обречен.
3. Подведение итогов.
-Сделайте выводы о причинах успеха на первом и втором этапах и поражения Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.
-В чем отличие исторической личности Е.Пугачева от его художественного
изображения ?
4. Домашнее задание.
Параграф учебника истории. Составить синквейн «Пугачев».
Написать мини- сочинение «Каким я представляю себе Е.Пугачева?»