Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Учить работать с текстом, находить выразительные детали, средства художественной выразительности в литературе и живописи, проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания.
  2. Познакомить учащихся с понятием «книжная иллюстрация», с иллюстрациями русских художников к повести; помочь провести параллель между текстом и произведениями живописцев; расширять словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент: организация учащихся в начале урока.

2. Мотивация учащихся: Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь. Святки». На фоне музыки учитель литературы читает отрывок, используя презентацию, отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкою…»

- Из какого произведения эти строчки?

- Кто автор произведения?

(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

С этим произведением и его экранизацией мы уже знакомились обзорно в 5 классе на уроке внеклассного чтения. Сегодня мы познакомимся поближе с ярким и образным словом Н.В.Гоголя.

- Как вы думаете, какой из видов искусства, наряду с литературой, способен передать яркую образность героев, переживания автора?

(Живопись)

- Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

(о связи живописи с художественным произведением)

- Действительно, картины, которые рисовали художники к гоголевским произведениям, позволяют лучше раскрыть характеры и образы героев, лучше понять выразительность и своеобразие гоголевского языка, увидеть, в чём заключается самобытность повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». На сегодняшнем интегрированном уроке вы имеете возможность узнать много нового и интересного, а также продемонстрировать ранее приобретённые знания.

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

(-будем учиться работать с текстом;

-проявлять свою читательскую наблюдательность;

-развивать умение видеть и чувствовать картину, написанную к произведению литературы; понимать образы и характеры, не только читая текст, но и сопоставляя его с иллюстрациями русских художников)

3. Изучение нового материала.

Учитель литературы рассказывает, используя презентацию, учащиеся записывают в тетрадь.

«Ночь перед Рождеством» - 1 из ярких повестей книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все повести, входящие в эту книгу, - повести из украинской жизни – проникнуты мягким, добрым юмором. Литературное сообщество того времени и широкая читательская публика восторженно встретили эту книгу, вышедшую в 1831 году. Их автор обитал тогда в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе.

Было молодому и враз ставшему известным Гоголю 22 года. Многие критики и литературоведы по-своему высказывались об этом произведении.

Запись в тетрадь:

Критикэто тот, кто подвергает разбору и оценке чьё – либо действие.

Одним из самых крупных критиков 19-го века является В.Г.Белинский (1811-1848), который жил и работал практически в те же годы, что и Н.В.Гоголь.

Учитель ИЗО:

Великий русский критик В.Г.Белинский отмечал, что «Ночь перед Рождеством есть целая полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, словом тут вся поэзия его жизни » (слайд из презентации).

4. Лексическая работа по тексту повести:

Учитель литературы: Невозможно представить себе картину жизни народа, не познакомившись с языком народа, который является одним из самых живых явлений культуры.

Действительно, во время чтения повести вам встретилось немало непривычных слов, толкование которых автор дал в сносках. Эти сноски являются как бы продолжением повести, замечанием автора, разговором с читателем, незнакомым с традициями и обычаями родной Гоголю Украины.

Задание № 1

На парту (2 человека) или каждому раздаются распечатанные заранее материалы для словарной работы. Учащиеся должны сопоставить слова-украинизмы и их лексическое значение.

КАВУН- АРБУЗ

КУХОЛЬ - ГЛИНЯНАЯ КРУЖКА

ЦИБУЛЯ – ЛУК

ПАРУБОК – ПАРЕНЬ

ЛЮЛЬКА – ТРУБКА ДЛЯ КУРЕНИЯ

КУТЬЯ – КАША ИЗ ПШЕНИЦЫ С МЁДОМ

ГАРУС – ХЛОПЧАТО-БУМАЖНАЯ ТКАНЬ, ПОХОЖАЯ НА ШЕРСТЯНУЮ

КАПОТ – ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ШИРОКОГО ПОКРОЯ

КАПЕЛЮХИ – ШАПКА С УШАМИ

ТАРАТАЙКА - ПОВОЗКА

ЛАДУНКА – СУМКА КАВАЛЕРИСТА

ПАЛЯНИЦА – НЕБОЛЬШОЙ ПЛОСКИЙ ХЛЕБ

ГАЛУШКИ – КУСОЧКИ ТЕСТА, СВАРЕННЫЕ В ВОДЕ ИЛИ В МОЛОКЕ

ГОЛОВА – ВЫБОРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ НА УКРАИНЕ 18-20 ВЕКА

ЧЕРЕВИКИ – БАШМАКИ

ЩЕДРОВКИ – ПЕСНИ, КОТОРЫЕ РАСПЕВАЛА МОЛОДЁЖЬ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА

ШМАК – ЛАКОМЫЙ КУСОК

КОВЗАТЬСЯ – КАТАТЬСЯ, СКОЛЬЗИТЬ ПО ЛЬДУ

ЯРЬ – БЛЕСТЯЩАЯ БЕЛАЯ КРАСКА

БАКАН – БАГРЯНАЯ КРАСКА

Учитель литературы: Сделаем вывод.

- По каким признакам мы узнаём, что действие происходит на Украине?

(употребление украинизмов, а также описание украинских обычаев, традиций, одежды и т.д.)

- Какие традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести?

(колядование, переодевание в праздничные наряды, массовые гуляния, национальные блюда, рождественские угощения)

- С какой целью Гоголь использует в произведении большое количество украинской лексики?

(Задача писателя – как можно точнее передать обстановку, в которой происходит действие повести. Декорации, поступки и характеры героев писатель создаёт с помощью художественного слова)

5. Работа с иллюстрациями и презентацией:

Учитель ИЗО:

В.Г.Белинский скажет позже: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их».

Учащиеся записывают высказывание в тетрадь.

Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь

Поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.

Нужно сказать, ребята, что книга – это синтез искусств. В ее создании участвуют: писатель или поэт, художник-иллюстратор, полиграфист.

Более подробно на уроке вы познакомитесь с работой художника-иллюстратора. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются - книжная иллюстрация.

Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С.Родионова «Оксана и кузнец Вакула», написанную на один из эпизодов повести «Ночь перед Рождеством». Обратите внимание на изображение художником портретной характеристики 2-ух главных героев.

После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации

М.С.Родионов «Оксана и кузнец Вакула». 1952 г.

Учитель ИЗО продолжает: Михаил Семёнович Родионов (1885-1956)всегда проявлял большой интерес к русской классической литературе и иллюстрировал произведения А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова.

Учитель литературы: - Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Найдите и прочитайте по тексту. Текст раздаётся заранее.

(«По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою…..»)

- Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?

(Гоголь: «…свежее, живое, в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу…»)

(Вакула: «Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух…»)

- Как характеризует свою наружность сама Оксана?

(«Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет на свете? Что туту хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!.... »)

- Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?

(она была красива, но капризна и неприступна, «парубки гонялись за неё толпами», избалованна)

- Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)

Учитель ИЗО: - Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать на иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики.

(красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованнось, высокомерие)

- Каким предстаёт на рисунке Вакула? (робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный)- выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.

- Учитель литературы: - Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?

- Соответствует ли он образу Вакулы –кузнеца на иллюстрации?

Учитель ИЗО делает Вывод: Нет сомнения,что создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер.

И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи.

- Вспомните и назовите известные вам средства художественной выразительности в живописи.

(цвет, рисунок и композиция)

С.М.Харламов «Село Диканька в ночь перед Рождеством». 1990 г.

Учитель литературы: Важную роль в повести Гоголя играют картины природы. Писатель то и дело прерывает повествование о героях и событиях

Предрождественской ночи и даёт прекрасные пейзажные зарисовки. Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что у героев повести, и у самого рассказчика она вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! »

Учитель ИЗО: Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова (родился в 1942 г.), на которых запечатлены картины ночной Диканьки.

- Как вы думаете, какой вид изобразительного искусства использовался при создании этой картины? (графика).

Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к графическому рисунку в технике гравюры.

Учитель литературы: Найдите описание рождественской ночи в тексте повести, которое больше всего подходит к иллюстрации Харламова.

Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь »)

- Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе.

(метафора, эпитет, олицетворение)

- Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж?

(метафора: «снег загорелся широким серебряным полем»

Эпитет: «хрустальными звёздами»

Олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.)

- Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине?

(они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии)

Учитель ИЗО: - Что является средствами художественной выразительности в графике? (линия, пятно, точка, штрих)

Вывод делает учитель литературы: Заметьте, что картины природы в повести Гоголя даны в движении (мороз крепчал - мороз теплел, нет ни души – толпы народа и т.д.). Зимняя картина ночи дополняется фантастическими событиями.

- Приведите примеры таких необыкновенных событий и происшествий.

(Когда, например, чёрт украл месяц и «вдруг по всему миру сделалось…темно…». Через некоторое время чёрт, увидев Чуба с кумом, «начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега», и «поднялась метель»).

Учитель ИЗО: Рассматривая пейзаж художника, мы невольно дополняем его литературными подробностями, таким образом, создаётся довольно целостная картина художественно-литературного произведения.

6. Заключение.

Учитель ИЗО:

- Какая из рассмотренных иллюстраций произвела на вас большее впечатление и почему?

- Что нового вы узнали сегодня из живописи?

(что такое иллюстрация, графика, вспомнили средства художественной выразительности в живописи)

Учитель литературы:- Что нового вы узнали на уроке по литературе?

(Узнали о том, что иллюстрации прекрасно дополняют характеристику героев произведения, помогают лучше понять их мысли и чувства, отметили мастерство Гоголя при употреблении различных средств художественной выразительности)

- Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести по своей тетради.

Согласны ли вы с мнением критика? (возвращаемся к слайду с высказыванием критика)

7. Итоги, дом. задание, оценки:

  1. Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством» (эту часть домашнего задания оценивает учитель по ИЗО)
  2. Оформить творчески мини- сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану, который записан на предыдущем уроке в тетрадь.

План

  1. Название изображённого эпизода.
  2. Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
  3. Что лучше всего мне удалось изобразить.