Разработка открытого урока по литературе на тему "Я лучшей доли не искал. Жизнь и судьба Блока, рассказанная им самим"

Разделы: Литература


Цель урока: знакомство учащихся с творчеством А. Блока, исследование мировоззренческих позиций, влияющих на формирование взглядов поэта.

Простим угрюмство- разве это
Сокрытый двигатель его.
Он весь- дитя добра и света,
Он весь- свободы торжество. (А.Блок)

Ход урока

1. Слово учителя: «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Мы продолжаем путешествие по  миру поэзии начала  двадцатого века, знакомимся с новыми именами, с новыми произведениями. И сегодня – новая встреча (под музыку Бетховена звучит в исполнении ученика стихотворение А. Блока « О, я хочу безумно жить…»).

А. Блок. У каждого, кто любит поэзию, своя встреча с Блоком. В. Г. Белинский  об одних стихах однажды сказал: «… это не просто стихи, это факт биографии». Задача нашего урока  и будет заключаться в том, чтобы через стихотворения Блока  рассказать о его судьбе.

К А. Блоку летят чувства людей неуспокоившихся, несытых. Он нужен юноше, ещё не знающему, как выразить себя. Нужен и старику, печально оглядывающемуся на так быстро промелькнувшую жизнь. Нужен всем, кому дорога красота слова.

Как рассказать о Блоке? Опять дата рождения, портреты родителей, гимназический аттестат? Или первое появление в печати, обложка старого журнала? Нет, Блок не терпит педантства.

Когда над забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой – нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд…

Вот только замучит , проклятый,
Ни в чём не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат…

Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента
И критиков новых плодить…

Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите , проклятые книги,
Я вас не писал никогда!

Как опасался этого А. Блок! Так не будем же этого делать! Прислушаемся к поэту, ведь рассуждать о Блоке вне его лирики, вне самого звука её нельзя. Тем более что сам Блок сказал: «Лирические стихотворения, все, начиная с 1837 года, можно рассматривать как дневник». А Н. Гумилёв подтвердил это, сказав: «Обыкновенно поэт отдаёт людям свои творения, Блок отдаёт самого себя.»

Первый проблемный вопрос: Какая же она, поэзия Блока, что её интересовало? (через мультимедийный проектор проецируются циклы стихотворений А. Блока, учащиеся по названию и годам публикации определяют тему сборника)

Цикл «Ante Lucem» («Перед светом») – 1898-1900г.

Цикл «Стихи о Прекрасной даме» - 1901-1904г.

Цикл «Распутье» - 1902-1904г.

Цикл «Пузыри земли» - 1904-1905

Цикл «Ночная фиалка» - 1906

Цикл «Нечаянная радость» - 1907 г.

Цикл «Город» - 1904-1906г.

Цикл «Снежная маска» -  1907 г.

Цикл «Фаина» - 1906-1908 г.

Цикл «Страшный мир» - 1909-1916г.

Цикл «Возмездие» - 1908 - 1913 г.

Цикл «Ямбы» - 1907 - 1914г.

Цикл «Итальянские стихи» - 1909

Цикл «Арфы и скрипка» - 1908 - 1916 г.

Цикл «Кармен» - 1914 г.

Цикл «Родина» - 1907 - 1916 г.

Вывод: тематика мира стихотворений Блока многозначна, менялась в зависимости от исторических событий.

Второй проблемный вопрос: под воздействием чего формировалась ранняя лирика поэта? Какая она?

Учащиеся предоставляют мини- проекты на тему «Я лучшей доли не искал …»:

- годы детства - сообщение(5 минут). Блок писал: «Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской». Годы детства и юности – сине- розовые.

- годы учёбы - сообщение (3 мин.). 1900 г - «Серьёзное писание…».

Учащимся предлагаются карточки  с отрывками из  дневниковых записей Блока (задание – определить,  какие события повлияли на формирование ранней поэзии).

1. «Новой поэзии не знал до первых курсов университета. Здесь всем существом овладела поэзия Соловьёва».

2. Записка «Если в один из трёх дней Вы не будете у собора от 8 до 10 вечера, Вам угрожает тоска на всю жизнь без оправданий. Последние отклики ещё не замерли, последняя мысль о любви ещё жива в нетленности памяти – будьте у собора и не слушайтесь, встречаясь с сумраком непрестанной гармонии».

Ученик читает стихотворение Блока «Вхожу я в тёмные храмы». Задание учащимся: сравнить стихотворение Блока со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».

Вывод: влияние Соловьёва, любовь к Л. Д. Менделеевой  определили тематику ранней лирики Блока. В лирике было чувство таинственности, впечатлительности. Но Блок «уберёгся от заразы мистического шарлатанства» (из автобиографии).

Учитель: информация для учащихся - творчество Блока условно  представляет из себя трилогию очеловечивания, ранняя лирика - первая часть трилогии(теза).

Третий проблемный вопрос: меняется ли тональность лирики А. Блока?

Учащимся предлагается познакомиться со следующими дневниковыми записями, высказываниями, сообщениями.

1. «Мы растём в тени,- писал Блок одному из близких друзей, - и стебли, налившись, остались белыми, наверное, пробьётся когда - нибудь в нашу тень солнце – и позеленеем» (А.Блок, 1904 г).

2. Ю.Тынянов: «Лирическому образу было тесно в рамках символического канона».

3. 1905г. Шахматово. Выпилил слуховое окно. Почему? (Это событие  нашло отражение в сборнике «Нечаянная радость»)

4. В железной пустоте дня два цвета начинают упорно соседствовать: чёрный и жёлтый. «Чёрные дымы фабрик, чёрная вода канала, закопчённые стены…И жёлтые линии казённых зданий, жёлтые окна по вечерам.

Чтение учащимися стихотворения «Фабрика» (после чтения ученик предлагает историческую справку по созданию стихотворения). Юность свою Блок провёл в доме отчима, поручика Кублицкого–Пиотух, квартира которого помещалась  в казармах лейб-гренадёрского полка на Набережной Невки, близ Ботанического сада. Петербургская сторона не самый аристократический район города. По Невке сновали пароходы, барки. Дымили фабричные трубы. Неподалёку были склады, дома бедноты. По ближним переулкам двигался на закате домой с фабрик измученный фабричный  трудовой люд. А начав жить самостоятельно, Блок поселился с  Л. Д. Менделеевой на Лахтинской улице, в одном из сумрачных «доходных» домов. Рядом были все черты безобразной бедности – глухие чердаки , тёмные лестницы, узкие мрачные холодные дворы. Не витрины, не дворцы Невского проспекта стали образом блоковского «Петербурга». «Вечерние прогулки по «мрачным местам», - запишет Блок в дневнике, - где хулинганы бьют фонари, пристаёт щенок, тусклые окна с занавесочками. Девочка идёт, точно лошадь тяжело дышит: очевидно, чахотка: она давится от глухого кашля, через несколько  шагов наклоняеися - страшный мир».

Чтение учеником стихотворения «Незнакомка».

Вывод: Под воздействием жизненных событий формируется новая позиция: «Только правда, как бы она ни была тяжела - «легкое бремя». Правду, исчезнувшую из русской жизни,- возвращать наше дело» (и наше дело подчеркнул). В творчестве Блока появляется вторая часть трилогии очеловечивания - синтез.

Четвёртый проблемный вопрос: какая тема становится главной в творчестве А. Блока?

Учащимся предлагается прослушать следующие дневниковые записи:

1. «Итоги пройденного мной пути привели к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».

2. «Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу  я имя  Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

Чтение учащимися стихотворения « Россия».

Вывод: основной темой творчества Блока становится тема России, являющаяся основной в третьей  части трилогии очеловечивания - синтезе.

Пятый проблемный вопрос: в чём  заключается трагедия постижения истины в начале двадцатого века? (Учащимся предлагаются фрагменты писем, отрывки из дневника поэта)

1. «Едва моя невеста стала  моей женой,- писал Блок в дневнике,-лиловые миры первой революции захватили нас и  вовлекли в водоворот. Я первый, так давно тайно хотевший гибели, вовлёкся в серый пурпур, серебряные звёзды и аметисты метели… За миновавшей вьюгой открылась железная пустота дня… Таковы были междуреволюционные годы.»

Лакшин: «Верный своему восприятию цвета времени, Блок говорит здесь о лиловом и нежно- белом. Так грезятся ему вихри революции.»

2. Из письма Тутолминой 6 января 1916 года: «Я не понимаю, как ты, например, можешь говорить, что всё хорошо, когда наша Родина, может быть, на краю гибели,когда социальный вопрос так обострён во всём мире, когда нет общества, государства, семьи, личности , где было бы хоть сравнительно благополучно».

3. Чтение учащимися стихотворения «Коршун» и сообщение о жизни Блока в 1916-1017 годы (военная служба, восторг и разочарование от февральской буржуазной революции, осмысление Октябрьской революции, поэма «12»).

4. 1918 год. Воспоминание поэта Зоргенфрея о Блоке: «Они (большевики) стали другими, пережив победу, они не те, что были раньше.»

Вывод: энтузиазм сменился разочарованием от волокитства, бесконечных заседаний, беспорядка, абсолютного отсутствия свободы. Хотят позволить существовать только в попонке и на ленточке. Блок в эти дни сказал: «Искусству хотят позволить существовать только в попонке и на ленточке.»

Шестой проблемный вопрос: какие творческие позиции  выражает Блок в речи о Пушкине « О назначении поэта»?(учащиеся читают отрывок из речи Блока о Пушкине в 1921г)

«Любезные чиновники, которые мешали поэту испытать гармонией сердца, навсегда сохранили за собой кличку черни. Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направить поэзию по каким- то собственным руслам, посягая на её тайную свободу и препятствуя её выполнять её таинственное назначение».

Учащиеся читают стихотворение « Пушкинскому дому».

Домашнее задание:

1. Написать мини–сочинение «Трагедия Блока - трагедия всей эпохи».

2. Индивидуальное задание. Сопоставительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане».

3. Коллаж по стихотворениям Блока о любви (опережающее задание).

К уроку прилагается презентация.