Цель урока: в форме литературной викторины обобщить знания биографии М.Ю.Лермонтова, отметить основные темы творчества поэта.
Описание игры: из учащихся класса формируются две команды по 5 человек. У каждой команды имеются в наличии карточки своего цвета, для зрителей готовятся карточки другого цвета. За правильный ответ в «Копилку знаний» кладется карточка правильно ответившей команды. Если команды не нашли правильного ответа, им могут помочь зрители, отдав свою карточку понравившейся команде. В конце игры подводятся итоги, награждаются выигравшая команда и наиболее активные зрители-участники.
НАЧАЛО УРОКА - ИГРЫ
Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Учитель: Одинокий, как белый парус в бушующем море, непокорный, как белый парус в бушующем море, чистый, как белый парус в бушующем море, - таким остался юный поэт в памяти современников, таким дошёл до нас, в ХХ1 век.
Когда по окончании юнкерской школы Михаил Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О. Будкину его парадный портрет (демонстрируется портрет кисти Ф.О.Будкина). Посмотрите на него : спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица. Дальний родственник Лермонтовых Логинов утверждает, что «он очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова».Есть и другие портреты, но они все разные, противоречивые, хотя решительно все художники стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «чёрные как уголь»,»сверкающие мрачным огнём», «пламенное, но грустное выражение глаз», сила обаяния которых так и осталась загадкой. (Демонстрируются портреты М.Ю.Лермонтова, написанные другими художниками). (Приложение 1 )
Вопрос: Назовите художников, которые писали портреты М.Ю. Лермонтова.
Ответ: П.Е.Заболотский, А.И. Клюндер, К.А. Горбунов, А.Челышев, акварель самого Лермонтова, Шведе (посмертно), рисунок Д.П.Палена.
Учитель: Как яркая звезда, блеснул и погас на поэтическом небосклоне России могучий талант юного поэта. Виссарион Григорьевич Белинский так отозвался о нём: «Мы узнаём в нём поэта русского, народного в высшем, благороднейшем значении этого слова, поэта, в котором выразился исторический момент русского общества». И это всё о человеке, которому не успело исполниться 27 лет…
Что же мы знаем об этом русском поэте? Род Лермонтовых очень древний.
Вопрос: К каким литературным деятелям восходит род Лермонтовых?
Ответ: По отцовской линии – к шотландскому поэту Томасу Лермонту (у В.Скотта есть баллада о нём). Впоследствии одна из представительниц женской линии Лермонтовых выходит замуж за Байрона.
Вопрос: Когда и где родился Михаил Юрьевич Лермонтов?
Ответ: М.Ю.Лермонтов родился в Москве в ночь с 14 на 15 октября 1814 года.
Вопрос: Перед вами три женских портрета (Приложение 2). Назовите имена и фамилии этих женщин и объясните, какое отношение они имеют к М.Ю.Лермонтову.
Ответ: Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта, умерла, когда сыну не было ещё и трёх лет; Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, которая воспитала его; Варвара Лопухина, девушка, которую Лермонтов искренне любил всю жизнь.
Вопрос: Где прошло детство М.Ю.Лермонтова?
Ответ: В имении бабушки, Е.А.Арсеньевой, в Тарханах.
Вопрос: В какой губернии находилось это имение?
Ответ: В Пензенской, сейчас там музей-усадьба М.Ю.Лермонтова.
Вопрос: Расскажите о домашнем обучении Лермонтова.
Ответ: Дети, жившие в доме, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, устраивали детский театр, зимой катались с ледяных гор. Для обучения в Тарханы были приглашены учителя.
Вопрос: В детстве болезненного мальчика бабушка несколько раз возила на лечение горячими водами. Где проходило лечение маленького Миши ?
Ответ: На Кавказе, в небольшом городке Горячеводске у подножия горы Машук.
Вопрос: Какие способности проявились у мальчика в детстве?
Ответ: Он играл на скрипке, фортепиано, рисовал, лепил, пытался сочинять музыку, был прекрасным математиком и шахматистом, с юных лет учился рифмовать слова.
Учитель: В 1827 году М.Лермонтов был зачислен в Московский университетский благородный пансион, который в то время ценился наравне с Царскосельским Лицеем. В этот период он увлекается поэзией Ломоносова, Державина, Батюшкова, Крылова, пишет сам. До нас дошли такие произведения того периода, как «Кавказский пленник» - подражание Пушкину, поэма «Корсар» - как бы продолжение пушкинских «Братьев-разбойников», поэма «Черкесы».
Вопрос: В какое учебное заведение поступает Лермонтов после окончания Пансиона?
Ответ: В 1830 г. М.Лермонтов поступает в Московский университет.
Вопрос: Учёба в Московском университете продолжалась недолго, вскоре Лермонтов был вынужден отправиться в Петербург. В какое учебное заведение поступает он в Петербурге?
Ответ: В Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, 1832г.
Учитель: В 1835 году после успешно сданного выпускного экзамена М.Лермонтов произведён в корнеты, в том же году начинается служба в полку. Но в свободное время поэт серьёзно занимается литературой, начинает печататься в журнале «Библиотека для чтения». Однако имя его ещё недостаточно известно России. Всенародное признание получил поэт в печальные дни января 1837 года.
Вопрос: Расскажите о событиях и произведении, которое сделало Лермонтова народным поэтом.
Ответ: 29 января 1837 года умер А.С.Пушкин, смертельно раненный на дуэли. В эти дни Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое и принесло ему всенародное признание.
Учитель: Резолюция царя на последние 16 строк стихотворения: «Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского полка посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону».
Вопрос: Как изменило судьбу Лермонтова его стихотворение «Смерть поэта»?
Ответ: Он сослан на Кавказ в Нижегородский полк, который принимал участие в военных действиях.
Учитель: Но, несмотря ни на что, поэтическая деятельность Лермонтова продолжается. Он живо интересуется историей, с упоением читает «Историю государства Российского» Карамзина и пишет одно из самых замечательных своих стихотворений, где отражает народный настрой на победу накануне решающего сражения с французами.
Вопрос: Как называется это стихотворение и где оно было напечатано?
Ответ: Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1837 г.
Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения «Бородино»:
Прилёг вздремнуть я у лафета,
Но слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус…
Вопрос: Объясните значения подчёркнутых слов.
Ответ: Лафет – станок артиллерийского орудия. Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта. Кивер – высокий жёсткий военный головной убор с козырьком.
Учитель: В поэзии Лермонтова значительное место уделяется историческим темам. Он много размышляет над увиденным на Кавказе, изучает быт и нравы горцев, рисует места, где бывает, и пишет, пишет, пишет… В апреле 1838 года благодаря хлопотам бабушки возвращается в Гусарский полк в Царском Селе. В этом же году выходит в свет «Песня про царя Ивана Васильевича…», где отражается глубокий интерес Лермонтова к русской истории, фольклору. Автор был очень точен в воспроизведении исторических деталей, что даёт возможность представить быт и нравы тех далёких времён.
Вопрос: К какому времени относятся события, происходящие в «Песне..»?
Ответ: Эпоха царствования Ивана Грозного, 16 век.
Вопрос: К какому жанру относится произведение? Почему?
Ответ: Это поэма, так как написана в стихотворной форме и сочетает в себе эпические и лирические черты. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…», подчеркнув близость его к фольклорной основе.
Вопрос: Какие исторические детали можно отметить в «Песне…»?
Ответ: 1. Пир у царя – традиционная форма русской придворной жизни; описание внешнего вида царя, бояр, опричников; обращение государя с гостями. 2. Уклад купеческой жизни, её нравственные устои, способность отстаивать честь и достоинство. 3. Опричнина и её роль в посягательстве на русский уклад жизни.
Вопрос: Чем привлекает образ купца Калашникова?
Ответ: Он является защитником уклада русской жизни, отстаивает христианские обычаи и заповеди, поэтому и продолжает жить в памяти народной даже после смерти.
Учитель: «Песня …про купца Калашникова» оказала большое влияние на современников. «Таких сильных стихов ещё не было в литературе»,- отозвался о ней поэт А.В.Кольцов. И в наши дни она остаётся непревзойдённым образцом проникновения поэта в тайны народной психологии и поэтической народной речи. Литература всё больше захватывает молодого поэта. Он мечтает выйти в отставку и полностью посвятить себя творчеству. Но в январе 1840 года на балу у графини Лаваль происходит ссора между Лермонтовым и с сыном французского посла де Барантом, результатом которой явилась дуэль, прошедшая за Чёрной речкой, недалеко от места дуэли А.С.Пушкина.
Вопрос: Расскажите о дуэли с де Барантом и о её последствиях.
Ответ: Бой шёл на шпагах, одна из них сломалась. Перешли на пистолеты, де Барант промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух. После дуэли поэт был арестован и приговорён к ссылке на Кавказ на самый опасный участок военных действий.
Учитель: На Кавказе он участвует во всех сражениях с отменным мужеством, особенно отличился в битве на реке Валерик: «Ура!» – и смолкло. «Вон кинжалы, В приклады!» – и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили…
Вопрос: Отметило ли царское правительство заслуги Лермонтова в войне?
Ответ: Поэт был несколько раз представлен к награде за личное мужество, но царь собственноручно вычёркивал его имя.
Учитель: В январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск и отправился к бабушке в Петербург,. Он был грустен в этот период, его томили мрачные предчувствия, В конце отпуска на прощальной вечеринке с друзьями молодой поэт, глядя на хмурое петербургское небо, сочинил стихотворение, в котором выразились грусть и тоска, горечь расставания и глубокое одиночество - постоянные спутники его жизни.
Вопрос: Как называется это стихотворение?
Ответ: Стихотворение «Тучи».
Вопрос: С чем сопоставляются предметные картины этого стихотворения?
Ответ: С человеческой судьбой. И тучи, и лирический герой вынуждены расставаться с «милым севером».
Вопрос: Какая из причин изгнания представляется герою самой горькой? Почему?
Ответ: «Друзей клевета ядовитая». На друзей надеешься, веришь, а если друзья предают тебя, то это очень горько осознавать.
Вопрос: Какая основная тема этого стихотворения? Где ещё звучит эта тема?
Ответ: Тема одиночества. Она звучит в стихотворениях «Парус», «На севере диком».
Вопрос: В чём различие между судьбой туч и лирического героя?
Ответ: Тучи «вечно свободные» от всех привязанностей, поэтому «вечно холодные». А лирический герой страдает. Но у него есть высшая ценность – чувство родины. И он не променяет судьбу изгнанника на холодную свободу от всего.
Учитель: Роковые события для М.Ю.Лермонтова развернулись 13 июля 1841 года в доме Верзилиных, где по вечерам собиралась молодёжь. Неудачно пошутив над Мартыновым, поэт был снова вызван на дуэль.
Вопрос: Что вы знаете о дуэли Лермонтова и Мартынова ?
Ответ: Дуэль происходила на самых жёстких условиях. По команде противники должны были сходиться, но Лермонтов не двигался с места, подняв пистолет дулом вверх. Мартынов же подошёл к барьеру и выстрелил. Пуля пробила сердце и лёгкие Лермонтова. В это мгновение раздался оглушительный удар грома, разразилась страшная гроза.
Учитель: Вдали белел Эльбрус. Тело великого поэта принял скалистый Машук, а через полгода бабушка Лермонтова получила разрешение перевезти прах внука в Тарханы и похоронить в фамильном склепе. Как настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Урок-игра закончен. Подводятся результаты, награждаются победители.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамасцев В.П. Тарханы. Государственный лермонтовский музей-заповедник. М.: Советская Россия, 1976.
2. Афанасьева В.В. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М.: Детская литература, 1984.
3. Большая литературная энциклопедия. Красовский В.Е. и др. М.: Филол. о-во «Слово», 2005.
4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7класс. М.: ВАКО, 2009.
5. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. М.: «Художественная литература», 1976.