РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Учебная программа по русскому языку составлена на основе программы «Русский язык» авторов: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х.
Программа « Русский язык» разработанная авторами: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х. входит в учебный комплект «Школа России.
На изучение учебного материала по учебному предмету «Русский язык» в тематическом планировании отводится 170 часов (5 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Цель программы:
- познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов,
- словообразованием,
- нормами литературного произношения,
- орфографией,
- синтаксическим строем родного языка.
Основными разделами программы являются:
- «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова),
- «Синтаксис и пунктуация».
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
Кол – во часов |
1 |
Синтаксис и пунктуация. |
30 час |
2 |
Морфология. Имя существительное. |
40 час |
3 |
Морфология. Имя прилагательное. |
25 час |
4 |
Морфология. Личные местоимения. |
7 час |
5 |
Морфология. Глагол. |
45 час |
6 |
Морфология. Наречие. |
3 час |
7 |
Повторение (обобщение) пройденного в начальной школе. |
20 час |
|
Всего: |
170 час |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
- термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
- признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
- морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;
- признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;
- признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
- правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
Обучающиеся должны умет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
- выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
- устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (75—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
- готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
Контрольные материалы
Изложение
Горькая вода.
Толя с Васей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было его нести. Мальчики это заметили. Но Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать старушке.
Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел пить, постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала воды. Мальчик покраснел. Он выпил воды и выбежал на улицу. Вода ему показалась горькой. (В. Осеева)
Диктант
Пришла осень.
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Слова для справок: наружу, заметила.
Диктант
В осеннем лесу.
Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь - белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.
Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.
Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.
Диктант
Чудесная пора осени.
Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
Слова для справок: собирал, словно.
1-й вариант. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи.
2-й вариант. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.
Изложение
Моя поляна.
Я меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки. (В. Песков)
Изложение
1) На пригорке обсохла земля. На груди у Зои Петровны сверкал орден. Тропинка вывела нас к реке. Сережа приехал к бабушке. Медведь выбрал место для берлоги.
2) Стрелял охотник в медведя, да только ранил зверя. Кинулся медведь на человека.
Бросил охотник ружье и полез по сосне. А медведи умеют лазить по деревьям. Вот медведь и вскарабкался за охотником.
Видит охотник: сейчас медведь его за ногу схватит. Сбросил он с себя тулуп.
Медведь подумал, что это охотник упал. Кинулся зверь за тулупом, да и сорвался с вершины. Разбился медведь.
Слез охотник с дерева и стал плясать от радости.
- Ничего, что тулуп в крови, зато медвежью шкуру даром получил!
Диктант
Друзья леса.
Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские березки от любителей березового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!
Слова для справок: новогодним, любителей, прижились.
Примечание: предупредить о постановке запятых.
Задания:
1. Разобрать по членам второе и четвертое предложения (по вариантам). Выписать из предложения словосочетание с именем существительным, указать его склонение и падеж.
2. Разобрать слова по составу:
1-й вариант: ослепил, просьбой.
2-й вариант: повязал, записку.
Диктант
Запах свежего хлеба.
Каждую ночь по деревне плыл запах теплого хлеба. Утром Филька с ребятами подошел к мельнице. Ветер гнал по небу рыхлые облака. Шалун спустился к деревьям, пробежал от осинки к осинке, раскачал верхушку березки. Филька вытащил буханку теплого хлеба. Панкрат выпустил коня. Конь осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика хлеб мягкими губами.
Все улыбались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала. Чем она была огорчена? (К. Паустовский)
Слова для справок: Панкрат, ракита, огорчена.
Изложение
Тополя.
От станции до поселка более километра. Дорога была на редкость прямой. По обе ее стороны росли стройные тополя. Они украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них.
Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу. Ранней весной обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.
Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много могут сделать настойчивые руки! (Е. Пермяк)
Диктант
Прогулка.
Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узенькой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветвях прятались белки. Ловкие зверьки весело прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля достоит из высокого дремучего леса. (А. Гайдар)
Слово для справки: дремучего.
Диктант
Весенняя осень?
Я вхожу в лес. На сухом пригорке проклюнулась первая травка. Голубые перелески цветут. На ветках почки лопнули.
Вот поляна. Тут хозяйничает настоящая осень. Молодые дубки в желтой осенней листве. На земле пушистый ковер. Около старого пенька на толстой ножке гриб в красной шапке.
Здесь вечная осень?
Но вот с ближней ветки сорвался сухой лист. Он закачался в холодном воздухе и упал. Открылась на месте листа тугая коричневая почка. Под листом она укрылась от зимнего холода. (Э. Шим)
Задания:
В девятом предложении найти существительные, указать и склонение и падеж. Выделить окончания.
Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.
В последнем абзаце указать род, число, падеж имен прилагательных. Выделить окончания.
Изложение
В выходной день папа с Серёжей сделали кормушку. Папа прибил её под самой форточкой.
Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку разные крошки, зёрна.
Воробьи садились на большой тополь, но к кормушке не подлетали.
Однако с каждым днём птицы становились всё смелее. Они садились на ближние ветки тополя, потом начинали слетаться на столик-кормушку. А как осторожно они это делали! Пролетят мимо, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетают. Склюют там потихоньку и опять к кормушке летят. Серёжа наблюдал за птицами и радовался.
(По В. Чаплиной)
Диктант
Половодье.
На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Придешь через неделю и не узнаешь реки. Кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.
Грамматические задания:
1. Над первым словом каждого предложения надпишите, какое предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).
2. Укажите падежи имен прилагательных и выделите окончания.
3. Выделите безударные окончания глаголов 3-го лица в форме единственного числа.
Контрольное списывание
Родничок.
Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники, они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку, и потек теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет свое имя, он назван именем человека, открывшего его. (И. Васильев)
Диктант
Подземная охота.
Трюфели - удивительные грибы. Они растут под землей. Как же найти их? Бывалый охотник за трюфелями берет с собой поросенка или собаку. Настоящая охотничья собака не подойдет. В чаще часто мелькает дичь. Дичь заставляет такую собаку сразу позабыть о грибах. Годятся для грибной охоты пудели, болонки, дворняжки. Разыскивать трюфели могут даже коровы. Животные разрывают лесную подстилку и откусывают часть вкусного гриба. В России эти грибы часто называют коровьим хлебом. В прошлом веке под Москвой для сбора трюфелей использовали даже ручных медведей! В древнем Риме эти грибы называли пищей богов. Таинственный, редчайший гриб! И где? У нас в Подмосковье!
Грамматические задания:
1. Выписать из диктанта предложение с однородными подлежащими. Разобрать это предложение по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
2. Разобрать по составу слова: грибной, подстилку, разрывают.
3. Объяснить, почему трюфели называли коровьим хлебом.
Контрольное списывание
Коростель и крот.
Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.
Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.
Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.
Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина. (В. Сухомлинский)
Перечень ключевых слов
Грамматическая основа подлежащее сказуемое обстоятельство определение дополнение однородные члены предложения союзы распространенные предложения нераспространенные предложения простые предложения сложные предложения прямая речь обращение управляющие слова имя существительное склонение падеж |
род число имя прилагательное глагол спряжение неопределённая форма глагола лицо время глагола местоимение предлог корень слова приставка основа слова суффикс окончание наречие орфограмма |
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль,хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.
Список литературы
для учителя:
1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть 1 Программа Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х. «РУССКИЙ ЯЗЫК» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 23 – 47.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: А С Т: Астрель, 2006.-446 с.
3. РУССКИЙ ЯЗЫК: 4 класс: Поурочные разработки по русскому языку Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой/ Авт. - сост. С.В.Кутявина. - М.,: ВАКО, 2009. - 268 с.
4. РУССКИЙ ЯЗЫК: Дидактические материалы. 4 класс. Москва, Рольф, 2001.-240 с.
5. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 4 класс. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство «Экзамен» 2006г.
6. Прописи - ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради №1, №2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова
7. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
8. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 1996.
9. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 1994.
10. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.
11. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2008
12. Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по рус. языку в начальных классах. Глазов, 2006.
13. КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещ, 1991.
14. Костенко Ф.Д. Сборник диктантов для начальной школы. М.: Просвещение, 1969.
15. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 1998.
16. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.
17. Первое сентября // Начальная школа. 2006. № 8, 20; 22; 2007. № 4, 7.
18. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 1995.
19. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. М.: Дрофа, 1999.
20. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.: ACT «Премьера», 2002.
21. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык правила и упражнения 1-5 класс. М.: Аквариум, 1997.
22. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-3 класс. М.: Аквариум, 1998.
23. Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000.
для обучающихся:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
2. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.
3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2008
4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просв., 1991.
5. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 1998.
6. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.
7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 1995.
8. Прописи - ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради №1, №2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В.
Программа «Литературное чтение» авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Литературное чтение» в тематическом планировании отводится 102 часа (3 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
Кол – во часов |
1 |
Былины. Летописи. Жития. |
6 ч |
2 |
Из русской классической литературы |
20 ч |
3 |
Поэтическая тетрадь |
23 ч |
4 |
Сказки русских писателей |
12 ч |
5 |
Делу время – потехе час |
7 ч |
6 |
Страна далёкого детства |
8 ч |
7 |
Природа и мы |
9 ч |
8 |
Родина |
5 ч |
9 |
Страна «Фантазия» |
5 ч |
10 |
Зарубежная литература |
7 ч |
|
Всего: |
102 час |
На раздел №2 «Поэтическая тетрадь» отводится 23 часа. Они распределены на три части и соответствуют следующим № урокам с 27 по 38, с 66 по 71, с 81 по 85.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
Список литературы
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 80 – 93.
2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
3. Тексты по проверке техники чтения /[О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова] Москва, АСТ, Астрель, 2005год.
для обучающихся:
1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
МАТЕМАТИКА
Пояснительная записка
Учебная программа по математике составлена на основе программы «Математика» авторов: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.
Программа «Математика» разработана Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. входит в учебный комплект «Школа России»,
На изучение учебного материала по учебному предмету «Математика» в тематическом планировании отводится 136 часов (4 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Курс является органической частью единого школьного курса математики.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
Кол – во часов |
1 |
Числа от 1 до 1000 (продолжение) |
12 час |
2 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. |
9 час |
3 |
Числа, которые больше 1000. Величины. |
15 час |
4 |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. |
9 час |
5 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. |
75 час |
6 |
Систематизация и обобщение изученного. |
16 час |
|
Всего: |
136 час |
Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
Перечень ключевых слов
Числовое выражение равенство неравенство уравнение сложение вычитание умножение деление прямоугольник диагональ прямоугольника класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов разрядные слагаемые числовой луч угол сторона угла вершина угла острый угол тупой угол прямой угол единицы длины километр сантиметр дециметр миллиметр метр единицы площади |
квадратный километр квадратный сантиметр квадратный дециметр квадратный миллиметр квадратный метр ар гектар единицы массы центнер тонна килограмм грамм единицы времени секунда час сутки неделя месяц год век скорость расстояние средняя скорость треугольник остроугольный треугольник тупоугольный треугольник прямоугольный треугольник |
Список литературы
для учителя:
1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть1 Программа Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. «МАТЕМАТИКА» Москва, Просвещение, 2007 год стр.107 – 125.
2. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.] Москва, Просвещение, 2008 год
3. «Начальная школа» Ежемесячный научно – методический журнал №9, 2005год «Библиотечка учителя» стр.2 – 14.
4. Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по математике», Москва «ВАКО»,2006 год.
5. Герман О.И. «Карточки заданий», Саратов «Лицей», 2007 год
6. Михмель И.О., Василенко М.В., Лагутина Е.В., «Тесты по русскому языку и математике», Москва «Издат-Школа 21 век», 2007 год.
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А., «Контрольные и проверочные работы по математике», Москва «Аквариум», 1997 год
8. Рабочие тетради к урокам математики 4 кл. В 2 ч. /[Авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.] Москва, Просвещение, 2008 год
для учащихся:
1. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.] Москва, Просвещение, 2008 год
2. Рабочие тетради к урокам математики 4 кл. В 2 ч. /[Авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.] Москва, Просвещение, 2008 год
3. Михмель И.О., Василенко М.В., Лагутина Е.В., «Тесты по русскому языку и математике», Москва «Издат-Школа 21 век», 2007 год.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: МИР ВОКРУГ НАС
Пояснительная записка
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».
Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
количество часов |
1 |
Земля и человечество |
10 |
2 |
Природа России |
10 |
3 |
Родной край – часть большой страны |
14 |
4 |
Страницы всемирной истории |
5 |
5 |
Страницы истории Отечества |
20 |
6 |
Современная Россия |
9 |
|
Всего: |
68 |
Практические работы, экскурсии |
Номера уроков |
Практические работы за год - 11 |
1.3; 1.4; 1.6; 2.2; 2.5; 2.9 3.1; 3.5; 3. 8; 3.14; 5.18; |
Экскурсии - 4 |
3.7; 3.9; 3.10; 5.20 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 4)
Контрольные материалы (Приложение 5)
Список литературы
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Плешаков А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 126 – 149.
2. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2008 год
3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] Москва, ДРОФА, 2008 год
4. МИР ВОКРУГ НАС: Методическое пособие: 4 класс/.,/ [Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н. А.] Москва, ВАКО, 2007 год
5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
7. Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
8. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. - М.: Просвещение, 1993.
9. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема-пресс, 2001.
10. Дэвисон Майкл Уорт. Когда, где, как и когда это произошло? -Ридерз Дайджест, 1998.
11. Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1984.
12. Макдональд Фиона. Штрихи времени, города, горожане и цивилизации. - М.: Росмэн, 1994.
13. Маккорд Анна. Доисторическая жизнь. - М.: Росмэн, 1996.
14. Медникова М.С. Детская энциклопедия для ленивых, - М.: Mass Media, 1993.
15. Миллард Энн. История от средних веков до 1914 года. - М.: Росмэн, 1997.
16. Миллард Энн. История, Древний мир. - М.: Росмэн, 1997.
17. Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.
18. Нейхардт А.А. Семь чудес света. - М.: Учебно-педагогическое изд-во, 1963.
19. Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. -М.: Вече, 2001.
20. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. - М. - 1999.
21. Пападаки В. Египет: земля фараонов. -М.: Теугра, 1997.
22. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства IX-XIX вв. - М.: Современник, 1994.
23. Столяров Б.А. Государственный русский музей. - СПб.: Образование-культура, 1999.
24. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.
25. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001.
26. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1986.
27. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. -М.: АСТ-ЛТД, 1998.
для учащихся:
1. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2008 год
2. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] Москва, ДРОФА, 2008 год
3. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
4. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
5. Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
6. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. - М.: Просвещение, 1993.
7. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема-пресс, 2001.
8. Дэвисон Майкл Уорт. Когда, где, как и когда это произошло? -Ридерз Дайджест, 1998.
9. Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1984.
10. Макдональд Фиона. Штрихи времени, города, горожане и цивилизации. - М.: Росмэн, 1994.
11. Маккорд Анна. Доисторическая жизнь. - М.: Росмэн, 1996.
12. Медникова М.С. Детская энциклопедия для ленивых, - М.: Mass Media, 1993.
13. Миллард Энн. История от средних веков до 1914 года. - М.: Росмэн, 1997.
14. Миллард Энн. История, Древний мир. - М.: Росмэн, 1997.
15. Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.
16. Нейхардт А.А. Семь чудес света. - М.: Учебно-педагогическое изд-во, 1963.
17. Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. -М.: Вече, 2001.
18. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. - М. - 1999.
19. Пападаки В. Египет: земля фараонов. -М.: Теугра, 1997.
20. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства IX-XIX вв. - М.: Современник, 1994.
21. Столяров Б.А. Государственный русский музей. - СПб.: Образование-культура, 1999.
22. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.
23. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001.
24. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1986.
25. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. -М.: АСТ-ЛТД, 1998.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО и ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
Пояснительная записка
Учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов: Б.М.Неменский, В.Г.Горячев, Г.Е.Гуров, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, М.Т.Ломоносова, Е.И.Коротеева
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанная авторами: Б.М.Неменский, В.Г.Горячев, Г.Е.Гуров, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, М.Т.Ломоносова, Е.И.Коротеева входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
Кол–во часов |
1 |
Истоки искусства твоего народа. |
16 час |
2 |
Древние города твоей земли. |
14 час |
3 |
Каждый народ – художник. |
22 час |
4 |
Искусство объединяет народы. |
16 час |
|
Всего: |
68 час |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
В итоге освоения программы учащиеся должны:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино)
Календарно-тематическое планирование (Приложение 6)
МУЗЫКА
Пояснительная записка
Учебная программа по музыке составлена на основе программы «Музыка» авторов: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа «Музыка», разработанная авторами Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Музыка» в тематическом планировании отводится 34 часа (1 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
Кол–во часов |
1 |
Россия – Родина моя. |
3 час |
2 |
О России петь – что стремиться в храм. |
4 час |
3 |
День, полный событий. |
5 час |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
4 час |
5 |
В концертном зале. |
4 час |
6 |
В музыкальном театре. |
7 час |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…. |
7 час |
|
Всего: |
34 час |
На раздел №2 «О России петь – что стремиться в храм» отводится 4 часа. Они распределены на две части и соответствуют следующим № урокам 4,27,28,29.
На раздел №3 «День, полный событий» отводится 5 часов. Они распределены на две части и соответствуют следующим № урокам 5,6,7,8,15.
На раздел №4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» отводится 4 часа. Они распределены на две части и соответствуют следующим № урокам 9,10,30,31.
На раздел №7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье….» отводится 7 часов. Они распределены на две части и соответствуют следующим № урокам 23,24,25,26,32,33,34.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 7)
Музыкальный материал
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная
мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
«Вокализ». С. Рахманинов.
«Ты, река ль, моя реченька», русская
народная песня.
«Песня о России». В. Локтев,
слова О. Высотской.
Русские народные песни: «Колыбельная» в
обраб. А. Лядова, «У зори-то, у
зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо
сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
«Александр Невский», фрагменты
из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из
оперы. М. Глинка.
«Родные места». Ю. Антонов,
слова М. Пляцковского.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
«Осенняя песнь» (Октябрь) из
цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г. Свиридов.
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Русские народные песни: «Сквозь волнистые
туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи
А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи,
стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев,
стихи А. Пушкина.
«Три чуда», вступление ко II
действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту,
мосточку», хор из оперы «Евгений
Онегин». П. Чайковский.
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
«Венецианская ночь». М. Глинка,
слова И. Козлова.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
«Земле
Русская», стихира.
«Былина об Илье Муромце», былинный
напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент
1-й части. А. Бородин.
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире», слова
А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
«Ангел вопияше», молитва.
П. Чесноков.
«Богородице Дево, радуйся» № 6
из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
«Не шум шумит», русская
народная песня.
«Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские;
«Аисты», узбекская;
«Солнышко вставало», литовская;
«Сiяв мужик просо», украинская;
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент
3-й части. П. Чайковский.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет».
П. Чайковский.
«Ты воспой, жавороночек» из
кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
«Светит месяц», русская
народная песня-пляска.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы:
интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из
IV действия. М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька») из
оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
«Звездная река». Слова и музыка
В. Семенова.
«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Острый ритм». Дж. Гершвин,
слова А. Гершвина.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
«Ноктюрн» из Квартета
№ 2. А. Бородин.
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
«Сирень». С. Рахманинов,
слова Е. Бекетовой.
«Старый замок» из сюиты «Картинки с
выставки». М. Мусоргский.
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
«Полонез» (ля
мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
«Желание». Ф. Шопен,
слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Арагонская хота». М. Глинка.
«Баркарола» (Июнь)
из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный») для
фортепиано. Ф. Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»),
финал. Л. Бетховен.
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Народные песни: «Исходила младешенька»,
«Тонкая рябина», русские; «Пастушка»,
французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
«Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова
и музыка Б. Окуджавы.
«Песня о друге». Слова и музыка
В. Высоцкого.
«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин,
слова Ю. Мориц.
«Шехеразада», фрагменты 1-й
части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.
«Рассвет на Москве-реке». Вступление
к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Список литературы
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 2. Москва, Просвещение, 2007 год стр. 130-147.
2. Программа Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «МУЗЫКА»
3. МУЗЫКА:Учебник для 4 класса нач. шк./[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.] Москва, Просвещение, 2008 год
4. МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 4 класса нач. шк /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ] Москва, Просвещение, 2008 год
5. МУЗЫКА: Фонохрестоматия к учебнику-тетради для 4 класса нач. шк /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина ТС ] Москва, Просвещение, 2007 год
6. «Начальная школа» Ежемесячный научно – методический журнал №9, 2005год . «Библиотечка учителя» стр.45 – 56.
7. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1 /Сост. и науч. ред. Л. В. Горюнова. — М., 1991.
8. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. — М., 2000.
9. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред..и вступ. ст. Е. М. Орловой.— 2-е изд.— Л., 1973.
10. Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, .Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
11. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
12. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
13. Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и .народном календаре России. — М., 1996.
14. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. — .М., 1990.
15. Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
16. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.
17. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
18. Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская,.Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
19. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
20. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
21. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
22. Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. — М., 2000.
23. Музыкальное образование в школе/Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
24. Оссенева М. С, Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. — М., 1999.
25. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в нач. школе. — М., 2000.
26. Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
27. Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
28. Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников// Подуровский В. М., Суслова Н. В.
29. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. — М., 2001.
30. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений./Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1999.
31. Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
32. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998
для обучающихся:
1. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
2. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
3. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
4. Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
6. МУЗЫКА: Учебник для 4 класса нач. шк. /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.] Москва, Просвещение, 2008 год
7. МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 4 класса нач. шк /[Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина ТС ] Москва, Просвещение, 2008 год
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Пояснительная записка
Учебная программа по физической культуре составлена на основе программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича.
Программа «Федеральная комплексная программа физического воспитания» разработанная под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича входит в учебный комплект «Школа России.
На изучение материала по предмету «Физическая культура» БУП ОУ 2004 г отводится 2часа и 1 час взят из вариативной части, поэтому в тематическое планирование составлено на 102 часа (3 ч в неделю).
Содержание программы
раздел |
Название разделов |
БУП |
Вариативная часть |
Кол–во часов |
1 |
Подвижные игры c элементами спортивных игр |
18 ч |
12 ч |
30 ч |
2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 ч |
3 ч |
21 ч |
3 |
Легкоатлетические упражнения |
21 ч |
---- |
21 ч |
4 |
Лыжная подготовка |
21 ч |
9 ч |
30 ч |
|
Всего: |
102 часа |
Календарно-тематическое планирование (Приложение 8)
Список литературы
для учителя:
1. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить! – Новосибирск, 2000г.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е издание.- Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1980 г.
3. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: «Физкультура и спорт», 1978г.
4. Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье. – М.: Советская Россия 1990г.
5. Белов В.И. Психология здоровья. - М.: Респекс, 1994г.
6. Казин Э.М. Адаптация и здоровье. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2003г.
7. Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. – Кемерово, 1999г.
8. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
9. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.
10. Поурочные разработки по физкультуре. В.И. Ковалько, М., ВАКО,2006
для обучающихся:
1. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
2. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок.- Новосибирск, 2002г.
Контрольные работы по математике - Приложение 9