Цели урока: расширить знания учащихся о газетных информационных жанрах; научить использовать жанр интервью при коммуникативном общении и на письме.
Оборудование: ученические стенгазеты, памятка “Как работать над сочинением в жанре интервью”, учебники “Литература-хрестоматия. 7 класс”; “Русская речь.7 класс”; диски с музыкой.
Ход урока
Разминка.
Дыхательная гимнастика.
Речевая гимнастика: ри-рэ-ра, ро-ру-ры, ир-эр-ар-, ор-ур-ыр, трри-тррэ-трра, трро-трру-трры, дрри-дррэ-дрру.
Здание реконструировали, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоколировали – все запланировали и запрограммировали.
II. Повторение.
Прочитайте тему урока.
- Как вы понимаете тему?
- Что значит информация?
- Что такое газетная информация?
- Какие информационные жанры вы знаете? (хроника, заметка, репортаж, интервью).
- Что такое интервью? (жанр публицистики, беседа журналистов с одним или несколькими лицами по каким-либо вопросам).
- Где можно встретиться с жанром интервью? (в газетах, телевидении, радио, в книгах , у нас на стенде).
- Расскажите о типовой композиции интервью. (Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника.
Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого он берет интервью.
Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Ролевое чтение интервью. (“Час мужества”., с.249, учебник “Литература – хрестоматия. 7 класс”. Выборочно: с. 249-250, 254-255).
2. Беседа по содержанию интервью.
- Какова тема текста?
- Почему мы сейчас обращаемся к этой теме?
- О чем говорится во вступлении? (Никогда не забывать об уроках войны, о тех, кто погиб, защищая Родину).
- О чем повествуется в основной части? (О поэтах военной поры…)
- Что говорит Ю.Г. Разумовский в заключении? (Стихи о войне – это школа мужества. Война – это колоссальное испытание силы духа, нравственности. А поэзия несет в себе нравственное начало.)
(Звучит музыка И.Штрауса “Венский вальс”.)
3. Инсценировка интервью.
Отвечает ли данное интервью всем требованиям, о которых мы говорили?
КАТЯ. В прошлое воскресенье в театре оперы и балета состоялся юбилейный концерт танцевального коллектива “Джой”, в котором участвовала известная спортивная пара нашей школы Маша Ефремова и Станислав Гулин. У нас в гостях Ефремова Мария.
Маша, ты занимаешься в студии бального танца “Джой”. Расскажи, что дают тебе эти занятия?
МАША. Благодаря занятиям танцами я чувствую себя более уверенной и организованной. Танцы вырабатывают физическую выносливость, ведь недаром они включены в разряд Олимпийских игр.
КАТЯ. С какого возраста ты начала заниматься танцами? Кто был твоим первым партнером?
МАША. Я пошла в школу с семи лет и одновременно стала заниматься танцами. Это особый вид спорта. В танце должны обязательно участвовать мальчик и девочка. Все эти годы моим партнером был Гулин Слава. Он учится со мной в одном классе.
КАТЯ. Маша, твои самые сокровенные мечты и немного о планах на будущее.
МАША. Мое самое заветное желание – танцевать когда-нибудь на Международном конкурсе. Ну а сейчас мы готовимся к поездке в Москву по приглашению танцевальной группы “Тодес” под управлением Аллы Духовой.
КАТЯ. Легкого вам паркета.
МАША. Большое спасибо.
4. Чтение и обсуждение ученических работ.
- Ребята, понравилось ли вам интервью и почему?
5. Ознакомление учащихся с памяткой “Как работать над сочинением в жанре интервью”.
1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
2. Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность.
3. Проведите беседу; запишите ее основное содержание.
4. Прочитайте записи; определите основную мысль интервью; озаглавьте его.
5. Напишите вступление и заключительную часть.
6. Проверьте черновик. Обратите внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.
7. Аккуратно перепишите сочинение. Главное внимание, ребята, обращать на тематическое единство интервью и последовательность вопросов. В этом вам поможет памятка. Прочитайте ее (она есть в учебниках “Русская речь”. 5 – 7 класс).
IV. Обобщение урока.
Сегодня на уроке ребята читали свое интервью. Это их первые опыты, первые сочинения в жанре интервью. Некоторые были удачные, другие пришлось подредактировать.
На уроке русского языка мы продолжим работу в этом жанре.