Цели урока:
- Познакомить учащихся с порядком разбора местоимения как части речи.
- Закреплять знание грамматических форм имени существительного.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, прививать интерес к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Орфографическая минутка.
А) Кк Ки ку Ка ко Ке кю
– Прочитайте слоги.
– Назовите согласный, дайте характеристику звукам [к], [к’].
– Запишите слоги, на следующей строке запишите слова, в которых встречаются данные слоги (Например: Китай, кукушка, Казахстан, корабль, Кения, кювет).
Б) – Замените одним словом, запишите:
- Игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющи– ми перекрещивающиеся слова.
- Загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждое из которых представляет собой отдельное слово.
- Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
(Кроссворд, шарада, ребус.)
– Отгадайте ребус
3. АОЗ
– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о местоимении, повторим все, что мы знаем об этой части речи и узнаем много нового.
– Что такое местоимение? Вместо чего мы употребляем местоимение в речи?
– На чье место становится местоимение в предложении?
– Спишите словосочетания, записанные на доске:
Дарю ему, доволен тобой, хвалили нас, гордится мною, играю с ним, вижу вас.
– Назовите местоимения. В какой форме стоят местоимения?
– Как определить число и лицо у местоимений, стоящих в косвенной форме?
– Определите число и лицо местоимений.
– У местоимений третьего лица единственного числа определите род.
4. ФНЗ:
– Прочитайте предложение, запишите его в тетрадях:
Увидишь лису летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы.
– Назовите местоимение.
– Подчеркните слово, вместо которого мы употребили местоимение с предлогом.
– Разберите это слово как часть речи.
Лису – сущ., (кто?), лиса, неод., нариц., ж.р., ед.ч., 1 скл., В.п., вт.чл.
– А можно ли разобрать как часть речи местоимение “ в ней”?
– Какие грамматические признаки мы можем указать при разборе местоимения как части речи?
В ней – местоимение, (кто?), она, личн., 3 лицо, ед.ч., ж.р.
– Откройте учебник на стр. 60, прочитайте порядок разбора местоимения, как части речи.
– Какие морфологические признаки мы укажем при разборе местоимения, как части речи?
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Значение местоимения.
- Лицо.
- Число.
- Род (у местоимений 3 лица ед. ч.)
– Разберите местоимение “тобой” как часть речи. (Коллективная работа.)
Тобой – мест., (кто?) ты, личн., 2 лицо, ед.ч.
5. Физкультминутка:
6. ФПЗ:
А) Работа с учебником. Редактирование текста.
– Найдите упражнение 229, прочитайте задание (работа проводится по заданиям учебника).
– Запишите в тетрадях отредактированный текст, местоимения подчеркните .Местоимение по выбору разберите как часть речи.
(По окончании работы проводится взаимопроверка.)
Б) Дидактические игры.
– Поднимите руки вверх, когда услышите слова, которые указывают на предмет, но не называют его:
Яблоко, она, звонкий, читать, я, мы, океан, он, голова, ты.
– Если в предложении есть местоимения первого лица, в ладоши хлопают девочки.
Если в предложении встретятся местоимения второго лица, в ладоши хлопают мальчики.
- Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
- Что мы сажаем, сажая леса?
- Лучше мама, не пищи, ты мне няньку поищи.
- Вы думаете, что тишина бывает звуков лишена?
- А кто же с нами говорит, когда в ночи огонь горит?
- Но оглушает тишину гудок, летящий в тишину.
7. Итог урока:
– Чему научились на уроке?
– Кому было трудно? На каком этапе урока?
8. Домашнее задание. Стр. 64, упр. 5, правило.