Предварительная подготовка к уроку:
1) самостоятельно прочитать и осмыслить
рассказ А.Костюнина “Рукавичка”,
2) написать композицию рассказа, выявив её
особенности,
3) определить тему и проблематику
произведения,
4) нарисовать словесные портреты главных
героев, аргументируя своё мнение цитатами из
текста.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с творчеством
современного писателя, раскрыв глубину замысла
автора,
2) развивать навыки самостоятельной работы с
текстом и филологического анализа
художественного произведения,
3) словарная работа с литературоведческими
понятиями (автобиографичность, сюжет (фабула),
композиция, проблематика...),
4) воспитывать любовь к родной литературе и
языку, способствовать развитию художественного
вкуса учащихся.
Оборудование:
1) мультимедийный проектор.
2) тексты рассказа “Рукавичка” на каждой
парте.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-анализ, беседа.
Ход урока
I. Краткие сведения о писателе и его творчестве.
“На конкурсе, организованном литературным
сайтом “Русский переплёт”, который прошёл в
г.Москве были подведены итоги и получили оценку
работы российских писателей, опубликованные в 2005
году.
За лучшее произведение в номинации
“Документальная проза” дипломом отмечена
повесть Александра Костюнина, Председателя
совета директоров судостроительного завода
“Авангард” – “Земное притяжение”.
23 июня на очередном собрании акционеров в
очередной, седьмой по счёту раз, Александра
Костюнина избрали Председателем Совета
директоров Стратегического предприятия России
– ОАО “Судостроительный завод “Авангард”.
“Авангард” – закрытое предприятие. Основная
продукция – по заказу Минобороны РФ.
“Авангард” – единственное предприятие в стране
по строительству и ремонту противоминных
кораблей пр.12650 типа “Яхонт”, обеспечивающих
развёртывание стратегических сил ядерного
сдерживания морского базирования.
“Авангард” – единственное предприятие в
Карелии, исполняющее Государственный оборонный
заказ.
Когда говорят “авангард”, подразумевают идущий
первым. Здесь – просто единственный!
– Убеждён, – делится своими мыслями Александр
Костюнин, – между моим творчеством и
профессиональной деятельностью существует
неразрывная связь. Я несколько раз публиковал
свои размышления в “прикладной” литературе –
публицистике. Такие материалы, как “Жив ли
русский медведь?”, “К вопросу о национальной
идее России” и ряд других, были замечены.
А вот теперь проза.
О безусловном Главенстве духовного над
материальным, о грустном, о забавном, о трагичном,
о восторженном, о том, очищающем и возвышающем,
что даёт нам шанс стать Человеком, – моя повесть
“Земное притяжение”.
II. Аналитическая работа над формой и содержанием рассказа и осмыслением его философии.
– Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
– С чего он начинается?
С эпиграфа из Евангелия.
– Зачем писатель вводит в рассказ цитаты из Евангелия? Какую роль они выполняют в тексте?
Они помогают выявить основную проблему рассказа.
– Что такое Евангелие?
В переводе это означает “откровение”. В Новом Завете содержится 4 Евангелия 4 апостолов Иисуса: от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка.
– Кто из русских писателей широко использовал библейские сюжеты в своём творчестве?
А.С.Пушкин “Станционный смотритель”.
– Какое библейское выражение из эпиграфа, ставшее фразеологизмом, вошло в нашу речь?
“Тридцать сребреников”.
– Что оно означает?
Символ платы за предательство.
– В чём необычность звучания одного из слов этого выражения?
В слове “сребреник” (рус. серебряник) старославянское неполногласие.
– Какие ещё выражения из библии, связанные с этими героями, вам знакомы?
Поцелуй Иуды, нести свой крест, терновый венец…
– Как бы вы определили тему рассказа?
Воспоминания писателя о своей жизни:
– школьные годы,
– “роковые девяностые”.
Анализ поступков, совершённых писателем в эти периоды его жизни.
– Такой тип речи называется мемуарным, а повествование автобиографичным. /Запись новых слов в тетрадь-словарь/
– Какое произведение русской литературы XX века вы читали, в котором тоже рассказывается о детстве, школе, о становлении личности?
В.Распутин “Уроки французского”.
– Рассмотрим композицию сюжета рассказа и выявим её особенности.
(Это задание учащиеся выполняли самостоятельно дома.
Поскольку фабула рассказа состоит из 2 частей, то у доски работают 2 ученика.
В это время класс с помощью учителя определяет композиционные особенности рассказа, записывает их в тетради. Затем с помощью проектора сверяются ответы, написанные учащимися на доске, с вариантом учителя.)
Особенности композиции:
- Мемуарный тип речи.
- Автобиографичность повествования.
- 1 рассказчик – рассказ от 1 лица, позволяющий наиболее точно, детально, ярко и эмоционально описать пережитое.
- Наличие эпиграфа.
- Наличие 2 параллельно введённых в повествование историй.
- Введение в рассказ цитат из библии.
- Антитеза.
- Речевая характеристика героев.
Композиция:
1 рассказ | 2 рассказ |
I.Экспозиция Размышления-воспоминания рассказчика о своём детстве и школе. II. Завязка Экскурсия учащихся 1 класса в кабинет домоводства. III. Развитие действия 1) Диковинные альбомы с лучшими образцами детских работ, 2) возвращение с экскурсии на урок, 3) пропажа рукавички, 4) унизительный обыск. IV. Кульминация Обыск Юрки Гурова и обвинение в воровстве рукавички. V. Развязка Изгой. Унижение Юрки одноклассниками. |
I.Экспозиция “Роковые девяностые”. II. Завязка Тотальное воровство в карельских деревнях. III. Развитие действия Бездействие милиции и поимка односельчанами 5 воров. IV. Кульминация Самосуд – купание воров в проруби. V. Развитие действия “Победа над злом” – распитие спиртного. VI. Развязка Известие о смерти (суициде) Юрки Гурова. Запоздалое чувство раскаяния. |
Система образов рассказа:
– Какие чувства испытали дети – первоклассники – на экскурсии?
Интерес, восторг, любопытство, “с завистью”, “с удовольствием”.
– Почему лучшие образцы детских работ вызвали у детей такой интерес?
“Жили все тогда туго. Бедовали.”
“Способность мастерить ценилась.”
Маленькие вещи кукольного размера вызвали восторг: брючки, шарфики, рукавички...Эти изделия – “чудо”, “диковинка”.
– Почему добрая, благостная атмосфера урока резко испортилась?
Известие о краже рукавички.
– Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента?
1. Крошащийся в руках 1-й учительницы Аллы Ивановны мел.
2. Красные пятна на лице учительницы домоводства и сбитая набок причёска.
3. Короткий обрывок чёрной нитки на месте рукавички.
– Какие ассоциации вызывает у вас мел, крошащийся в белую пыль?
Разбитые, как осколки зеркала, тёплые отношения между учителем и учениками;
Кусочки мела – это “разложение” чего-то целого, единого на части (единство школьного коллектива разрушено после обнаружения вора – Юрка – изгой);
Белая пыль напоминает белый холодный снег, засыпавший “человеческие отношения” между ребятами;
Обрывок чёрной нитки символизирует разрыв отношений, “чёрная полоса” в жизни детей и учительницы.
– Найдите ключевые слова, характеризующие I учительницу.
(Работа с текстом. После зачитывания – проецирование на экране:
– Прокомментируйте поведение Аллы Ивановны, которая превращается в Аллавановну. Опишите её. Какой вы представляете себе 1-ю учительницу?
- Это степенная дама средних лет, властная и строгая, с пронзительными бесцветными глазами, жестокосердная, злая, деспотичная, с зычным голосом, физически сильная…
- Внешне мужеподобная, непривлекательная; напоминает военного на плацу, отдающего резким голосом команды: “Живей давай!”, “Следующий!”, “Одевайся.”, “Отвечай!..”, “Как?!!” Использует в речи восклицательные и побудительные предложения
- Она напоминает удава, который гипнотизирует свои жертвы (Светка Кондроева, “не мигая уставившись на учительницу, безвольно стала к ней приближаться”)
- Она, как дрессировщик в цирке, управляет детьми.
- Учительница напоминает мне Карабаса-Барабаса, который управлял своими куклами в театре.
– Как реагирует учительница домоводства на кражу рукавички? Найдите ключевые слова.
“Не заходит – вбегает”, “красные пятна на лице”, “сбитая набок причёска”, “выпалила”, “резко выдернула из-за спины альбом”, “брезгливо перебрала нехитрый скарб”.
– Подберите слова, характеризующие поведение учителя.
Унижение, деспотия, насилие, своеволие, жестокость, публичная экзекуция…
– Как реагируют на действия учителей дети?
“все затравленно молчали”, “класс напряжённо молчал”, “робея”, “понурив голову”, “выдавливали”
Дети полностью во власти учителя, безропотно и послушно выполняют её команды, бессилие перед насилием – это слёзы детей. Но плачут не все, а лишь Светка и Юрка.
– Проследите за поведением Светки и Юрки.
Светка Кондроева | Юрка Гуров |
“Безвольно стала приближаться” “застыла в неловкой позе” “безропотно начала стягивать кофтёнку” “теребила в смущении панталончики” “не в силах успокоить свои руки” “слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз” “поминутно всхлипывая” |
“Лепетал запуганный Юрка, от волнения
перейдя на карельский язык” “Юркины губы мелко дрожали” “маленького, беззащитного” “с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу” “разревелся в голос” “плачущего Юрку” |
– Почему поступок учителей не вызвал у детей протеста?
– Как вы думаете, зачем так подробно, в деталях описывает автор Светку Кондроеву?
Учитель -----------------– Ученик
Антитеза
Автор подробно описывает “ одежонку” девочки и её саму не случайно: уменьшительно-ласкательные слова показывают отношение писателя к девочке: “кофтёнка”, “косички”, “башмачки”, “дырка”, “юбчонка”, “панталончики”, “пальчик”, “крестик”, “шейка”, “ножки” – чувство стыда, обиды, горечи.
Сцена раздевания девочки перед классом – это своеобразный барометр, демонстрирующий степень нравственного падения учителя.
Девочка из бедной семьи, плохо одета: дырка на колготках, заштопанная кофта; Света хрупкая, маленькая, худенькая. Алюминиевый крестик – символ беззащитности. В портфеле девочки много школьных принадлежностей: карандаши, тетрадки, учебники и среди этих вещей – кукла. Светка старательная, ответственная ученица.
– Какую роль выполняет в рассказе кукла?
Кукла, выпавшая из ранца, “застыла в неловкой позе”. Эта сцена передаёт униженное состояние девочки. Она тоже “кукла” в руках учителя-кукловода.
Кукла = Светка
Девочку первой откровенно унизили перед всем классом.
– Что мы узнаём о Юрке Гурове?
Он сосед рассказчика, из многодетной семьи, в которой отец много пил.
– Зачем Юрка взял эту “маленькую синюю рукавичку”?
Видимо, для своих 2 младших сестрёнок, которые в своей семье видели мало светлого и радостного, а может быть, сделал это неосознанно.
– Как вы относитесь к поступку Юрки?
Юрка совершил неблаговидный поступок, ему было стыдно: “он старался не смотреть на нас”, но всё же мальчика жаль: он хотел принести радость в свой дом, подарив это “чудо” сёстрам.
– Как отреагировали на кражу одноклассники?
Юрку унижали, навесив ярлык “вор”, сделали изгоем. Подлость и жестокость стали “подвигом”.
– За что корит себя автор?
За то, что “биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх” у него.
– Как 2 история сопрягается с первой?
Одним из воров, который крал у сельчан много лет, был тот самый Юрка Гуров. Именно его вместе с другими ворами рассказчик пытается “хорошенько проучить” - искупать в ледяной проруби.
– Почему сельчане устроили самосуд в карельской деревне?
Из-за бездействия милиции: “терпению односельчан пришёл конец”.
– Можно ли оправдать их действия?
Наверное, да, если бы не трагические последствия этой экзекуции. После унижения вор Юрка Гуров повесился в сарае.
– Почему смерть Юрки перевернула жизнь рассказчика?
“Что-то провернулось в моей душе”, “чувство вины растёт”, трагическая Юркина “судьба – укор” для автора, так как он по сути второй раз подставил одноклассника, унизив и растоптав его человеческое достоинство.
– Кем ощущает себя рассказчик?
Иудой из библейской притчи. Вот почему рассказ заканчивается цитатой из Евангелия о кающемся грешнике.
III. Подведение итогов урока.
– Почему рассказ называется так просто – “Рукавичка”?
Наверное, этим заглавием автор хотел подчеркнуть то, с чего началось всеобщее нравственное “падение” героев рассказа: обеих учительниц школы; Юрки Гурова, ставшего “вором” с подачи одноклассников и учителя; Светки Кондроевой, которую первой публично унизили; рассказчика, не заступившегося за товарища, а, как и все, промолчавшего. Именно история с кражей этой маленькой кукольной рукавички через 30 лет заставила рассказчика пересмотреть свою жизнь, покаяться в содеянном, вернуться к истокам своего грехопадения.
– Какие проблемы поднимает писатель в рассказе?
Домашнее задание.
Эссе на тему: “Тема греха и покаяния в рассказе “Рукавичка”.