1-й ведущий: Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в литературной гостиной, чтобы соприкоснуться с жизнью и творчеством Эдуарда Асадова. (Приложение)
Чтец (А):
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб каждой строчкой двигать
жизнь вперед.
Такая песня будет побеждать,
Такую песню примет мой народ!
(…)Я так скажу потомку своему:
“ Ты слышишь этот песенный прибой?
Ты видишь счастьем залитую ширь?
Храни же свято этот светлый мир,
Что добыт был великою ценой!”
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб этот миг приблизить хоть на час.
Они прекрасны, замыслы у нас!
И наши песни будут побеждать!
2-й ведущий: Эти строчки принадлежат поэту Эдуарду Аркадьевичу Асадову, который считал, что назначение поэта в том, чтобы быть нужным людям, отдавать им всего себя без остатка, бороться, чтобы жизнь стала еще счастливей, радостней и прекрасней. Эдуард Аркадьевич Асадов – строгий, самобытный, требовательный художник и удивительно жизнерадостный человек.
1-й ведущий: У Эдуарда Аркадьевича Асадова – удивительная судьба. Он не только замечательный поэт, но еще горячий, несокрушимый борец, который вел бой каждый день и каждый час за совесть, свободу и справедливость. На его груди семь орденов, среди которых Золотая Звезда Героя Советского Союза. Он является почетным гражданином города-героя Севастополя, дважды награжден орденом “Знак Почета”. Однако самой главной, самой дорогой наградой поэт считал доверие к себе, любовь миллионов читателей.
2-й ведущий: Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года под горячим туркменским солнцем в городе Мары, в армянской семье. Первые впечатления детства – самые яркие: громадное, раскаленное добела солнце, близкие звезды южного ночного неба. Бурые пески Каракумов, красные халаты, высокие бараньи папахи, белые чалмы, сверкающие монисты.
1-й ведущий: Автобиографию Эдуард Аркадьевич начинает с деда, Ивана Калустовича Курдова, которого он в шутку называл “историческим дедом”. А как же иначе, если жизненный путь Ивана Калустовича Курдова, деда по матери, был озарен двумя великими русскими именами: Н.Г.Чернышевским и В.И.Лениным. После двадцатилетней ссылки Н.Г.Чернышевский приехал в Астрахань, и ему был нужен честный, надежный и хорошо пишущий секретарь. На эту работу Николай Гаврилович пригласил Ивана Курдова, который целых два года проработал секретарем у него. Позднее дед стал хорошим врачом на Урале и большим общественным деятелем.
2-й ведущий: С большим уважением Эдуард Аркадьевич говорит о своих родителях, о том влиянии на него отца, Аркадия Григорьевича, который умер, когда сыну было неполных шесть лет. Эдуард успел запомнить отца и зафиксировать своим детским сознанием, много слышал рассказов о нем от матери.
Чтец (А): “И весь нравственный и человеческий облик моей мамы разве не помогал моему росту и разве не формировал многие, возможно, лучшие качества моей души?!”
1-й ведущий: Аркадий Григорьевич и Лидия Ивановна.
Чтец (А): “Два слова были главными в их судьбе… “революция” и “дети”.
2-й ведущий: Они были участниками Гражданской войны и одними из первых учителей новой советской школы. У них было все: романтика революции, большая настоящая любовь, голод, лишения, тиф, продырявленные пулями разбитые эшелоны.
Чтец (А): “Я родился на стыке двух эпох, двух миров, двух цивилизаций, на стыке древнего и нового Востока. В моих любопытно распахнутых глазах могли одновременно отражаться и пионерский галстук, и красный на вате туркменский халат с черной бараньей папахой, и автомобиль, и входящий в город под перезвон колокольчиков длиннющий караван верблюдов, и сверкающий в небе самолет, и надрывно стонущий муэдзин”.
1-й ведущий: Страной детства Эдуард Асадов считает Свердловск (Екатеринбург), куда они переехали после смерти отца, к деду, доктору Ивану Калустовичу Курдову. В Свердловске мама продолжала учительствовать, а сын пошел в первый класс. Здесь Эдуард написал свое первое стихотворение, ему было восемь лет.
2-й ведущий: Эдуард навсегда полюбил строгую и даже немного суровую красоту уральской природы.
1-й ведущий: С переводом Лидии Ивановны в 1939 году на работу в Москве Эдуард стал московским школьником.
Чтец (А): “Снова уроки, споры в школьных коридорах, новые друзья, вечера самодеятельности и стихи, стихи… о школе, о недавних событиях в Испании, о дружбе, о мечте. Первое мое публичное выступление как поэта, посвященное нашей армии, состоялось 23 февраля 1940 года в Краснознаменном зале ЦДСА перед солдатами и офицерами”.
1-й ведущий: Эдуард читает и перечитывает любимых поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока, С.А.Есенина. Именно их он всю жизнь считал своими учителями.
2-й ведущий: 14 июня 1941 года – выпускной бал в 38-й московской школе…
Чтец (А): “Мечтали, строили планы, шутили, о чем-то спорили запальчиво и легко… Мы танцевали, острили, пожимали друг другу ладони и никак не знали, что со многими расстаемся не на месяц, не на год и не на “долгие года”, а до конца своих дней, навсегда… 22 июня 1941 года – война! Над страной пролетел призыв: “Комсомольцы – на фронт!”. И вместо заявления в институт заявление в райком комсомола с просьбой отправить меня добровольцем на фронт. Мне было тогда еще 17 лет, и призыву я пока не подлежал. В РК ВЛКСМ на вопрос: “Хорошо. А не струсишь?” – короткий ответ: “Никогда!”. В перерывах между боями я писал стихи. Некоторые из них, такие, как “Письмо с фронта”, “На исходный рубеж”, “В землянке”, через несколько лет вошли в первую книгу моих стихов”.
1-й ведущий: И сколько бы нервов и сил ни забирала война, поэзия была счастьем и мукой, отдыхом и трудом Асадова. Стихи он писал всюду: в воинских эшелонах, в землянке на отдыхе при свете ночной коптилки
Чтец (1):
Мама! Тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
(…)За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
(…)И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
2-й ведущий: Строки, овеянные пороховым дымом, строки, звучащие как клятва, адресованные матери, написаны прямо на передовой в 1943 году.
1-й ведущий: В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив храбрость, самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение.
Чтец(А): “А потом был госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. “Быть или не быть?” – в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание – бредил… И вот самое трудное: приговор врачей – “Впереди будет все…Все, кроме света…” И вот это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос “Быть или не быть?” А после многих бессонных ночей, взвесив все и ответив: “Да!”, поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь. Я вновь стал писать стихи. Писал и ночью, и днем, и до, и после операции, писал настойчиво и упорно”.
2-й ведущий: Потом был Литературный институт имени Горького при Союзе писателей СССР в Москве. Учеба, работа, мечты. В 1951 году Асадов окончил Литинститут, получив диплом с отличием. После выхода в свет своей первой книги стихов “Светлые дороги” он был принят в члены Союза писателей СССР.
1-й ведущий: “Сражаюсь, верю, люблю” – так назвал Асадов одну из своих поэтических книг. “Сражаюсь…”– одна из существенных сторон его поэзии, так же, как и самой жизни. И когда поэт говорит: “Сражаюсь!..” – то это действительно так. Он борется, борется всю жизнь, упрямо, мужественно, бескомпромиссно.
2-й ведущий: “Сражаюсь…” В мирное время поэта, находящегося в гуще жизни, волнуют сложные нравственные проблемы. И ему хочется быть непосредственным и горячим участником борьбы за правду, за справедливость, за все хорошее на земле.
Одна из основополагающих черт его поэзии – обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих врагов злейшие пороки на земле, Асадов как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду.
1-й ведущий:
А все живу, волнуясь и борясь.
Да можно ль жить спокойною судьбою,
Коль часто в мире возле правды – грязь
И где-то подлость рядом с добротою?!
(Э.Асадов. Всегда в бою)
2-й ведущий: Как современно звучит вопрос, поставленный в стихотворении “Нужные люди”.
Чтец(2):
С грохотом мчится вперед эпоха,
Жаркое время – а ну держись!
Что хорошо в ней, а что в ней плохо?
Попробуй-ка вникни и разберись!
(…)Теперь же все чаще в наш четкий век
Является термин практично-модный.
И слышишь: не “добрый” иль, скажем, “подлый”,
А просто: “нужный вам человек”.
И в гости, как правило, приглашаются
Не те, с кем близки вы и с кем дружны,
Не люди, что к вам бескорыстно тянутся,
А люди, которые вам “нужны”.
Когда же в дом они не приходят
(начальство, случается, любит шик),
Тогда их уже в рестораны водят
На рюмку, на музыку и на шашлык.
Но этак же может и впрямь пригреться
Манера все чаще менять друзей
На “нужных”, на “выгодных” нам людей,
Чужих абсолютно уму и сердцу!
Да разве стоит любая туша,
Чтоб совесть пред нею валять в пыли?!
Нельзя, чтобы люди меняли душу
На всякие бизнесы и рубли!
И если самим не забить тревогу,
Идя вот таким “деловым” путем,
То мы ж оскотинимся, ей же богу!
Иль просто в двуличии пропадем!
И, может быть, стоит себе сейчас
Сказать прямодушнее строгих судей,
Что самые НУЖНЫЕ в мире люди
Лишь те, кто действительно любит нас!
1-й ведущий: Цинизм и бездушный расчет в мире не новы. Они были вчера, есть сегодня, но их не должно быть завтра.
2-й ведущий: В другом стихотворении, “Разрыв”, автор резко выступает против черствости и эгоизма взрослых людей, которые порой жестоко ранят душу ребенка. Герои стихотворение – муж и жена, распаленные взаимными обидами, решили расстаться навсегда. Разделив имущество, они не решили одного вопроса…
(Выходят 4 чтеца для инсценировки стихотворения Асадова “Разрыв”.)
2-й ведущий: “Сражаюсь…” Трудно представить себе такую проблему, такую сторону общественной или духовной жизни, где бы страстная поэзия Асадова не вела бы бескомпромиссных и упорных боев со всякой несправедливостью и жестокостью. Сражаться для того, чтобы побеждать! – вот главный пафос гражданской поэзии Эдуарда Асадова.
1-й ведущий: “Сражаюсь, верю, люблю” – эти слова стали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Ради этого-то самого прекрасного чувства в мире живет, мечтает и сражается Асадов. А начинается эта любовь с высоких и светлых чувств к народу, к Родине.
Чтец (3):
Как жаль мне, что гордые наши слова
“Держава”, “Родина” и “Отчизна”
Порою затерты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.
Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путем солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.
1-й ведущий: Обращениями к Отечеству и народу поэт пользуется крайне скупо, но образ России, Родины присутствует во многих стихах и поэмах: “Всегда в бою”, “Россия начиналась не с меча”, “Лесная река”, “О том, что терять нельзя”, “Судьба страны”.
2-й ведущий:
Березка, река, под окном смородина,
Друзей – будто звезд бесконечный свет…
Когда тебя знает и помнит Родина,
То большего счастья на свете нет!
(Асадов)
2-й ведущий: У поэта есть цикл стихов о наших четвероногих и крылатых друзьях. Такие стихотворения, как “Дикие гуси”, “Стихи о рыжей дворняге”, “Пеликан”, “Медвежонок”, “Бенгальский тигр” и другие, – это страстный призыв беречь все живущее на земле
Чтец(4): Читает стихотворение “Стихи о рыжей дворняге”.
1-й ведущий: “Сражаюсь…люблю” – это любовь к человеку – одна из главных тем поэзии.
2-й ведущий: Вспомним ставшее знаменитым стихотворение “Трусиха”, которое ярко запечатлело в нашем воображении хрупкую фигуру девушки, бесстрашно шагнувшую навстречу серьезной опасности. Список этот можно было продолжить стихами – “Подруги”, “Неприметные герои”, “Чудачка”, “Золотая кровь”, “Вечер в Ереване”, “Петровна”, “Песня о мужестве” и другие.
1-й ведущий: Сам автор, Эдуард Асадов, пронес настоящее чувство дружбы через всю жизнь. Он познал цену дружбе еще в суровых тяготах войны.
2-й ведущий:
Нет, друзья не там, где за столом
Друг за друга тосты возглашают.
Дружба там, где заслонят плечом,
Где последним делятся рублем
И в любых невзгодах выручают.
(Э.Асадов)
1-й ведущий: Говоря о любви, Эдуард Асадов раскрывает в человеке самые сильные чувства и переживания, глубоко убежденный в том, что любовь высвечивает самое лучшее в человеке и ратует за эту большую и настоящую любовь.
Чтец (А):
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря,
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
2-й ведущий: Одна из замечательных черт его лирики – это правдивость, достоверность. Поэт не рассуждает о любви, о страданиях или счастье. Нет, он сам горячо любит, радуется и страдает. Эту искренность великолепно чувствует читатель.
И когда в стихотворении поэт произносит “Люблю!” – ему можно верить. Надо сказать, что личная жизнь Эдуарда Асадова сложилась далеко не безоблачно. Он столкнулся с подлостью, предательством, непониманием.
Чтец (А): Из интервью Эдуарда Асадова: “Когда приходит беда и разрушает дом, что происходит на месте развалин? Сначала… кажется, что никакая жизнь здесь уже не сможет родиться. И все-таки жизнь всегда сильнее беды! В этом я убежден твердо…
После личной драмы я был одинок, очень одинок, знакомые у меня были, приятели тоже, девушки, которым я приятен, тоже встречались не раз и не два. Но вот надежной руки, честного сердца, плеча, на которое можно опереться в любую минуту и знать, что не предаст и не подведет, никогда – такого плеча долгое время не было”.
1-й ведущий: Но вот после горьких разочарований произошла встреча 29 августа 1961 года с артисткой Москонцерта Галиной Валентиновной Разумовской на выступлении во дворце культуры МГУ.
2-й ведущий: Пришла настоящая большая любовь.
Чтец(5):
Я тебе посвящаю столько стихов,
Что вокруг тебя вечно смеется лето.
Я тебя вынимаю из всех грехов
И сажаю на трон доброты и света.
Ну так что ж, это я превосходно знаю!
Недостатки я мысленно отсекаю,
Оставляя лишь плюсы души твоей.
Впрочем, только лишь плюсы души одной?
А весь образ, таящий одни блаженства?!
Коль творить тебя с радостью и душой –
То выходит действительно совершенство.
Я, как скульптор, из песен тебя леплю –
И чем дольше, тем больше тебя люблю!
1-й ведущий: В книгах Асадова есть все – от сурового драматизма до искрометного смеха. Читая его стихи “Я мелкой злости в жизни не испытывал”, “Ночная песня”, “Как мне тебе понравиться?”, “На рассвете”, “Лесная сказка”, приходишь к выводу, что именно лирика и есть самое главное в его творчестве.
2-й ведущий: Да, с улыбкой поэт дружил всегда – и в трудные, и в радостные минуты.
(Входят Аптекарь и один за другим Покупатели (1-6) для инсценировки стихотворения Асадова “Аптека счастья”.)
1-й ведущий: Разной бывает улыбка в стихах Асадова – доброй, задумчивой, грустной и нежной, лукавой, когда речь заходит о творчестве собратьев по перу. Улыбка лирика делается язвительной и едкой, когда речь заходит о человеческих пороках.
2-й ведущий: Книги Асадова прошли самое главное и самое трудное испытание – испытание временем. Вот уже более пятидесятилетий книги Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Каких бы тем ни касался поэт, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует.
1-й ведущий: Эдуард Аркадьевич Асадов похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Согласно его последней воле, сердце поэта успокоилось в Севастополе (на Сапун-горе), ведь еще при жизни Асадов был удостоен звания почетного гражданина Севастополя.
2-й ведущий: Вот и подошел тот момент, когда мы с вами должны проститься с поэзией Эдуарда Асадова. И закончить нашу встречу мы бы хотели словами человека, который незримо присутствовал здесь, среди нас в течение этого часа
Чтец (6):
Ах, как относительно в мире этом!
Вот студент огорченно глядит в окно,
На душе студента темным-темно:
“Запорол” на экзаменах два предмета.
Ну, а кто-то сказал бы ему сейчас:
– Эх, чудила, вот мне бы твои печали!
Я хвосты ликвидировал много раз.
Вот столкнись ты с предательством милых глаз
Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли!
(…)
Чтец (7):
Вы ж привыкли и попросту позабыли,
Что, какой ни достался бы вам удел,
Если каждый ценил бы все то, что имел,
Как бы вы превосходно на свете жили!