Урок литературы в 10-м классе на тему "…здесь духа мощного господства, Здесь утонченной жизни цвет…" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями творчества поэтов «чистого искусства» – Ф.И. Тютчева, А.А. Фета;
  2. развивать навык сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений;
  3. развивать логическое и образное мышление учащихся;
  4. воспитывать интерес к поэзии, трепетное отношение к красоте природы и чувству любви.

Оборудование: портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, фотоколлаж «Как прекрасен этот мир» (фотографии, иллюстрации с видами природы) Приложение 1, фотоколлаж «Друзья, прекрасен наш союз…» (фотографии друзей, членов семьи, поэтов-современников…) Приложение 2, записи романсов на стихи А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

Ход урока

Эпиграфы:

Милый, умный, как день,
Его ум постоянно мыслил…
И.С. Тургенев

И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.
К. Фофанов

…для Тютчева жить –
значит мыслить.
И.С. Аксаков

Но в стихе умилённом найдёшь
Эту вечно душистую розу

Слово учителя: (звучит музыка)

Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы… Два поэта, творившие в середине 19 века, испытавшие мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с тютчевской:

широкой известностью он тоже не пользовался. Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. Гениальные художники, глубокие мыслители, тонкие психологи – такими предстают они в своих стихах, многие из которых поистине являются шедеврами.

Беседа:

  1. На уроках литературы Вы познакомились с творчеством многих великих поэтов, и я надеюсь, что без труда назовёте основные темы, которые раскрывает в своём творчестве каждый поэт?
  2. В чём, на ваш взгляд, особенность раскрытия темы природы и темы любви в творчестве А.А. Фета и Ф.И. Тютчева?

Сегодня на уроке мы не только попытаемся обобщить наши знания, полученные на уроках, посвящённых творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, но и провести исследование, которое поможет нам увидеть своеобразие поэтических миров величайших поэтов 19 века.

Давайте обратимся к теме урока и эпиграфам (обсуждение; выделение ключевых слов в высказываниях, данных в качестве эпиграфов; определение авторов слов, взятых в качестве темы и последнего эпиграфа).

Далее предлагается работа в группах (или индивидуальная) – составление и заполнение таблицы (ребята выписывают ключевые слова, делают выводы). Учащиеся должны ответить на вопросы:

  1. Каково понимание природы у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?
  2. В каких взаимоотношениях находятся человек и природа по мнению поэтов?
  3. Что значит любовь для каждого из них?
  4. Почему, анализируя стихотворения поэтов о природе, невозможно не коснуться темы любви?
Ф.И. Тютчев А.А. Фет
1. «От жизни той, что бушевала здесь», 1871 1. «Учись у них – у дуба, у берёзы», 1883
2. «Фонтан», 1931-1836 2. «Заря прощается с землёю», 1858
3. «О, как убийственно мы любим», 1850-1851 3. «Alter ego», 1878
Выводы: Выводы:

Таблица является одним из критериев оценки работы учащихся на уроке.

Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. (по данному изданию далее цитируются лирические тексты Тютчева и Фета).

Ф.И. Тютчев От жизни той, что бушевала здесь…
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.


Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Самих себя – лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной
.
17 августа 1871

А.А. Фет Учись у них – у дуба, у березы…
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883

Ф.И. Тютчев Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань, незримо-роковая,
Твой луч упорно преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
1836

А.А. Фет Заря прощается с землею
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой конец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

1858

Следующий этап – выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, выступления представителей групп (или учащихся). Дополнительно ребята подбирают фотографии, иллюстрации к стихотворениям. Приложение 1.

Возможно дополнительное задание – определить, каким образом связаны пейзажи (на фото) с литературой: Пушкинские Горы, Ясная Поляна, имение семьи М.И. Цветаевой в Ново-Талицах Ивановской области, Санкт-Петербург, Москва.

Выводы: Природа, с точки зрения Тютчева, - универсальная сфера познания жизни и своей собственной личности. Ценность и цельность человека проверяется близостью, созвучностью природе. Для Тютчева в ряду явлений природы человек занимает непонятное, двусмысленное положение. Природа вечна, она способна покорить человека. Гармонии между Человеком и Природой нет. Поэта угнетает сознание бессилия мысли, которая упорно стремится вечную загадку Природы.

Если у Тютчева, по словам Фета, образ – это «один предлог высказать задушевную мысль», то у самого Фета доминируют звуки и чувства, а мысли уходят в глубь поэтического произведения. У Фета главное – чувство восхищения красотой Природы. Он открывает и выявляет богатство человеческой чувственности, того, что существует помимо ума и умом не контролируется. Природа – прекрасный мир, живой и неповторимый, который дарует человеку счастье, ощущение гармонии между Человеком и Природой (возвращаемся к эпиграфам). Записи в тетради.

После выступления учащихся (по пункту № 3) можно предложить прослушать романсы на слова Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и дать им самостоятельно определить, кому принадлежат стихи (например, «Последняя любовь», «О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной…» и др.). Они должны обосновать свой выбор.

Выводы: Смысл человеческого бытия, жизнь природы и любовь – основные темы лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Тютчев считает любовь изначально губительным чувством, лишённым гармонии. Это разрушающая стихия, которой не в силах управлять человек (как и Природой). Любовь – это «роковая страсть», приносящая страдания. Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Фет, по-юношески восхищаясь красотой, находя яркие краски для описания мира, не отворачивается от трагизма бытия, говорит о нём, сохраняя суровое спокойствие, выказывая гордое презрение к самой смерти. Поэт верит, что любящие сердца будут вместе, никто и ничто не властны над ними. Записи в тетради.

Далее следует словарная работа. Учащиеся должны обратить внимание на образование и происхождение слов, выяснить их значение:

мгновение, трагизм, интуиция, хаос, импрессионизм, космогония, пантеизм.

Определить, творчество какого поэта характеризует то или иное понятие. Здесь возможна работа с различными словарями, можно использовать материал, который даётся в интернете (приём использования ИКТ на уроке литературы).

Мгновение (Фет), трагизм (Тютчев), интуиция (Фет), хаос (Тютчев), импрессионизм (Фет), космогония (Тютчев), пантеизм (Тютчев и Фет).

Ключевым является понятие – пантеизм (дать подробное определение, поразмышлять над формулой: «Всё во мне, и я во всём»).

Душа и мир – основные проблемы русской философской мысли. Мир – дар Бога человеку. Путь познания Бога лежит через его творение – Природу. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет – великие поэты-философы 19 века, не случайно их называют самыми «природными» из всех русских поэтов. Если Ф.И. Тютчева считают поэтом философского и трагического склада, то А.А. Фета – интуитивно-импрессионистического и гармонического склада.

Последнее задание: Обратимся к коллажу «Друзья, прекрасен наш союз…». Чьи портреты, фотографии вы видите? Объясните, как связаны эти люди с Ф.И. Тютчевым и А.А. Фетом? Приложение 2.

Можно просмотреть взятые из интернета презентации, отражающие основные этапы жизни и особенности творчества Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Домашнее задание:

  1. Сочинение-рассуждение на тему: «Вся жизнь – рифма к природе» (Ю. Айхенвальд).
  2. Выполнить презентацию на тему: «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
  3. Выполнить рисунки к произведениям Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задания на выбор.