Цели:
Оборудование урока:
для учителя:
- презентация;
- слайд-шоу видов кавказской природы;
- танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки;
для учащихся:
- фольга;
Ход урока
I. Организационный момент. (Приложение №1)
1 слайд. Создание атмосферы праздника. (Звучит танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки, учащиеся старших классов исполняют танец 2 мин. на экране тема урока)
II. Чтение стихотворения.
О, мой Кавказ! Творение природы.
Люблю твои я горы и леса,
Очарование шальной погоды,
И голубые далей небеса.Моя Чечня, простор степей Кубани,
Орлиный Дагестан, озера Кабарды,
Сады Алании и Ставрополья дали,
Черкессии звенящие ручьи.
Я знаю, все
республики Кавказа
Неповторимы, словно
радуги цвета.
Из вас семи, скажу я это
сразу,
Достойна каждая
похвального стиха.
С младенчества меня взрастили горы,
Купало солнышко в своих лучах меня.
И как бы ни были заманчивы просторы.
Мне не прожить, Кавказ, на свете без тебя.Мне часто снятся гордые вершины.
Горжусь, когда горянкою зовут.
И не найдется, видимо, той силы
Переманить меня куда-нибудь.Тебе, Кавказ, останусь верной навсегда я,
Храня воспоминанья лучших лет.
Здесь Родина моя! Я это твердо знаю.
Земли для нас дороже в мире нет!
III. Объявление темы урока.
Слово учителя:
2 слайд. Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок. Мы с вами вспомним легенды, которые читали раньше; вновь обратим внимание на нравственные качества человека, которые воспеваются в эпосе, а также постараемся свои зрительные образы передать в искусстве. И тема у нас с вами тоже необычная. Темой нашего урока, ребята, стал девиз древних Нартов “Только тот достоин счастья, Кто добудет счастья людям”.
Кто же такие нарты?
3 cлайд. Историческая справка (слово ученику):
Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Нарты – это сказочные герои очень давних времен.
4 слайд. Само слово “нарт” означает – “глаз дарящий” т.е. готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое – свою жизнь.
Они разделены на три основных рода. В них рождаются, живут и умирают герои колоссального роста, наделенные сверхчеловеческими способностями: они понимают язык птиц, обладают волшебным оружием, чашами, едой ...
Слово учителя:
5 слайд. Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа. Исследователи полагают, что эпос стал создаваться в 8-7 вв. до н.э., а в 13-14 в. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события. Так возникли циклы УрызмАга, Сосруко, Батрадза.
IV. Работа с текстом.
Слово учителя:
6 слайд. Мы с вами уже читали легенды о богатыре Сосруко.
Вспомним, что мы уже знаем о богатыре нартского эпоса?
Что означает имя Сосруко?
Как он родился?
7 слайд.
Почему Сосруко называют ещё булатным мальчиком?
8 слайд.
Очень силен Сосруко, не страшны ему ни стрелы, ни мечи врага. Но и у него есть слабое место. Какая часть тела Сосруко уязвима?
9 слайд.
Какую легенду иллюстрирует данный слайд?
V. Слово учителя:
10 слайд. Мы вновь встречаемся с богатырём Сосруко. Много славных подвигов совершил он ради счастья и благополучия своего народа. Добыл Сосруко нартам огонь, хитростью и смелостью победив одноглазого великана Иныжа. Вернул просо, похищенное Емынежем, чудовищем с телом дракона и лицом великана. Научил нартов готовить сано, напиток богов. Верными друзьями Сосруко били его мать Сатаней, самая красивая и мудрая женщина из рода нартов, и конь Тхожей, рожденный в морской пучине кобылицей Тхож. Но были у сына пастуха Сосруко и заклятые враги, которые решили погубить лучшего из лучших.
Послушайте легенду о том, как погиб отважный Сосруко.
Пересказ легенды “Смерть Сосруко” учителем.
- Напомню, тема нашего урока “Только тот достоин счастья, кто добудет счастья людям!” Как вы понимаете этот девиз?
- Можно ли назвать Сосруко человеком, который жил ради других.
Вывод.
Итак, мы с вами познакомились только с одним героем нартского эпоса. Но богатырей, подобных Сосруко, было много. В них отражены идеалы народов Кавказа, их свободолюбие.
Вторая часть
11 слайд. Слово учителя:
О, народы Кавказа, вы свободны, горды.
Как звучат ваши песни, как танцуете вы.
И народов свободней нигде не сыскать.
В ваше творчестве можем и себя мы узнать.
12 слайд. (Звучит танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки, учащиеся старших классов исполняют танец 2 мин.
Слово учителя:
Как в литературе, так и в искусстве создавались образы положительного и отрицательного героя. Где мы можем увидеть изображения героев древнего эпоса?
13 слайд.
На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.
И нам сегодня предстоит сделать эскиз будущей чеканки.
14 слайд. Историческая справка. Слово ученика:
Чеканка - получение рельефных изображений на листовом металле.
Чеканка является одним из древнейших видов художественной обработки металла.
Выполняется ударами особым молотком по чеканам, положенным на эластичную подложку из особой смолы.
Различают механизированную и ручную чеканку.
15 слайд. Слово ученика:
Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе. При работе чекан держат в левой руке, тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки.
VI. Творческая работа детей над эскизом чеканки
Эпос нартов вдохновлял мастеров чеканки на создание удивительных работ. Сегодня вы познакомились с техникой работы над чеканкой. Но прежде, чем создать ее, нужен эскиз. Я предлагаю вам создать эскиз будущей чеканки, основанный на ваших впечатлениях.
(Работа сопровождается звучанием красивых адыгских танцевальных мелодий. На экране проекция кавказских гор. Способствуя созданию творческой атмосферы на уроке).
В течении урока учитель оказывает индивидуальную помощь.
VII. Практическая самостоятельная работа учащихся. (Приложение №2)
VIII. Подведение итогов организация выставки работ учащихся.
Мы говорим: “Спасибо вам,
Ученикам, учителям
И всем сегодняшним гостям.
Наш долг - традиции хранить,
Культуру предков возродить,
Достойным гражданином быть”.