"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (53 МБ)

Загрузить презентацию (78 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  1. Продолжить знакомство с героическим нартским эпосом.
  2. Активизировать творческое воображение учащихся в создании образа нартских богатырей.
  3. Развивать умение анализировать произведение, давать характеристику героям и их поступкам.
  4. Учить умению использовать выразительные средства чеканки для передачи зрительного образа.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к красоте подвигов нартских богатырей.

Оборудование урока:

для учителя:

- презентация;

- слайд-шоу видов кавказской природы;

- танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки;

для учащихся:

- фольга;

Ход урока

I. Организационный момент. (Приложение №1)

1 слайд. Создание атмосферы праздника. (Звучит танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки, учащиеся старших классов исполняют танец 2 мин. на экране тема урока)

II. Чтение стихотворения.

О, мой Кавказ! Творение природы.
Люблю твои я горы и леса,
Очарование шальной погоды,
И голубые далей небеса.

Моя Чечня, простор степей Кубани,
Орлиный Дагестан, озера Кабарды,
Сады Алании и Ставрополья дали,
Черкессии звенящие ручьи.

        Я знаю, все республики Кавказа
        Неповторимы, словно радуги цвета.
        Из вас семи, скажу я это сразу,
        Достойна каждая похвального стиха.

С младенчества меня взрастили горы,
Купало солнышко в своих лучах меня.
И как бы ни были заманчивы просторы.
Мне не прожить, Кавказ, на свете без тебя.

Мне часто снятся гордые вершины.
Горжусь, когда горянкою зовут.
И не найдется, видимо, той силы
Переманить меня куда-нибудь.

Тебе, Кавказ, останусь верной навсегда я,
Храня воспоминанья лучших лет.
Здесь Родина моя! Я это твердо знаю.
Земли для нас дороже в мире нет!

III. Объявление темы урока.

Слово учителя:

2 слайд. Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок. Мы с вами вспомним легенды, которые читали раньше; вновь обратим внимание на нравственные качества человека, которые воспеваются в эпосе, а также постараемся свои зрительные образы передать в искусстве. И тема у нас с вами тоже необычная. Темой нашего урока, ребята, стал девиз древних Нартов “Только тот достоин счастья, Кто добудет счастья людям”.

Кто же такие нарты?

3 cлайд. Историческая справка (слово ученику):

Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Нарты – это сказочные герои очень давних времен.

4 слайд. Само слово “нарт” означает – “глаз дарящий” т.е. готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое – свою жизнь.

Они разделены на три основных рода. В них рождаются, живут и умирают герои колоссального роста, наделенные сверхчеловеческими способностями: они понимают язык птиц, обладают волшебным оружием, чашами, едой ...

Слово учителя:

5 слайд. Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа. Исследователи полагают, что эпос стал создаваться в 8-7 вв. до н.э., а в 13-14 в. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события. Так возникли циклы УрызмАга, Сосруко, Батрадза.

IV. Работа с текстом.

Слово учителя:

6 слайд. Мы с вами уже читали легенды о богатыре Сосруко.

Вспомним, что мы уже знаем о богатыре нартского эпоса?

Что означает имя Сосруко?

Как он родился?

7 слайд.

Почему Сосруко называют ещё булатным мальчиком?

8 слайд.

Очень силен Сосруко, не страшны ему ни стрелы, ни мечи врага. Но и у него есть слабое место. Какая часть тела Сосруко уязвима?

9 слайд.

Какую легенду иллюстрирует данный слайд?

V. Слово учителя:

10 слайд. Мы вновь встречаемся с богатырём Сосруко. Много славных подвигов совершил он ради счастья и благополучия своего народа. Добыл Сосруко нартам огонь, хитростью и смелостью победив одноглазого великана Иныжа. Вернул просо, похищенное Емынежем, чудовищем с телом дракона и лицом великана. Научил нартов готовить сано, напиток богов. Верными друзьями Сосруко били его мать Сатаней, самая красивая и мудрая женщина из рода нартов, и конь Тхожей, рожденный в морской пучине кобылицей Тхож. Но были у сына пастуха Сосруко и заклятые враги, которые решили погубить лучшего из лучших.

Послушайте легенду о том, как погиб отважный Сосруко.

Пересказ легенды “Смерть Сосруко” учителем.

  • Напомню, тема нашего урока “Только тот достоин счастья, кто добудет счастья людям!” Как вы понимаете этот девиз?
  • Можно ли назвать Сосруко человеком, который жил ради других.

Вывод.

Итак, мы с вами познакомились только с одним героем нартского эпоса. Но богатырей, подобных Сосруко, было много. В них отражены идеалы народов Кавказа, их свободолюбие.

Вторая часть

11 слайд. Слово учителя:

О, народы Кавказа, вы свободны, горды.
Как звучат ваши песни, как танцуете вы.
И народов свободней нигде не сыскать.
В ваше творчестве можем и себя мы узнать.

12 слайд. (Звучит танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки, учащиеся старших классов исполняют танец 2 мин.

Слово учителя:

Как в литературе, так и в искусстве создавались образы положительного и отрицательного героя. Где мы можем увидеть изображения героев древнего эпоса?

13 слайд.

На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.

На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.

И нам сегодня предстоит сделать эскиз будущей чеканки.

14 слайд. Историческая справка. Слово ученика:

Чеканка - получение рельефных изображений на листовом металле.

Чеканка является одним из древнейших видов художественной обработки металла.

Выполняется ударами особым молотком по чеканам, положенным на эластичную подложку из особой смолы.

Различают механизированную и ручную чеканку.

15 слайд. Слово ученика:

Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе. При работе чекан держат в левой руке, тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки.

VI. Творческая работа детей над эскизом чеканки

Эпос нартов вдохновлял мастеров чеканки на создание удивительных работ. Сегодня вы познакомились с техникой работы над чеканкой. Но прежде, чем создать ее, нужен эскиз. Я предлагаю вам создать эскиз будущей чеканки, основанный на ваших впечатлениях.

(Работа сопровождается звучанием красивых адыгских танцевальных мелодий. На экране проекция кавказских гор. Способствуя созданию творческой атмосферы на уроке).

В течении урока учитель оказывает индивидуальную помощь.

VII. Практическая самостоятельная работа учащихся. (Приложение №2)

VIII. Подведение итогов организация выставки работ учащихся.

Мы говорим: “Спасибо вам,
Ученикам, учителям
И всем сегодняшним гостям.
Наш долг - традиции хранить,
Культуру предков возродить,
Достойным гражданином быть”.