1 слайд
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”.
- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”.
- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
2 слайд
Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.
3 слайд
Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
4 слайд
- Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала.
- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).
- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”.
- Вспомните, пожалуйста, что такое сказка. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях).
5 слайд
- Вы уже прочитали эту сказку дома.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
- Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
6 слайд (Задание для 1 группы)
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя).
7 слайд (Задание для 2 группы)
- Как вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной.
8 слайд (Задание для 3 группы)
- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
9 слайд (Задание для 4 группы)
- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?
- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…
“…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец”.
(Королевич Елисей)
10 слайд
- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
11, 12, 13 слайды
- Обратимся к выставке рисунков. (Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают каждый о своем рисунке).
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число “три”: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: “Аль откажешь мне в ответе?”, в настойчивом повторении вопроса:
“Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?”
14 слайд
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна)
15 слайд
- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу “Положительные и отрицательные герои сказки”. (Работа в тетрадях)
Отрицательные герои |
Положительные герои |
Царица-мачеха (зло в мире) |
Семь богатырей |
Чернавка |
Молодая царевна |
Силы природы: солнце, месяц, ветер |
|
Собака Соколко |
|
Зеркальце (всегда говорит правду) |
- Ребята, дома вы готовили синквейны о героях сказки. Давайте послушаем их.
- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).
- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и постараемся разгадать кроссворд “Назовите героя сказки”.
Кроссворд “Назовите героя сказки”. (Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным или отрицательным героем он является)
16 слайд
1. Кому принадлежат эти слова:
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
(Балда)
17 слайд
2. Кто “…печально отвечает:
“Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть б я хотел отца”.
(Князь Гвидон)
18 слайд
3. Кто молвил голосом человечьим:
“Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь”.
(Рыбка)
19 слайд
4. Кому принадлежат эти слова:
“Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!”
(Старуха)
20 слайд
5. Кому “…нужен был работник:
Повар, конюх и плотник.
И где найти ему такого
Служителя не слишком дорогого?”
(Поп)
21 слайд
- Ключевое слово нашего кроссворда – добро. В сказках добро всегда побеждает зло.
- Есть замечательная пословица: “От доброго слова и лед тает”, а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества)
Домашнее задание.
- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос “Что значит быть хорошим человеком?”, а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок.
- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
22 слайд
- В завершение нашего урока хочется сказать:
Хоть зло сильно – всему вредит,
Добро на свете победит!