"Моя лирика жива одной большой любовью к Родине". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


“А в сердце светит Русь…”
С. А. Есенин.

“Чувство Родины – основное в моем творчестве”.
С. А. Есенин.

Цели: познакомить с творчеством поэта, дать представление об особенностях его лирики; развивать умение анализа поэтического текста, воспитывать любовь к Родине, любовь к природе, эстетический вкус, бережное отношение ко всему живому.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений (выбор стихотворений, анализируемых на уроке, по усмотрению учителя), подготовить чтение наизусть стихотворений “Клен ты мой опавший”, “О красном вечере задумалась дорога”.

Оборудование урока: портрет С. А. Есенина, магнитофон, компьютер, видеопроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве С. А. Есенина, и тема нашего урока звучит так: “Моя лирика жива одной большой любовью к Родине”. Слово Родина многозначное. Это и тот город или село, в котором ты родился, и та страна, в которой ты живешь. Для Есенина эти понятия были неразделимы, в его сердце всегда светила Русь. И для того, чтобы лучше понять творчество поэта, мы отправляемся в путешествие на его малую Родину в небольшое село Константиново, которое находится в Рязанской области.

Экскурсия.

(Слайд с видом села Константиново).

Окруженная вековыми сосновыми лесами и прозрачными березовыми рощами, прошитая чистыми речками и хрустальными родниками, укрытая белоснежным покрывалом или изумрудом трав… Такова наша родная земля, наша Россия, давшая миру великого и звонкоголосого певца – С.А. Есенина.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в небольшое, утопающее в зелени село Константиново, в котором родился человек и поэт Сергей Есенин. Мы попытаемся понять, где и как он находил удивительные и неповторимые образы, что питало его лирику.

Вот и дорога…(слайд с фотографией дороги). Извилистая, размытая осенними дождями, выжженная немилосердным летним солнцем. Вглядитесь в эту дорогу, по ней когда-то ходил Есенин. А вот и ставший знаменитым дом, в котором он родился 3 октября 1895 года. (Слайд с фотографией дома Есенина..

Выразительное чтение стихотворения “Матушка в купальницу”.

Идем дальше. Подойдем поближе к дому. Здесь, у самой калитки, всякого, кто приходит в усадьбу Есенина, первым встречает тополь. Он как старый сторож верно несет свою службу.

Звучит песня “Над окошком месяц”.

Когда-то до пожара 1922 г. на этом месте рос клен. Сколько нежных, трепетных слов Есенин посвятил клену, своему зеленому другу детства. Клен для него был символом Родины.

Ученик выразительно читает наизусть стихотворение “Клен ты мой опавший”.

Поговорим о стихотворении.

Как относится Есенин к клену? Какое средство художественной выразительности использовал автор в этом стихотворении? (Олицетворение.) Олицетворение в творчестве Есенина играет особую роль.

(В ходе беседы учитель акцентирует внимание на том, что Есенин в своих стихах отождествляет мир природы с человеком. Клен ему друг, березка – невеста или чужая жена и т.д. Он не только очеловечивает природу, он отождествляет мир природы с человеческим миром.)

Экскурсия.

(Слайд “Горница в доме Есениных”.)

Давайте пройдем в дом. Все здесь сохранилось как при жизни поэта, хотя сам дом Есенина не помнит, он был построен на месте старого сгоревшего в 1922 г. Проходим в горницу, маленькие окошки, некрашеные стены, в углу божница, рядом столик, где работал поэт. Во всем чувствуются заботливые руки Татьяны Федоровны, матери Есенина.

Учитель читает стихотворение “В хате”.

Поговорим о стихотворении.

Какие незнакомые для вас слова встречаются в стихотворении? (Диалектные слова: печурка, паз, махотка и т. д.)

Зачем автор использует их в стихотворении? (Они помогают точнее передать атмосферу крестьянской избы.)

Экскурсия.

(Слайд с видом села Константиново).

Часто на заре, попив молока, Сережа убегал вместе со сверстниками в луга, сидел с пастухами в ночном у костра. Он вслушивался, всматривался, запоминал. А потом детские впечатления, образы, которые поселились в его душе, стали его стихами.

Давайте познакомимся с ранними стихами С. А. Есенина.

Учитель читает стихотворение “С добрым утром”.

Анализ средств художественной выразительности.

  1. Назовите эпитеты в этом стихотворении (стихотворение напечатано на листах, поэтому учащиеся подчеркивают средства художественной выразительности прямо в тексте). В чем особенность эпитетов? (Много эпитетов, обозначающих разные цвета).
  2. Действительно, в стихотворениях Есенина много цвета. Эта особенность его творчества так и называется цветопись.
  3. Внимательно прочитайте первую строчку. Какое еще средство художественной выразительности используется здесь? (Олицетворение.) Найдите другие олицетворения в тексте. Мы с вами сегодня говорили, что Есенин очеловечивает природу. В своем творчестве он использует не только олицетворения, но и отождествляет мир природы миру человека. Это еще одна особенность его творчества.
  4. Найдите метафоры в тексте. (“горят серебряные росы”, “зеркало затона”). Эпитеты, олицетворения, метафоры – все это тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении). Обилие тропов – это третья особенность лирики Есенина.
  5. Давайте попробуем “услышать стихотворение”. О каких звуках пишет автор в двух последних четверостишиях? (Сережки шелестят, крапива шепчет). Этот прием называется звукопись. Есенин очень часто использует его в своем творчестве.

Найдите примеры звукописи в стихотворении “Гой ты Русь моя родная”. (Учащиеся самостоятельно ищут примеры звукописи. Текст стихотворения распечатан на отдельных листах).

Давайте вспомним особенности творчества С. А. Есенина, с которыми мы сегодня познакомились.

(Слайд “Особенности творчества Есенина”.)

Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам познакомиться со стихотворением “О красном вечере задумалась дорога” и самостоятельно найти в нем следующие приемы:1-я группа – цветопись, 2-я группа – звукопись, 3-я группа – тропы.

Ученик выразительно читает стихотворение “О красном вечере задумалась дорога”, после чего учащиеся выполняют работу.

Каждый поэт – яркая индивидуальность, и его лирика имеет свои особенности. Сегодня мы говорили об особенностях творчества С. А. Есенина. И вот следующее задание: попробуйте отличить стихотворения Есенина от стихотворений других поэтов. (На листах для самостоятельной работы распечатаны по два стихотворения о природе. Одно принадлежит Есенину, другое Фету, Тютчеву или Пушкину. Задание выполняется по группам.)

Экскурсия.

Мы продолжаем экскурсию. Справа от горницы – комната матери. Здесь только кровать, стул и знаменитый старомодный ветхий шушун на стене, в котором она выходила на дорогу встречать своего сына. Когда Есенин не мог приехать в Константиново, он писал ей письма.

Звучит аудиозапись романса “Письмо к матери”.

Поговорим о стихотворении.

Как относился Сергей Александрович к матери? Докажите свой ответ примерами из текста.

Экскурсия.

А теперь я приглашаю вас пройти по саду к маленькому строению, которое помнит Есенина. (Слайд с видом амбара.) Это амбар, скорее амбарушко. В последний свой приезд домой в августе 1924 г. он не только спал в амбаре, но и любил там работать. Здесь среди лип и вишен в сумрачной прохладе дня родился лирический бриллиант – стихотворение “Отговорила роща золотая”. Об этом стихотворении мы будем подробно говорить на следующем уроке. А наша экскурсия подошла к концу.

В Константиново еще много интересных мест, которые можно посетить. Это и дом Кашиной, и школа, и музей С. А. Есенина. Приезжайте сюда и вы увидите все своими глазами.

На протяжении всей своей жизни Сергей Александрович писал о России, любил Россию, воспевал ее в своих стихотворениях. “Чувство Родины – основное в моем творчестве”, – писал поэт. Хочется, чтобы и мы с вами, ребята, никогда не уставали восхищаться необычайной красотой нашей родной земли.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения “Отговорила роща золотая”, найти в нем средства художественной выразительности.