Программа по литературе для 6-го класса. Литература Кемеровской области

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Все это заложено в государственной программе. В решение данных задач органически вписывается задача ознакомления учащихся с литературой родного края. Учитывая, что юг области Кузбасса находится на древней земле шорцев, обратилась к фольклору этого нарда, современной шорской литературе и современной литературе кузбасских авторов.

Значительную роль в программе по литературному краеведению играет принцип вариативности. Этот принцип предполагает право выбора автора, произведения и различных форм его изучения.

Всего на изучение литературы в 6 классе отводится 68 часов. Часы на ознакомление с литературой родного края не предусмотрены, Поэтому предлагаю, часть времени взять за счет уплотнения отдельных тем, нескольких уроков внеклассного чтения, а также использовать фрагмент урока. Из проекта программы для знакомства с литературой можно взять не все произведения, а по усмотрению учителя, остальные рекомендовать для самостоятельного прочтения, в зависимости от подготовленности класса.

При составлении программы учитывались возрастные особенности учащихся, уровень их психического и эмоционального развития, а также темы и проблемы, которые поднимаются в произведениях, предложенных авторами учебника для 6 класса В.П.Полухиной и др. Таким образом, предложенный проект программы не нарушает структуры литературного образования учащихся 6 класса.

При составлении данного проекта по региональному компоненту возникли следующие трудности:
– небольшое количество прозаических произведений ля детей среднего школьного возраста;
– отсутствие литературных текстов;
– отсутствие биографических данных писателей.

Планируется знакомство учащихся с шорским фольклором, прозой В.Измайлова, С.Томышева, Г.Естамонова, С Тотыша, Л.Никоновой, лирикой В.Иванова, В.Баянова М.Небогатова, обращение к публицистике.

При введении регионального компонента предполагаются межпредметные связи, например, при изучении темы “Лексические средства связи предложений в тексте”. Описательный оборот” можно обратиться к стихотворению М.Небогатова “Кукушонок”. При изучении тем “Описание природы”, “Что такое эпиграф?”, “Размеры стиха” использовать стихотворения о природе кузбасских авторов В.Махалова, В. Федорова и др.

Несомненно, обращение к литературе нашего края расширит кругозор учащихся. Получая знания об окружающем мире, обществе, человеке, воспитывается читатель, у которого формируется мировоззрение, духовный мир, интересы, вкусы, прививается любовь к природе, к родной земле, к Родине.

Программа рецензирована членом Союза писателей России Никоновой Л.А.

Программа по литературе. 6 класс.

(Литература Кемеровской области.)

№ п./п Название урока Примечания
1 Традиционные представления шорцев о вселенной, божествах, духах. Деятельность и мировоззрение народа как первоисточник произведений УНТ. Урок после изучения Мифов Древней Греции.
2 Шорское героическое сказание “Дева горных вершин”. Героический эпос как особая художественная совершенная форма УНТ. Бескорыстное служение народу и Родине. Кызыл-Тюльгу (Красная Лисица) – главная героиня сказания. Урок после изучения Древнерусской литературы “Повести временных лет”.
3 В. Иванов “Подобрал я её у болот”. Вольнолюбивые настроения поэта. Фрагмент урока при изучении стихотворения А.С.Пушкина “Узник”
4 “Моя Родина в стихотворениях кузбасских поэтов”. В.Баянов “Теперь не знаю – в шесть ли, в семь ли”. М.Небогатов “Всего дороже”, “Отчая земля” В.Иванов “Родина моя малая” и др. Урок после изучения лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
5 С.Г. Томышев “Водил меня ангел”. Роль картин природе в рассказе. Сочетание реального и фантастического. Урок после изучения рассказа И.С.Тургенева “Бежин луг”.
6 Талант, мастерство людей земли Кузнецкой (по материалам газет). Знакомство с публицистикой. Урок после изучения сказа Н.С.Лескова “Левша”.
7 Владимир Матвеев “Озорная перемена” (юморески, басни, пародии). Добродушный смех над леностью, равнодушием, неряшливостью, грубостью. Герой – современный школьник. Фрагмент урока при изучении рассказа А.П.Чехова
8 Можно предложить на выбор:
  1. Софрон Тотыш “Сын тайги” (рассказы по выбору учителя). Вера писателя в доброго мудрого хозяина тайги. Дед Постан – знаток сибирской тайги. Восторг автора перед величием природы, стремление её защитить.
  2. В.Измайлов “Малина рясная”. Богатство сибирской тайги. Встреча с медведем в лесу. Находчивость Герки, Володьши и бабки Голощечихи. Предприимчивость бабки. Добрый юмор рассказа.
Урок после изучения сказки-были “Кладовая солнца М.М.Пришвина”.
9 Геннадий Естамонов “Здесь я живу” (главы). Отражение в рассказе трудностей военного времени. Тема детства. Герой рассказа Леша. Характер мальчика, воспитание стойкости, душевная щедрость бабушки и чужих людей, окружавших мальчика Юмор в рассказе. Урок после изучения произведений В.П.Астафьева “Конь с розовой гривой” и В.Г.Распутина “Уроки французского”.
10 Любовь Никонова кн. “Перед чудом жизни”, тетрадь вторая “Летние картинки”. Любовь автора к уходящей от нас природе. Умение в самом обычном разглядеть прекрасное. Заключающий урок, на котором учащиеся получают задание: “В самом обычном найти прекрасное”, наблюдая за природой.