Цели:
- Отработать навык анализа произведения, работы в группе.
- Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка.
- Сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.
- Инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.
- Воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
А.С. Пушкин…
Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского писателя. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.
Рис. 1 – фото Пушкина.
Мы чтить тебя привыкли с детских лет.
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной.
Ты не умрёшь возлюбленный поэт!
3. Задания различного уровня сложности.
Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько понята “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. В качестве эпиграфа взяты слова из пушкинской сказки “О золотом петушке”:
Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
Урок наш необычный, т.к. мы будем работать в группах, использовать задания с различным уровнем сложности. Сначала выберем задания из I уровня, затем из II и т.д. Задания распределяются согласно жеребьевке, проведенной на перемене. В процессе работы используется презентация к уроку (см. Приложение).
I-й уровень сложности.
1. Чей это портрет?
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого. (Царевна.)
Рис. 2 – портрет царевны.
2. Чей это портрет?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)
Рис. 3 – портрет царицы.
3. Кто и к кому обращается со словами?
Жизнь моя! В чем, скажи, виновна?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке.)
4. Кто и к кому обращается со словами?
Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне.)
5. Кто и к кому обращается со словами?
Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою. (Месяц к Королевичу Елисею.)
II-й уровень сложности
1. Найдите в тексте сказки эпизоды, изображенные на рисунках (см. Приложение, Слайд 9–13)?
III-й уровень сложности.
1. Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?
- При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)
- Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)
- На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)
- Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)
- Белые руки чужие труды любят.
- Берут завидки на чужие пожитки.
- Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
- Не всё то золото, что блестит.
2. Какой персонаж видит такую картину?
Только видит: вьется вьюга.
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля. (1-ая Царица.)
3. Какому эпизоду соответствует данное описание природы:
Там речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…
4. Восстановите полный текст пушкинских строк:
Позвала к себе … (Чернавку)
И наказывает ей,
… девушке своей, (сенной)
Весть царевну … лесную (в глушь)
И, связав ее, живую
… оставить там (под сосной)
На съедение … (волкам).
IV-й уровень сложности.
1. Найдите эпитеты в отрывке:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
2. Найдите эпитеты в отрывке:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
3. Назовите встречающиеся в сказке повторы:
Путь – дорогу
Ждет – пождет
Царь – отец
Красавица – девица
Елисей обращался к силам природы – 3 раза
Царица обращается к зеркалу – 3 раза
4. Объясните значения слов:
“издалеча”
“приданое”
“клюка”
“кручиниться”
“светлица”
“мачеха”
5. Объясните значения выражений:
“Молва трезвонить стала”
“Аль товар не по купцам”
“Тихоструйная речка”
4. Инсценировки понравившихся отрывков из сказки.
5. Творческая работа (мини-сочинение “О чём заставила задуматься меня сказка?” или “Чем особенно изумила меня сказка “О мертвой царевне и семи богатырях?”).
Итог урока.
Заключительное слово учителя.
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась не спроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.
По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо аргументировать.)