Дом мечты

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  1. Провести урок-игру, посвященный семье, году Учителя.
  2. Показать родителям, как учитель учит проявлять на уроках творчество, личностную активность;
  • позволяет ребенку стать на голову выше себя, создавая зону “ближайшего развития”.
  1. Показать,
  • как в игре создаётся у учащихся мотивация к учению;
  • как формируется умение сотрудничать при решении общих задач;
  • как развивается умение творчески применять знания в новых нестандартных ситуациях.
  1. Воспитывать у родителей интерес к школьной жизни ребенка, развивать стремление к учению с увлечением.

Оборудование:

  • доска с текстами;
  • музыка DVD (Ю.Антонов “Под крышей дома твоего”);
  • репродукции пейзажей;
  • ромашка для игры;
  • тексты викторин;
  • “кирпичи”:

см. рисунок 1

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня у нас в школе праздник, День открытых дверей. И мы рады видеть вас у нас в гостях, таких красивых, молодых, здоровых. Встреча наша необычная, нам предстоит построить дом Мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии.

Сядьте прямо. Почему на уроке важно держать спину ровно, ноги ставить правильно (всей ступней на пол) и не наклоняться очень низко над партой?

Красивая осанка – хорошее зрение – легко дышать – кровь бежит легко, и от этого ваш мозг работает четко, быстро.

Итак, в ХV веке была написана книга под названием “ Домострой”. Вот цитата из нее: “ И о том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещён солнцем”.

Таким должен быть дом. А нам хотелось бы добавить, что в доме, который построим мы, будет счастье, если построить его из “ строительного материала” с особыми свойствами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора.

Сегодня в роли строителей дома Мечты выступят не ученики, как принято это в школе, а родители.

1 этап. “Где поставить дом?”

Перед вами несколько пейзажей. В каком месте, изображенном на представленных репродукциях, вы предпочли бы поставить дом Мечты? (Выбираем место.)

2 этап. Начинаем строительство

Фундаментом семьи являются дети и родительская любовь.

Любим тебя без особых причин
        За то, что ты внук,
        За то, что ты сын,
        За то, что малыш,
        За то, что растёшь,
        За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

(30 сек. на запоминание текста) – повторить текст по памяти.

3 этап

Теперь нам предстоит возвести стены нашего дома. И первыми в эту стену будут положены “кирпичи мудрости и знания”.

На доске:
“Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные, мы стараемся понять её ясно и просто... мы изучаем её в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять – таки думают иные” (И.С. Тургенев)

Сыновья и дочери земли Русской!
Вот собрались мы все вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю знанием устаревшей лексики.

“Устаревшая лексика’’

1. Агнец – это:

а) ангел;
б) ягнёнок;
в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки:

а) в лесу;
б) в книге;
в) на картине.

3. Покажите длань, выю, ланиты, чело, очи, уста.
4. Духовник:

а) играет на духовых инструментах;
б) создаёт духи;
в) совершает духовные обряды.

5. Басурман– это:

а) национальность;
б) воинское звание;
в) вероисповедание.

6. Пращур – это:

а) динозавр;
б) отец прапрадеда;
в) название болезни.

7. Лепота – это:

а) лепные узоры;
б) настой липы;
в) красота.

8. Покажите свою десницу, шуйцу
9. Что необходимо знать, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать;
б) быстро бегать;
в) знать языки.

Молодцы, русскую лексику, а значит, историю знаете хорошо. Еще великий Пушкин сказал, что “ любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам” есть основа нации, плюс родной язык.
А теперь обратимся к народной мудрости.

4 этап

Вековая мудрость, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешки, шутки – всё это отражается в короткой фразе. В пословице. Следующий “кирпич” в стену нашего дома называется “Закончите пословицу”

Такими “кирпичиками” (поскольку мы строим дом Мечты) пусть станут лепестки ромашки (написано начало, закончите пословицу). См. рисунок 2.

5 этап

А теперь нам предстоит положить “кирпич” взаимопомощи.
Девиз конкурса – “Сказки водят хоровод”

(отвечаем дружно, помогая друг другу).

Вопросы сказочной викторины (Сейчас узнаем, кто детям сказки читал).

  1. В сказке С.Михалкова поросята прогнали злого волка. Сколько было поросят? (3, 4, 5).
  2. Какие цветы собирала падчерица в сказке “12 месяцев”? (фиалки, ландыши, подснежники).
  3. Кто из героев сказки “Золотой ключик” кукла? (папа Карло, Мальвина, Тортила).
  4. Назовите любимого зверя фрекен Бок. (пёс Барбос, кошка Матильда, Чебурашка).
  5. Али-баба, герой сказки, перехитрил 36 или 38 разбойников? (40).
  6. Чего больше всего на свете хотел крокодил Гена? (найти друга).
  7. Назовите любимое выражение Карлсона. (Дело житейское).
  8. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простоквашино? (Эд.Успенский).
  9. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена “Дикие лебеди”? (11).
  10. Какое из произведений принадлежит перу Г.Х.Андерсена? (“Незнайка на Луне”, “Огниво”, “Маленький Мук”).

А сейчас рекламная пауза.

Как хорошо уметь читать:
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и почитать…
Книжку с “золотой полочки”

(Что можно почитать родителям, рекомендация книг для чтения, выставка.)

6 этап

Чтобы жить счастливо, все семейные отношения должны строиться на основе дружбы и любви и все дела должны делаться с любовью. “Кирпич любви и дружбы”– в стену нашего дома. Я пускаю листок, на котором написаны будут ваши мысли – пожелания, как сделать жизнь в нашем будущем доме счастливой.

(Я пишу своё послание и сворачиваю листок, следующий пишет-сворачивает, и т.д.)

Помните! Ваше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для ребёнка больше, чем самый дорогой подарок.

(Закрываю написанное и пускаю листок по рядам.) Пока все пишут, я включаю песню Ю. Антонова “Крыша дома твоего”
(из сказки “Приключения кузнечика Кузи”)

Друзья мои!
Мы возвели стены. Послушаем, что у нас получилось.(Читаю “гармошку”)
Это будет Кодекс чести нашего дома Мечты.

7 этап

Ну что ж, осталось возвести только крышу. Это будет “Крыша хорошего настроения, творчества и выдумки”, без которых жизнь скучна.

Сейчас каждый из нас получит роль, которую он должен будет сыграть в нашем небольшом спектакле.

Я буду читать текст, а вы внимательно слушайте. Как только речь пойдет о вашем персонаже, вы должны выйти и исполнить все то, о чем говорится в тексте. Итак, действующие лица:

1. Ветерок
2. Береза
3. Кошка Мурка
4. Синичка Чика
5. Лайка Найда
6. Капелька росы
7. Бабушка

Весна. Дует легкий ветерок. Береза у крылечка выпрямилась, расправила свои веточки, потянула их к солнышку. Под березкой прогуливается ленивая кошка Мурка. Она мягко ставит свои лапки, мурлычет и трется спинкой о Березу. На заборе сидит Синичка Чика, она дремлет на солнышке, вздрагивает во сне и открывает то один глаз, то другой. Под крыльцом спит Лайка Найда, ей что-то снится, она дергает лапками , поскуливает. Ветер дунул сильнее, засвистел, зашумел. Березка закачалась, заволновалась. На березе висела Капелька росы, она блестела на солнышке и любовалась собой. Береза закачалась. Капелька вздрогнула и упала на нос Кошке Мурке. Мурка поежилась, фыркнула, изогнула спинку и побежала к крыльцу. Вдруг она увидела синицу и громко мяукнула. Ветер зашумел громче. Березка заскрипела и закачалась. Синичка встрепенулась, захлопала крыльями и открыла оба глаза. Мурка нагнулась, прыгнула и схватила синицу за хвост. Синица громко закричала. Капелька росы покатилась по земле. Лайка проснулась, зарычала и залилась звонким лаем. Ветер разбушевался. Береза захлопала ветвями. Из дома выбежала бабушка. Она заохала, замахала руками на Лайку. Лайка завиляла хвостиком, Мурка выпустила синицу, она быстро взлетела на забор. Ветер подул тише. Береза плавно закачалась. Светит солнышко. Весна.

Вот мы и завершили строительство. У нас, как вы думаете, получился счастливый дом?

Домашнее задание: раздаю пакеты рекомендаций и советов для родителей “Лики любви”, чтобы ваши семьи стали ещё дружнее, умнее, сплочённее, счастливее.

Спасибо всем сегодняшним замечательным ученикам. И помните, пожалуйста, всегда:

Семья-это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!