Без творчества немыслимо
познание человеком своих сил, способностей,
наклонностей. |
Сверхзадача века – сохранение
не только природного в природе, но и
человеческого в человеке. |
Пояснительная записка
Элективный курс по литературе для 8 класса “Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека” носит интегративный характер: изучение русской и зарубежной литературы, современной публицистики с включением материалов по биологии и экологии. Изучение природы и человека через призму искусства обретает глубоко личностный, “осердеченный” характер. Вместе с писателем читатель- ученик осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, а это играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии.
Курс носит также развивающий характер; способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.
Цели:
- Подкрепление теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы, биологии, экологии посредством изучения и анализа литературных и публицистических произведений.
- Повышение интереса к окружающей нас природе и понимания ее значения для жизни человека; пробуждение внимательного отношения к своему организму, его возможностям, факторам, оказывающим влияние на здоровье человека.
- Пробуждение интереса к литературе, биологии, экологии, собственному творчеству.
- Для достижения целей ставятся следующие задачи:
- Обобщить и развить знания учащихся о взаимосвязи и единстве человека и природы, о влиянии естественной среды и губительных факторов(вредных привычек, к примеру) на здоровье человека.
- Сформировать представление о природе и здоровье человека как уникальных ценностях.
- Раскрыть связь биологии, экологии с литературой и научить воспринимать естественнонаучные понятия и природу поэтически, творчески, посредством художественных образов.
- Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
- Ориентирование учащихся на выбор профессии.
На занятиях курса используются различные формы и методы, такие как:
- теоретические занятия;
- беседы;
- анализ и обсуждение литературных произведений;
- дискуссии;
- видеоматериалы, произведения изобразительного искусства;
- написание собственных произведений различного жанра и объединение их в альманахи, журналы и т.д.;
- проведение конференций, литературных вечеров, представление презентаций, заседания “Школы самовоспитания”;
- создание и защита проектных работ и т.д.
Планируемые результаты (умения, формируемые у учащихся).
Важно, чтобы элективные курсы помогли учащимся:
- сформировать интерес, наблюдательность, любовь, бережное и правильное отношение к окружающему миру, своему здоровью и поведению; осознать свою индивидуальность и значимость;
- развить познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности;
- развить умения представлять работы в виде презентаций, собственных сочинений, в том числе нетрадиционных, проектов и др.;
- осознать свои возможности, интересы, предпочтения и сделать обоснованным выбор профессии в дальнейшем.
Материал курса разделен на две крупных темы:
- “Литература о месте и роли человека в природе” (имеет экологическую направленность).
- “Общество и человек в литературе и публицистике” (имеет здоровьесберегающую направленность).
Темы объединены общей идеей: правильное отношение к окружающей среде , своему здоровью и поведению.
Программа элективного курса рассчитана на год обучения, 34 часа (1 час в неделю). В ней предусмотрены часы на подготовку и выполнение творческих заданий, проектных работ и др.