Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей.
(В.А.Сухомлинский)

Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.
(академик В.А.Легасов, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС)

Пояснительная записка

Элективный курс по литературе для 8 класса “Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека” носит интегративный характер: изучение русской и зарубежной литературы, современной публицистики с включением материалов по биологии и экологии. Изучение природы и человека через призму искусства обретает глубоко личностный, “осердеченный” характер. Вместе с писателем читатель- ученик осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, а это играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии.

Курс носит также развивающий характер; способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.

Цели:

  • Подкрепление теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы, биологии, экологии посредством изучения и анализа литературных и публицистических произведений.
  • Повышение интереса к окружающей нас природе и понимания ее значения для жизни человека; пробуждение внимательного отношения к своему организму, его возможностям, факторам, оказывающим влияние на здоровье человека.
  • Пробуждение интереса к литературе, биологии, экологии, собственному творчеству.
  • Для достижения целей ставятся следующие задачи:
  • Обобщить и развить знания учащихся о взаимосвязи и единстве человека и природы, о влиянии естественной среды и губительных факторов(вредных привычек, к примеру) на здоровье человека.
  • Сформировать представление о природе и здоровье человека как уникальных ценностях.
  • Раскрыть связь биологии, экологии с литературой и научить воспринимать естественнонаучные понятия и природу поэтически, творчески, посредством художественных образов.
  • Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
  • Ориентирование учащихся на выбор профессии.

На занятиях курса используются различные формы и методы, такие как:

  • теоретические занятия;
  • беседы;
  • анализ и обсуждение литературных произведений;
  • дискуссии;
  • видеоматериалы, произведения изобразительного искусства;
  • написание собственных произведений различного жанра и объединение их в альманахи, журналы и т.д.;
  • проведение конференций, литературных вечеров, представление презентаций, заседания “Школы самовоспитания”;
  • создание и защита проектных работ и т.д.

Планируемые результаты (умения, формируемые у учащихся).

Важно, чтобы элективные курсы помогли учащимся:

  • сформировать интерес, наблюдательность, любовь, бережное и правильное отношение к окружающему миру, своему здоровью и поведению; осознать свою индивидуальность и значимость;
  • развить познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности;
  • развить умения представлять работы в виде презентаций, собственных сочинений, в том числе нетрадиционных, проектов и др.;
  • осознать свои возможности, интересы, предпочтения и сделать обоснованным выбор профессии в дальнейшем.

Материал курса разделен на две крупных темы:

  1. “Литература о месте и роли человека в природе” (имеет экологическую направленность).
  2. “Общество и человек в литературе и публицистике” (имеет здоровьесберегающую направленность).

Темы объединены общей идеей: правильное отношение к окружающей среде , своему здоровью и поведению.

Программа элективного курса рассчитана на год обучения, 34 часа (1 час в неделю). В ней предусмотрены часы на подготовку и выполнение творческих заданий, проектных работ и др.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3