Цель:
- Образовательная доказать взаимосвязь произведений русской литературы, преемственность в раскрытии тем, умение проводить параллели, сопоставлять произведения разных писателей;
- Воспитательная определить важность семейных уз, родственных отношений, понять роль семьи в развитии гармоничной личности.
- Развивающая развитие исследовательских навыков, умение работать самостоятельно и в группе.
Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, кластер, стикеры и маркеры, магниты.
Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, сочинение-рассуждение (подготовка к ЕГЭ), игра "Мои Ценности"
Ход урока
1. Вступление (учитель о семье)
Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Еще в 19 веке Федор Достоевский сказал: "Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи". Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, и, пытаясь понять его.
ЭПИГРАФ Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре - одна важней другой: В.Распутин
Это слова современника, писателя нашего времени, нашего земляка Валентина Григорьевича Распутина. А как освещалась тема дома, семьи в русской литературе? Вспомним пьесу Ф. И. Фонвизина "Недоросль", роман-эпопею Л. Н. Толстого "Война и мир", роман Шолохова "Тихий Дон" - это и будет целью нашего урока: проследить мысль семейную в русской литературе и сформулировать семейные ценности, прописанные русскими писателями.
2. Запись темы. Откройте тетради, запишите тему и цель урока. Предлагаю вам записать слово "семья". В течение урока рядом со словом должны появиться записи с семейными ценностями.
3. Проверка домашних заданий групп.
18 век Фонвизин комедия "Недоросль" (повесить на доску)
1 группа выступает представляет работу в виде иллюстраций комедии Фонвизина "Недоросль", опираясь на образы матери и сына.
ВЫВОД: сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
19 век Л.Н.Толстой роман "Война и мир" (повесить на доску)
2 группа представляет свою работу над проблемой: Что же такое семья в понимании Льва Николаевича Толстого в бессмертном романе "Война и мир"?
Презентация исследования в форме кластера на доске.
ВЫВОД: Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители, которых проходят каждый свой путь сближения с народом.
20 век М.Шолохов "Тихий Дон" (повесить на доску)
3 группа: исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев? (представление в форме презентации)
ВЫВОД: мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа - вот то, что нужно человеку для полного счастья.
4. Итог. Подводя итоги нашим небольшим исследованиям, предлагаю ответить на следующие вопросы:
А) прослеживается ли преемственность в раскрытии семейной темы в произведениях русских писателей?
Б) какую роль играет семья в раскрытии личности героев? в литературе?
Действительно русские писатели изображают своих героев сквозь призму семейных отношений. Многие герои проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок. Они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. И, безусловно, каждый художник слова в своем произведении уделяет достаточно много внимания "мысли семейной", так как считает, что прочная семья - основа государства, России.
5. Рефлексия.
На доске изображены 3 сундучка (большой, средний и маленький).
Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Но в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого.
Запишите на карточках по три семейные ценности, которые считаете должны быть в вашей будущей семье, и разложите их по сундучкам: от самого ценного, по вашему мнению, до вещей менее дорогих.
6. Домашнее задание. Раздать тексты. Написать сочинение-рассуждение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.
Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!
Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф.Искандеру)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы "очаровательной красоты" (так говорила о них Катерина Ивановна).
Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.
Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог! Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г. Паустовскому)