Цели урока:
– раскрытие нравственной позиции А.Платонова на основе анализа рассказа;
– утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему,
милосердие, чувство ответственности, жертвенность;
– формирование навыков работы с текстом, публичного выступления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
– компьютерный класс (компьютеры по возможности по числу учеников для проведения электронного теста, Приложение № 1).
– презентация Power Point (Приложение № 2).
Домашнее задание прошлого урока: по учебнику познакомиться с биографией писателя, внимательно прочитать рассказ “В прекрасном и яростном мире”, индивидуальные задания учащимся: подготовить развернутый ответ на один из вопросов “Что помогло А.Мальцеву восстановить зрение?”, “Как вы понимаете выражение А.Платонова: Надо относиться к людям по-отцовски?”
Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся (на столах учебники, тетради, дневники).
II. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению следующего раздела: произведения русских писателей XX века. И открывает его Андрей Платонович Платонов. Продолжаем изучать его творчество.
III. Проверка домашнего задания.
Посмотрим, насколько внимательны вы были при чтении произведения, как хорошо знаете содержание текста. Время -10 мин.(Приложение № 1) (Озвучить результаты тестирования)
IV. Постановка проблемного вопроса.
А.П.Платонов из тех писателей, о которых говорят: “Писатель будущего: не оцененный по достоинству в свое время, он идет к нам, а мы идем к нему.” (Приложение № 2. Презентация, слайд № 1).
Постигать произведения этого автора не просто, так как необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Попытаемся проникнуть в эти глубины. Сегодня на основе анализа рассказа “В прекрасном и яростном мир мы попробуем определить нравственную “Формулу жизни” А.Платонова: что является необходимейшим составляющим человеческой жизни, человеческого счастья по Платонову. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 2,3). Оформление тетрадей: запись темы, оформление таблицы.
V. Основная часть урока. Анализ рассказа.
В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 4).
– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.
– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?
– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?
– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем)
– Сделаем первый вывод: одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Оформим таблицу. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 5).
– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?
– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?
– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?
– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. В этом и проявляется ярость мира, как ее понимает Платонов.
– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?
– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву?(Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом).
– Сделаем второй вывод: следующее слагаемое “формулы жизни” по Платонову – чувство ответственности за других, за все в мире. Оформим таблицу. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 6).
– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).
– Дополним еще нашу таблицу: что еще является слагаемым “формулы жизни” по Платонову, что мы услышали в последних ответах одноклассников? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие). (Приложение № 2. Презентация, слайд № 7).
– Обратим внимание на эпиграф к произведению, посмотрим, как он связан с рассказом. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 8). “Надо относиться к людям по-отцовски”. Что означает это выражение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).
Прочитаем последний абзац рассказа. Как эпиграф связан с рассказом?
– Как называется рассказ?
– Обсудите вопросы с соседом по парте и сформулируйте единый ответ:
*В чем, по-мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?
*Чем же тогда прекрасен этот мир? (Приложение № 2. Презентация, слайд № 9).
– Да, человек должен быть готов к борьбе с жестоким, “яростным миром” за то, чтобы он стал прекрасным и добрым.
VI. Итог урока.
Сделаем вывод: что составляет нравственную “формулу жизни” Платонова по рассказу “”В прекрасном и яростном мире? По таблице. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 10)
VII. Домашнее задание.
(Приложение № 2. Презентация, слайд № 11):
по рассказу А.Платонова “Корова”:
- нарисовать иллюстрацию к произведению;
- приготовить сжатый пересказ произведения;
- написать развернутый ответ на вопрос: “Почему рассказ называется “Корова”?
- написать отзыв о рассказе (см. стр.21 учебника).