Программа предпрофильного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Говорите правильно"

Разделы: Литература


Аннотация

Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на учащихся 9-х классов. Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить профильную программу по русскому языку. Курс поможет учащимся выбрать гуманитарный, филологический, художественный профиль обучения. Программа курса “Говорите правильно” рассчитана на 17 часов. Результативность курса – выступление перед аудиторией в соответствии с нормами ораторского искусства, понимание детьми взаимосвязи профессии и культуры речи.

Пояснительная записка

Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на учащихся 9-х классов, выбирающих гуманитарный, филологический, художественно-эстетический профили обучения. Содержание материала можно рассматривать и как надпредметное, поэтому курс может быть интересен и учащимся, выбирающим другие профили обучения.

Повышать культуру речи необходимо каждому, если ему приходится выступать на сцене, по радио, на кафедре, да и просто общаться. Необходимо умение точно и логически ясно передавать свою мысль, грамотно строить фразу, заботиться об увеличении своего словарного запаса. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Невозможно стать истинно культурным человеком, невозможно овладеть богатством мысли, не овладев культурой речи.

Точность выбора слова, правильное сочетание его с другими словами, а при необходимости и умение заменить, перефразировать ранее сказанное другими словами являются основными признаками понятия “знание языка”, “владение языком”.

Внедрение в процесс общения компьютерных технологий вытесняет постепенно устную коммуникацию. Это делает особенно актуальным сохранение и развитие культуры речи.

Новизна программы заключается в том, что многие аспекты культуры речи недостаточно затрагиваются в курсе русского языка основной школы, например, психология воздействия ораторской речи, вопрос воспитания и развития голоса путем сознательного овладения процессом дыхания, голосоведения и произношения. Ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и фразеологией, особенностями грамматических форм и конструкций.

Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить профильную программу по русскому языку в 10-11-х классах.

Цель программы:

  1. Помочь учащимся в выборе гуманитарного, филологического, художественно-эстетического профилей обучения.
  2. Способствовать совершенствованию коммуникативных устных компетенций.

Задачи:

  1. Освоить технику ораторского искусства.
  2. Выработать четкую, ясную дикцию и правильное произношение.
  3. Развивать выразительность речи, орфоэпически правильную речь учащихся.
  4. Повысить культуру речи.
  5. Научить учащихся ориентироваться в мире профессий.

Программа данного курса рассчитана на 17 часов. Из них 6 часов – теоретические, 10 часов – практические, 1 час – итоговый контроль.

В результате изучения курса “Говорите правильно” учащиеся должны

знать:

  • понятия “риторика”, “культура речи”, “орфоэпия”,
  • синонимические обороты русского языка,
  • фразеологические обороты, сращения, единства;
  • профессии, требующие высокого уровня владения культурой речи.

уметь:

  • по содержанию и внешним стилистическим признакам определять принадлежность речи к определенному роду, воспроизводить основные мысли;
  • пользоваться нормативной речью и богатством русского языка, находить в чужой и своей речи ошибки, связанные с нарушением норм, пользоваться нормативными словарями;
  • анализировать речь с точки зрения уместности образных средств для создания ассоциаций и словесной наглядности, создавать свои выступления с привлечением тропов;
  • готовить и произносить речь с учетом психологии воздействия;
  • ориентироваться в мире профессий

По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела может быть изменено.

О результативности проведения курса свидетельствуют такие показатели:

  • правильное произношение слов;
  • грамотное построение фразы;
  • выступление перед аудиторией в соответствии с нормами ораторского искусства (риторические каноны в приложении),
  • понимание взаимосвязи профессии и культуры речи.

Формы организации занятий:

  • экскурсия;
  • дискуссия;
  • лекция;
  • практикум.

Виды самостоятельной работы учащихся:

  • составление проекта собственного словаря фразеологизмов и крылатых выражений;
  • репетиция эпизодов из грамматико-стилистических этюдов;
  • составление информационной дикторской программы;
  • подготовить собственное исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению по схеме.

Утвержден

Директор школы______________

“____”____________2011г.

Учебный план.

Содержание раздела, темы

Всего часов

Из них

 

Форма контроля

Лекц.

Практ.

1

Значение культуры речи в области профессий.

Богатство русского языка и культура речи

1

1

   

2

Совершенствуем дикцию

3

1

2

Выразительное прочтение стихотворения и быстрое произношение 20 скороговорок

Отчет

3

Культура ораторской речи

4

1

3

Итоговое обобщение результатов дискуссии

 

 

 

Дневник наблюдений

4

Какую роль играют фразеологические обороты, крылатые слова и пословицы в речи?

2

1

1

Подготовить собственное исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению, по схеме (в содержании программы) и выступить.

Презентация собственного словаря фразеологизмов и крылатых выражений

5

Для чего нужны синонимы?

1

1

 

Собеседование

6

Механизмы речи в действии

1

 

1

Диалог: слушающий-говорящий

7

В гостях у орфоэпии.

4

1

3

Защита собственной информационной дикторской программы

8

Итоговый контроль по следующим проблемам:

  • востребованные профессии в области культуры на территории сельской местности,
  • семейные ценности,
  • возрождение культурных традиций села (творческие коллективы, самодеятельность),
  • выпускник в мире профессий, критерии выбора профессии

1

   

Зачет

Содержание программы