Цели: продолжить изучение поэмы, выявить индивидуальные особенности текста в образной системе, в музыкальном оформлении произведения, дать толкование православным мотивам в поэме, воспитывать любовь к истории родной страны.
Оборудование: Рахманинов. Литургия Иоанна Златоуста «Тебе поём»; Прокофьев. «Тема вражды»; Щедрин. «Частушка»; Бетховен. Симфоническая увертюра «Эгмонт»; портрет А. Блока; изображение Христа; изображение красноармейца; контрольный лист; десять заповедей; поэма «Двенадцать».
Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где перед ним поставлены литературные задачи, позволяющие постигать произведение в единстве формы и содержания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У ребят на столах находятся контрольные листы,
десять заповедей, поэма А.Блока «Двенадцать».
На интерактивной доске тема урока, портрет Блока,
картина с изображением Христа, икона,
иллюстрация с изображением красноармейца.
Каждый ученик при подготовке к уроку работает по
контрольному листу, где предлагается система
литературных задач, позволяющих постигать
произведение в единстве формы и содержания.
II. Литературная композиция
Сцена погружена во тьму. Только неяркий свет
свечей слабо освещает склонённую над столом
фигуру поэта. Он в гимнастёрке, на плечи накинута
солдатская шинель. Он что-то быстро пишет в
толстой тетради. Изредка он прерывается,
прислушиваясь к завыванию ветра. (Звучит музыка
Прокофьева «Тема вражды».)
На секунду поэт задумывается – и снова пишет.
Затем останавливается, вглядывается в темноту.
Голос из темноты:
– Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
А. Блок: «Случалось ли вам ходить по
улицам темной ночью в снежную метель или в дождь,
когда ветер рвет и треплет все вокруг? Когда
снежные хлопья слепят глаза, а снег вьётся всё
сильней и сильней, завивая снежные столбы?
Вдруг в ближайшем переулке мелькнёт слабо
освещенное пятно».
(Он поднимается и медленно со свечой идет к доске, на которой икона).
Светлое пятно быстро растет, становится
огромным и вдруг приобретает неопределенную
форму, превращаясь в силуэт чего-то идущего или
плывущего в воздухе.
Ты, прикованный и заворожённый, тянешься за этим
чудесным пятном, и нет сил оторваться от него.
Вот в одну такую на редкость вьюжную ночь мне и
привиделось светлое пятно. Оно волновало и
влекло. За этим огромным мне мыслились
Двенадцать и Христос».
III. Объявление темы и целей урока
Учитель литературы: Дорогие
ребята! Сегодня мы снова с вами в таинственном
мире блоковской поэзии. Перед нами поэма А. Блока
«Двенадцать». Прошло почти столетие со времени
её создания, но споры о ней не утихают.
Для того чтобы понять блоковский замысел, мы
коснемся мотивов, дорогих для поэта: православие
и музыка. Блок вырос с этими понятиями, он впитал
их в себя с самого раннего детства. И они не могли
не появиться в его поэме. Сегодня с нами на уроке
учитель, ведущий уроки православия, и учитель
музыки.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа. Музыкальные мотивы в поэме
Учитель музыки: В начале нашего
урока прозвучала музыка Прокофьева. Какие
чувства вызывает у вас эта музыка? Какие образы
представили вы во время прослушивания? (Страх,
смятение). Запишите.
– Музыку ветра, стихии мы ощущаем в поэме, её
прерывают другие мелодии. Давайте послушаем… (Звучит
марш).
– Что вы услышали? Как вы это определили? Когда
звучит марш?
Марш (шествие, движение вперёд) – это музыкальный жанр, служащий обычно для обеспечения синхронного движения большого количества людей.
Учитель литературы: Найдите строки поэмы, относящиеся к этому музыкальному жанру, прочитайте.
(Звучит следующая мелодия – частушка)
Учитель музыки: Что прозвучало? Кто и когда исполнял частушку?
Частушка (припевка, коротушка) – это жанр русского фольклора, сложившийся к 70-м годам 19 века.
Учитель литературы: Подтвердите цитатами присутствие жанра частушки в поэме.
(Звучит городской романс «Не слышно шума городского»).
Учитель музыки: Музыку какого жанра вы услышали? (Романс)
Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментом.
Учитель литературы: Найдите романс в тексте, почему Блок изменил слова?
(Звучат вместе отрывки марша, частушки, романса).
– Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Неприязнь, отторжение, страх, беспокойство). Запишите.
Учитель литературы: Почему происходит смешение музыкальных жанров в поэме? (Различные слои общества, неразбериха, хаос).
2. Индивидуальное выступление ученика:
– В поэме переплетаются голоса, реплики, восклицания, песни, частушки. Блок улавливает мысли, настроения народных масс. Разухабистая, лихая частушка рядом с торжественным маршем.
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
Мировой пожар в крови –
Господи благослови!
Третья глава состоит из трёх четверостиший – нечто вроде разных куплетов из разных песен. «Двенадцать» – произведение небольшое по размеру: в нём 335 стихотворных строк. И, тем не менее, поэма кажется монументальной и звучит эпически, сложно, как симфония. Поэту удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах.
3. Продолжение беседы
Учитель литературы: Действительно,
читая поэму, мы ощущаем хаос во всем: в музыке, в
природе, в мире.
Блок, вслушиваясь в шум ветра, разноголосие
толпы, музыку, пытается понять дальнейший ход
событий, которые должны закончиться неожиданным
выходом из хаоса. Каков будет исход? В чем будет
спасение?
(Звучит музыка. Рахманинов. Литургия Святого Иоанна Златоуста «Тебе поём»)
Учитель музыки: Какие ассоциации возникают у вас при звуках этой музыки? Запишите. (Умиротворение, спокойствие, благо).
Учитель православия: Нельзя искать спасения, не зная, в чём было отступление от истины. Для православных истина – Учение Христа, его десять заповедей. Они перед вами.
(Учитель зачитывает и комментирует заповеди)
Учитель литературы: Найдите в поэме цитаты, подтверждающие отступление новой власти от заповедей Христа. (глава 2, 6, 7, 8)
Чтение.
Учитель литературы: И почти цитата из
Ленина-Троцкого: «Пальнём-ка пулей в Святую
Русь…» Отношение Блока к этим призывам выражено
предельно ясно: «Эх, эх, без креста!»
– О каком человеке говорят: «На нём креста
нет?»
5. Беседа. Мотивы православия
Учитель литературы: Назовите основные символы поэмы, связанные с православием. Что вы о них знаете? (Христос, Двенадцать (красноармейцы, апостолы, главы), белый, черный, красный цвета в поэме).
Учитель православия: Чёрный –
обозначение не только тёмного, злого начала, но и
хаоса, стихийных непредсказуемых порывов в
человеке, мире, космосе. Белый цвет, согласно
мифологическим представлениям, соответствует
понятиям светлый, ясный, справедливый. По
Апокалипсису, белая одежда предназначалась
праведникам. Кровавый флаг – это новый крест
Христа, символ его теперешних распятий. (запись в
тетрадь).
Апостолы – ученики Христа. (Перечислить
апостолов, рассказать об одном из них. «Библия
для детей». «Москва».1995год).
Учитель литературы:
Прокомментируйте отношение автора к старому
миру. Какими увидел Блок «апостолов» революции?
Послушайте, что пишет сам автор: «Когда я
закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем
больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И
тогда же я записал у себя: «К сожалению,
Христос». А надо другого?»
Воспринята была поэма неоднозначно. У одних она
вызывала восхищение. Другие (в частности, Д.
Мережковский, З. Гиппиус) отвернулись от поэта.
Его обвиняли в кощунстве, цинизме, «сухости
сердца», называли «певцом современного
сатанизма», упрекали в измене. Конечно же, прежде
всего вызывал споры образ Христа в поэме.
Выскажите свои предположения: почему «именно
Христос»?
Учитель православия: А как православие рассматривает появление Христа на земле?
(Комментарии учителя православия).
Учитель литературы: Чем объяснить сказанное, а затем повторенное «к сожалению, Христос»? А надо другого?» Почему Он обязательно нужен?
Учитель литературы: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без Него такой надежды быть не может. Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым («В белом венчике из роз…»).
V. Обобщение
Учитель музыки: Сейчас прозвучит симфоническая увертюра Бетховена «Эгмонт». Вы услышите здесь две темы. Определите их.
Учитель литературы: Попробуйте
сопоставить эту музыку с одной из глав
«Двенадцати». (Тема Христа и тема двенадцати.)
– К какой главе вы бы отнесли её?
– Какие образы поэмы озвучивает эта музыка?
– Какие чувства она у вас вызывает?
– Что звучит в финале? (Чувство веры в
счастливый исход).
Учитель музыки: Эта увертюра была посвящена борьбе нидерландского народа за независимость в 16 веке.1-я тема – идея власти, угнетения, испанского владычества. 2-я тема – выражение народного горя, страдания. Кода (завершающий раздел) – итог всей борьбы, гимн свободе. Основная тема – героика и трагедия борьбы, радость через страдания.
Учитель литературы: В чём, как вы
считаете, перекликаются 12 глава поэмы и это
музыкальное произведение?
– Можно ли сказать, что сегодня мы слышали музыку
поэмы? Почему?
– Почему Блоку близки православие и музыка?
VI. Итоги
Учитель литературы: Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, – это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Фигура Христа для Блока была незаменима. Христос должен быть вестником новых человеческих отношений, построенных на основе равенства, братства, свободы, одновременно выразителем чистоты, святости и трагического страдания во имя будущего.
Оценки за работу на уроке
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Православные мотивы в поэме Блока «Двенадцать», «Какова роль Христа в поэме?», «Согласны ли вы с утверждением З. Гиппиус и Д. Мережковского?» Изобразите иллюстрацию, в которой бы отразилась музыка поэмы.