|
Этап урока
|
Время,мин
|
Содержание взаимодействия с учащимися
|
|
1.Оргмомент.
Создание ситуации успеха.
|
|
Слово учителя.
Здравствуйте.Я рада нашей встрече.Подарим друг другу минуты
приятного общения.Сегодня у вас прекрасная возможность проявить
себя.Словом,удачи.
Учитель: вижу, что каждый из вас уже определил степень своей
активности на уроке,знает,от чьего лица он будет выступать.У нас
уже есть биографы, историки,редакторы,портретисты,литературоведы и
актеры.И это замечательно.
|
|
2.Мотивация
учебной деятельности.
|
|
Художественное восприятие
Учитель: Начнем с прекрасного – слушаем аудиозапись (Приложение
3).Ваше мнение?(Прозвучало стихотворение Некрасова «Мы с тобой
бестолковые люди».Красиво.Не думала,что у него есть подобные
стихотворения)
Учитель: Есть.И не одно.Немного грустные строки: «Если проза
в любви неизбежна…» - Как вы понимаете эти слова?
Ученик: В любви бывают не только счастливые моменты.Проза – это
быт,обыденность,повседневность,несущие с собой
размолвки,ссоры,неприятности.
Учитель: Спасибо.На мой взгляд, в этих словах нашли отражение и
жизнь,и тематика стихов Некрасова.В течение урока я помогу вам
убедиться в этом.Сегодня мы расширим свое представление о поэте и
его творчестве.
|
|
3.Сообщение целей и темы урока.
|
|
Учитель: «Любовь и «проза» жизни Н.А.Некрасова» - тема урока.Она
вписана в таблицу.Поместите туда же эпиграф.
Учитель: В программе подготовки к уроку (Приложение 1)обозначено
предварительное домашнее задание.Расскажите о проделанной
работе.
Ученик: 1.Знакомились со стихотворениями
Некрасова:….(перечислить)
2.Анализировали стихотворение
3.Читали материал учебника,воспоминания К.Чуковского,современников
Некрасова,мемуарную литературу
4.Определяли цели на урок.
Аналитическая беседа.
Учитель: Поделитесь,пожалуйста,какие цели вы поставили?
Учитель:Моя скромная роль – помочь вам в этом.Учитывая такую
серьезную подготовку,предлагаю вам принять посильное участие в
специальном выпуске журнала «Современник». Представим,что слайды
нашей презентации, - это страницы журнала с иллюстрациями,а его
герои – Некрасов и Панаева.Используя
воспоминания,письма,биографические справки,каждый из вас может
поместить свой материал: очерк,заметку,комментарий.
Предположите: почему «специальный»? почему «Современник»? (ответ
ученика)
Учитель: Важны.Не просто удивят,они станут интересным откровением
для вас.(1 ответ)
Учитель: О любви поэта к А.Я.Панаевой.Не обойдем вниманием и Феклу
Анисимовну Вигдорову ( в др.источниках – Викторову), или Зинаиду
Николаевну, как он ее называл.С ними связаны прекраснейшие строки
его стихов.Например, «панаевский» цикл.Забывать о них,
ограничиваться двумя-тремя ничего не значащими фразами – значит
вычеркивать из жизни поэта что-то самое заветное и личностное,то,
что делает его поэтом.Сегодня мы знакомимся с любовной лирикой
Н.А.Некрасова,ее своеобразием.
|
|
4.Актуализация опорных знаний.
|
|
Учитель: Однако,все познается в сравнении.Актуализируем
знания,полученные на предыдущих занятиях.
Работа с таблицей (Приложение 2)
Что я знаю о поэте.Заполняем 1 часть таблицы.Она поможет вам
упорядочить и оформить мысли.Есть в таблице разделы «Новые
знания», «Своеобразие любовной лирики» и главный вопрос
урока,на который необходимо найти ответ: в чем выразилось
новаторство любовной лирики Некрасова?
Чтение учащимися материалов из таблицы.
Учитель: Но не об этом Некрасове сегодня пойдет речь,о другом.
|
|
5.Новые знания:работа по теме урока.
|
|
Работа с презентацией
Учитель: Обратимся к нашему условному журналу и начнем
заполнять,дополнять его страницы.
Выступления учащихся.
Слово художнику-оформителю
Портретист
Биограф
Выступления литературоведов (высказывания современников о
Панаевой)
Учитель: из воспоминаний К.Чуковского,первого биографа семьи
Выразительное чтение стихотворения «Счастливый
день»
Заполнение слайдов (продолжение)
Ученик-актер (после прочтения стиховторения «Счастливый день»)
Учитель: что еще можно сказать об этом счастливом для обоих
времени?
Литературовед.
Учитель: поэт испытывал сложные чувства,но какими бы они ни были,в
письмах нет ни одного грубого,плохого слова в адрес Авдотьи
Яковлевны.
Заполните новую страницу журнала.
Сообщение №1
Актер.
Сообщение №2
Сообщение №3
Учитель: Да, время шло, и к поэту приходит ощущение финала их
отношений: он мог уже делать горькие окончательные выводы о месте
возлюбленной в своей жизни и ловить себя на том, что странная,
неподвластная рассудку любовь еще живет в сердце.
Работа с таблицей (Приложение 2)
Учитель: Оторвемся от страниц журнала, подведем предварительные
итоги и заполним II часть таблицы «Новые знания».
Учитель: Проверим себя (самоконтроль),дополним ответы товарища.
Вывод: И мы наблюдаем, как меняется наше
представление о поэте.
|
|
7.Новые знания (продолжение работы по теме).
|
|
Учитель: Вернемся к страницам журнала.
«Панаевский»цикл открывается стихотворением «Ты
всегда хороша несравненно».
Анализ поэтического текста
Слушаем выразительное чтение.Спасибо. Перед вами таблица с
вопросами для анализа стихотворения.
Чтение ответов учащимися.
Учитель: вместе нам удалось сформулировать некоторые
особенности любовной лирики Некрасова.Наиболее выжные,на ваш
взгляд,перенесите в III часть итоговой таблицы.
Учитель:Стихотворение «Прости» (1856) полно
искренности.Прочитаем его.
Проведем литературную параллель.
Подумайте, с каким стихотворением оно перекликается (Пушкин «Я вас
любил…»)
- как дай вам бог любимой быть другим.
- благослови и не забудь!..
Учитель: Ребята, у меня выстраивается словесный ряд: прости –
благослови – отпусти.
Послушайте песню в исполнении Татьяны Филоненко на стихи Некрасова
«Отпусти».
Звучит аудиозапись.(Приложение 4)
Нежно прозвучало.
Учитель: А вот в стихотворении «Давно -отвергнутый тобою» нежности
мало,все больше горечь и сожаления.
Работа в группе (анализ стихотворения)
Группа девочек провела небольшое исследование и сейчас поделится
своими наблюдениями,которыми вы дополните III часть таблицы.
Сообщение группы + вывод.
Учитель: Близится развязка истории двух любящих людей.
Дополните сообщением страницу журнала.
Сообщение №2
- Некрасов умел сильно чувствовать…
- Это доказала и сама Авдотья…
Учитель: Продолжая вспоминать о Панаевой,Некрасов посвятил
несколько стихотворений своей последней любви – Зине.
Выступление учащихся
Биограф.
Портретист.
Стихотворение «Ты еще на жизнь имеешь...»
Заключительное слово учителя
Учитель: Закрывая наш «Современник», возвращаюсь в начало.И не
случайно . «Если проза…Так возьмем и с нее долю счастья…»Вот
оно, еще одно простое и вместе с тем мудрое открытие!Тот
практический опыт, который мы черпаем сегодня из некрасовской
поэзии.
Подведение итогов урока
Учитель: озвучим результаты вашей коллективной и самостоятельной
деятельности с III частью таблицы(своеобразие любовной
лирики).
Выступления учащихся.
Учитель: Подведем окончательные итоги.
- Ответим на проблемный вопрос урока.
- Что можно добавить к сказанному?
- Изменилось ли ваше представление о поэте?
- Достигнуты ли поставленные цели?
Рефлексия.
Домашнее задание.
|