Конференция по литературе по теме "Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого "Князь Серебряный", в других художественных и исторических произведениях

Разделы: Литература


Цели уроков:

– помочь учащимся понять смысл слова “эпоха” и особенность эпохи времен царя Ивана Грозного;
– расширить их лексикон посредством работы над устаревшей лексикой из прочитанных произведений;
– обратить особое внимание не только на минусы, но и на те плюсы, что дала нашему государству эта эпоха.

Оформление:

– Портрет А.К. Толстого.
– Запись на доске:
Эпоха – длительный промежуток времени выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию (перен.: важный, значительный период).
– Репродукция картины И.Репина “Иван Г розный и его сын Иван”.
– Выставка книг А.К.Толстого, связанных с именем И.Грозного: “Князь Серебряный”.
– Историческая трилогия – трагедии “Смерть Иоанна Г розного”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”.
– Стихотворение “Василий Шибанов”.
– Оформленный на двух листах ватмана “Словарь эпохи Ивана Грозного”.
– Изображение собора Василия Блаженного.

Ход урока

Учитель.

Сегодня у нас с вами необычный урок, к которому вы долго готовились. Некоторые ребята получили индивидуальное задание и сегодня с удовольствием поделятся полученными знаниями со всем классом.

? Как вы думаете, почему именно сейчас, а не в другое время, мы проводим этот урок?

– Потому что мы только что изучили “Песню про ..купца Калашникова”.

Учитель. А что такое “песня”?

– Жанр фольклора. В песне воспевается мужество купца, отстоявшего честь своей семьи.

Учитель. Давайте вспомним ее. В какое время переносит нас ее содержание?

– Поэма переносит нас в далекий XVI век.

? О ком гусляры поют как о “добром молодце” :удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое?

– О Кирибеевиче.

? Кем он был при царе?

– Опричником.

? кто помнит, что такое опричнина? Какие символы были при опричниках?

– Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем И.Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Опричнина была введена в 1565 г. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти. Их символами были метлы и собачьи головы, чтобы, как псы, они могли выгрызать заговоры против царя и выметать их.

Учитель. Относительно Кирибеевича не просто упомянуто, а подчеркнуто, что он из семьи Малюты”.

Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися;
– А из роду ты ведь Скуратовых,

А семьею ты вскормлен Малютиной!– с упреком говорит ему царь. Когда же герой представляется Алене Дмитриевне:

Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи Малютиной.

Учитель. Помните, как “обрадовалась” Алена Дмитриевна, услышав это? Она затрепетала. Почему?

Малюта страшнее любого лесного душегуба.

Учитель. Где мы это с вами увидели? И какая настоящая фамилия его?

Это Григорий Бельский в романе “Князь Серебряный”.

Учитель. В обоих произведениях, и у Лермонтова, и у Толстого, мы видим нарушение героями (Кирибеевичем и Вяземским) законов Домостроя. Что такое Домострой?

– Это свод законов о семье.

Учитель. У Лермонтова царь показан как человек, способный почувствовать чужое горе, в данном случае Кирибеевича, и предложить свою помощь. А в романе А.К.Толстого?

– Это характер, искаженный безграничной властью.

Учитель. У Лермонтова запечатлен Иван Грозный как в народных исторических песнях: поют гусляры “под гуслярный звон”, причитывают и присказывают, как былину. Что общего между произведениями М.Лермонтова и Толстого А.К.?

– Только царь и время. Но написаны произведения совершенно по-разному и по– разному показаны герои. Тот же царь.

Учитель. Ребята получали индивидуальные задания.

Подготовить пересказ главы I “Опричники”. Что обозначает слово “опричь”?

“Кроме”. Отсюда – и опричнина, т.е. определенные земли, “кроме”, и название людей – опричники. Слушаем короткий пересказ.

Учитель. Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?

– Знают: если они безобразничали на территории опальных бояр, то царь им все простит.

Учитель. Что такое опала?

Это немилость властей, в данном случае – царя.

Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 г, не знает, что произошло и какую силу представляют собой опричники?

Опричнина была создана тогда, когда князь был за границей.

? Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного в главе “Пир” (гл. 8)?

– Дается описание его одежды: парчовая, обшита жемчугом камнями, соболиными мехами;

– на нем было ожерелье с изображением Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков;

– “взгляд его был еще привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые... гнушались его злодеяниями. С такою счастливой наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова. Случалось, что люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней”;

– “царь...поклонился на все стороны...прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу...”. Он даже называл себя иегуменом (это сан церковнослужителя). Сначала совершал казни, а потом шел отмаливать грехи, читал синодик (листок с именами умерших для поминовения; чаще всего это были люди, казненные по его приказу. Таких было много. Иногда -целые семьи).

Учитель. В самом начале романа упоминается Андрей Курбский, но не рассказывается о нем подробно. Послушаем, что о нем расскажет тот, кто готовил о нем сообщение. Здесь встретится слово “скипетр”, посмотрите, что оно обозначает. Запишите в свой словарик.

– Юный воевода-участник всех блестящих завоеваний Иоановых некогда любимец, друг царя, возложил на себя печать стыда за дела царя. Андрей Курбский имел славу заслуг, не имея ни малейшего пятна на сей славе в глазах потомства; но царь уже не любил его. Искал только случая обвинить невинного. Гордый воевода сносил выговоры, оскорбления; слышат угрозы; наконец сведал, что ему готовиться погибель. Не боясь смерти в битвах; но устрашенный казнью Курбский ночью тайно вышел из дому, нашел двух оседланных коней, изготовленных слугою, и благополучно достиг Вольмара. В порыве сильных чувств он написал письмо к царю: усердный слуга его подал бумагу самому государю в Москве, на Красном крыльце, сказав:“ От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича”. Гневный царь ударил его в ногу острым железом своим: Иоанн оперся на жезл и велел читать вслух письмо Курбского.“Царю, некогда светлому, ныне же, по грехам нашим, омраченному адскою злобою в сердце, прокаженному в совести, тирану беспримерному между самыми неверными владыками земли. Внимай! В смятении горести сердечной скажу мало, но истину. Вымышляя клевету, ты верных называешь изменниками, свет – тьмою и сладкое – горьким! Разве ты сам бессмертен? Не год, не два служил тебе, но много лет слезы невинных жертв готовят казнь Мучителю. Бойся и мертвых: убитые тобою живы для Всевышнего: они у престола его требуют мести! Не спасут тебя воинства: не сделают бессмертным ласкатели, бояре недостойные, товарищи пиров и неги, губители души твоей.”

Иоанн велел пытать вручителя; слуга, именем Василий Шибанов, не объявил ничего.

Василий Шибанов.

Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Своего отдает воеводе коня:
“Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану”.
И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
“Князь Курбский нам сделался другом”.
Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
“Что долго в себе я таю и ношу,
То все я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо”.
И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит,
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
“Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!”
И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
“Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!”
Шибанов в ответ господину: “Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки”.
Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
“От Курбского князя Андрея!”
И очи царя загорелися вдруг:
“Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!”
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль – и внимает:
“Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!”
Так Курбский писал к Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: “Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!”
Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену:
“Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!”
И царь вопрошает: “Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?”
“Царь, слово его все едино:
Он славит свого господина!”
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
“Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?”
“Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:
“О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе Бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, Боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твердо жду смерти желанной!”
Так умер Шибанов, стремянный.

– Какими вы представляете сподвижников Ивана IV?

а) Бориса Годунова; (ученики говорят, что Годунов показан единственным положительным человеком из окружения царя).

Учитель. У А.С.Пушкина есть драма “Борис Годунов”, с которой мы с вами познакомимся в 9 классе. Драма – это пьеса с серьезным содержанием.

б) Малюту Скуратова и его сына Максима (гл. 7 “Александрова слобода”); (перечисляют злодеяния Малюты и доказывают, что не всегда “яблоко от яблони недалеко падает” на примере сына Малюты Максима, который, не выдержав того, что творил в государстве отец, уходит из дома, защищает свою землю от врага и погибает как герой);

в) царевича Иоанна (а вот здесь действительно “яблоко от яблони недалеко падает”; ребята подчеркивают, что сын Грозного, останься он жив, мог бы быть пострашнее отца);

Учитель. Посмотрите на репродукцию картины И.Е.Репина “Иван Грозный и его сын Иван”. Как в народе по-другому называют это произведение?

– Иван Грозный убивает своего сына”.

Учитель. Кто знает, как произошло это событие?

Тогда послушаем, как об этом рассказывает Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского” (зачитывается эпизод из книги заранее подготовленным учеником).

Федор Басманов.

(По этому образу ученик готовил сообщение, так как этот образ несколько необычен и не всегда понятен учащимся.)

Ф.Басманов был опричником. Это самолюбивый человек, всегда стремящийся быть рядом с царем, хотя на поле битвы это смелый и мужественный ратник (воин). Автор показывает его таким в битве с татарами. Но следом мы видим, что Басманов спешит донести царю, что всех татар разбил ОН, и не упоминает князя Серебряного, без которого бы враг не был разбит. Он мечтает о наградах и почестях. Когда пришел к нему в шатер приглашенный Серебряный, Басманов похвалялся, что у царя нет лучше слуги, чем он. Гость напомнил Басманову о слухах: мол, пляшешь перед царем в женских одеждах, чтоб потешить Иоанна, и прозвали, мол, тебя Федорой, на что Федор Алексеевич сменился в лице и разгневался. Он решил отомстить Серебряному и силой хотел его нарядить в женские одежды, но не смог справиться с князем. Он надеялся, что станет перед царем героем, но ошибся. Царю доложили о роли Серебряного в битве; нашлись наушники, которые доложили Иоанну о мельнике и знакомстве с ним Басманова. И в конце концов все закончилось тем, что Басмановы, как и опальные бояре, были казнены по указу Г розного.

Учитель. А кто был в основном в отряде Серебряного?

– Разбойники, решившие искупить вину служением отечеству. Но были и те, кто ушел за Урал (Ермак, Иван Кольцо. Они покорили Сибирь и принесли ее “на блюдечке” царю).
– По ролям прочитать главу 9 “Суд”.
– Допрос царем опричника. С какой сценой “Песни...” перекликается эта?
– (Разговор Ивана Грозного с Кирибеевичем и допрос Матвея Хомяка.)
– Какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич?
– “Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя...”.
– Проблемный вопрос.

Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: “Какая родина! Где наша родина? От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!”. (Глава “Последнее свидание”.)

Учитель. В книге “Князь Серебряный” можно выделить 2сюжетных линии, какие?

1) Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Елене Дмитриевне, ставшей женой опального боярина Морозова.

Учитель. Как сложится судьба героев – боярина Морозова, Елены, князя Серебряного?

(Морозова казнят, Елена Дмитриевна уйдет в монастырь, а князь погибнет, защищая свою землю от иноземных захватчиков.)

Учитель. А вторая линия?

2) Трагическая судьба России под гнетом жестокой власти.

Учитель. Чем озабочены люди, близко стоявшие к трону? Сам Грозный?

3) Угодничеством (Басмановы, князь Вяземский, Малюта).

Учитель. Почему так подозрителен Грозный, так скор на расправу, на скорую казнь?

4) Он боится измены; не уважая своих приближенных, хорошо зная их, понимает, что они готовы пойти на любое преступление во имя власти и больших благ. Он создает новую власть, назвав ее РАДОЙ, но от этого не перестает опасаться измены.

Учитель. Но есть ли люди в окружении И. Г розного, достойные уважения?

– Да, их немного, но царь боится их, стремится избавиться от них.. Это старая нянька Онуфриевна, вырастившая царя, Ивашку (как она его называет), он рад унизить ее, предлагая ее, 80-тилетнюю, в жены стремянному Михеичу; это блаженный юродивый Василий, именем которого в народе назвали известный всем храм на Красной площади, авторами которого были знаменитые зодчие Постник и Барма, посмотрите на него; по преданию, в нем умер знаменитый блаженный, которого чуть не убил в день страшной казни Иван Г розный (а это великий грех); это боярин Дружина Андреевич Морозов, которого царь унижает на пиру, заставляет рядиться в шутовской костюм с бубенчиками, и это Никита Серебряный, главный герой книги.

Учитель. Прочитайте, что говорит сам автор об этих людях?

“Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской ночи, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, ни поддерживаемы общественным мнением. Простим же грешной тени Ивана Васильевича, но помянем добром тех, которые, завися от него, устояли в добре, ибо тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!...вы шли прямою дорогой, не бояся ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело.. и каждая мысль вырастает. И многое доброе и злое, что, как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего

Учитель. Каким вы видите царя и боярина Д.Морозова в главе 34 “Шутовской кафтан”?

5) Царь якобы простил Морозова, но велел ему за столом сесть “ниже” Годунова. А тогда рассаживались по чинам. Получалось, что боярин должен был сидеть дальше безродного Годунова. И Морозов не согласился. Тогда царь решил ему отомстить за непослушание и пожаловал его шутовским кафтаном, на что Морозов ответил: “ Вели меня смерти предать В голове моей ты волен, но в чести моей неволен никто!” И напоминает царю о своих заслугах перед Отечеством: “Еще не родился ты, когда уже покойный батюшка твой жаловал меня! Когда я вместе с Хабаром Симским разбил чуваш и черемис на Свияге, когда с князем Одоевским и Мстиславским прогнал от Оки крымского царевича и татарский набег от Москвы отвратил! Много ран получил я, много крови пролил на службе батюшки твоего и твоей, государь! Не берег я головы ни в ратном деле, ни в Думе боярской, спорил, в малолетство твое, за тебя и за матушку твою с Шуйскими и с Вельскими! Одною только честью дорожил я и никому ...не дал запятнать ее!” И такого человека царь казнил.

Учитель. Морозов вспоминает о том, что защищал маленького Иоанна в детстве. От кого и почему? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о детстве царя по книге Карамзина “История государства Российского”) Иоанн рано остался без отца, и его мать, Елена Глинская, была его регентом, то есть правила государством при малолетнем царе. Бояре учили его жестокости, он мог натравить медведя на человека ради забавы, убивал кошек. Первую свою казнь совершил в возрасте 14 лет.

Учитель. Эпиграфом книги послужили слова, взятые из летописи Тацита на латинском языке. Смысл этих слов таков: “ ...тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих” Как соотносятся эти слова с содержанием исторического романа?

6) Трудно было в ту эпоху и в том окружении разобраться, что есть истина, а что нет. Поэтому люди и ошибались, и просто боялись за свои семьи, а кто-то считал, что если царь – то это наместник Бога на земле, ему противиться нельзя.

Учитель. Вы прочитали роман А.Толстого, кто-то прочитал главы из книги Н. Карамзина. Много страшного вы узнали об эпохе Ивана Грозного. Скажите, а было ли что-то положительное во время его правления?

2 (Если никто не сможет сказать, то отвечает заранее подготовленный ученик). В эпоху Ивана Г розного была укреплена самодержавная власть, расширились границы Руси за счет Сибири. Было покорено казанское ханство. Отбиты набеги татар.

Учитель. Моря крови, произвол, а книга оставляет светлое чувство. Почему?

– Во все времена были люди, умеющие противостоять злу, именно их помнят потомки, на них равняются, у них учатся мужеству.

Словарь. (Учащиеся должны были узнать их значение в ходе чтения романа.)

– Скипетр, жезл – символы державной власти
– Андрей Курбский -боярин, бежавший в Литву.
– Опала – немилость царя.
– Песня – жанр фольклора, использованный в “Князе Серебряном”.
– Регентство – правление при малолетнем царе.
– Домострой – свод законов о семье.
– Драма – пьеса А.Пушкина “Борис Годунов”.
– Иегумен – сан Ивана Грозного, присвоенный им самим.
– Василий Шибанов – слуга Курбского, казненный Грозным.
– Елена Глинская – мать Грозного.
– Синодик – листок с именами умерших для поминовения.
– Илья Репин – автор картины “Иван Грозный и его сын Иван”
– Мал юта Скуратов– прозвище Григория Вельского.
– “Опричь” – “кроме”.
– Н.Карамзин – автор “Истории государства Российского”.
– Б.Годунов – единственный из окружения Грозного – не опричник.
– Барма и Постник – зодчие храма Василия Блаженного.
– Метла и собачья голова – символы опричнины.
– Ермак – покоритель Сибири.
– Иван Кольцо – посол царю от Ермака.
– Рада – новая власть, сформированная Грозным.
– Холоп – слуга в дореволюционной России.
– Максим – сын Малюты Скуратова.
– Литва – страна, куда скрылся А.Курбский.
– Онуфриевна – мамка Грозного.
– Кручиниться – печалиться, горевать.
– Князь Вяземский бесчинствовал в Медведевке.
– Ратник – воин.
– Челобитие – просьба,
– Наказание – казнь.
– Царевич Иван – несостоявшийся наследник Грозного.
– Степан – имя купца Калашникова.
– Опричник – слуга царя.
– Соболь – мех на царской одежде.

Учитель. В заключение вам предлагается ответить на вопросы по изученным двум последним произведениям (“Песня про купца Калашникова…” и “Князь Серебряный”)

(Раздаются листки с вопросами.)

1-й вариант.

  1. Слуга –
  2. Автор “Истории государства Российского” –
  3. Листок с именами умерших –
  4. Имя сына Малюты –
  5. Фамилия Малюты –
  6. Куда скрылся Курбский?
  7. Немилость царя –
  8. Символ власти –
  9. Покоритель Сибири –
  10. Один из зодчих храма Василия Блаженного –
  11. Нянька Грозного –
  12. Имя посла Ермака –
  13. Печалиться –
  14. Правление при малолетнем царе –
  15. Бесчинствовал в Медведевке –
  16. Ратник –
  17. Челобитие –
  18. Наказание –
  19. Посол Ермака –
  20. Несостоявшийся наследник Грозного– 21 .Один из символов опричнины –
  21. Имя матери Грозного –
  22. Слуга царя –

2-й вариант. (Напиши значение предложенных слов.)

  1. Символ державной власти –
  2. Боярин, бежавший от Грозного в Литву –
  3. Немилость царя, властей –
  4. Правление при несовершеннолетнем царевиче –
  5. Свод законов о семье –
  6. Духовный сан, присвоенный Грозным самому себе в Александровской слободе. –
  7. Имя слуги Курбского – Шибанова –
  8. Фамилия матери Грозного –
  9. Листок с именами умерших для поминовения –
  10. Автор картины “Иван Грозный и его сын Иван” –
  11. Прозвище Григория Бельского –
  12. Что в переводе означает слово “опричь”? –
  13. Автор “Истории государства Российского” –
  14. Единственный приближенный царя, не вписавшийся в опричники –
  15. Фамилия одного из зодчих, создавших храм Василия Блаженного –
  16. Один из символов опричнины –
  17. Имя покорителя Сибири –
  18. Фамилия посла к царю от покорителя Сибири –
  19. Наименование новой власти, сформированной царем –
  20. Фамилия мужа Елены –
  21. Мех на царской одежде –
  22. Имя Курбского –

Подведение итогов урока.