Конференция по литературе на тему "Дети и война" (по повести В.Богомолова "Иван"). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель:

  • на примере литературных произведений показать, что дети и война несовместимы;
  • познакомить с именами детей – Героев Советского Союза;
  • проанализировать художественные произведения, главное из которых – “Иван” В.Богомолова.

Оформление:

  • выставка книг В.Богомолова;
  • плакат с его портретом и краткой биографией (или проецирование);
  • список имен детей – Героев Советского Союза;
  • раздаточный материал учащимся.

Ход урока

Учитель.  Не так давно наша страна отмечала очередную дату Победы над фашистской Германией. Но и через много лет эта тема волнует писателей и поэтов. Не оставляет она равнодушными и читателей.

Я знаю: никакой моей вины в том,
Что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там... Но все же... все же, все же...
А.Т.Твардовский

У белорусской писательницы Светланы Алексиевич есть книга “У войны не женское лицо”. Перефразировав, я бы сказала: “У войны не детское лицо”. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Начнем с поэзии.

(Ученик читает наизусть стихотворение “Майор привез мальчишку на лафете” К.Симонова)

Как видите, взрослые тяжело переживали, видя страдания детей. Но были и такие ребята, что помогали нашим бойцам. Об этом стихотворение А.Твардовского “Рассказ танкиста” (подготовленный ученик читает го наизусть).

Учитель. И К.Симонов, и А.Твардовский были фронтовиками, о многом писали не понаслышке.

Вот и Владимир Осипович Богомолов, автор прочитанной нами повести “Иван”, тоже был на фронте. Давайте познакомимся с его биографией. (Компьютер)

Имя при рождении: Владимир Иосифович Войтинский
Дата рождения: 3 июля 1924
Место рождения: деревня Кирилловка, Московская губерния, СССР
Дата смерти: 29 декабря 2003 (79 лет)
Место смерти: Москва, Россия
Род деятельности: писатель
Годы творчества: 1957–2003

(Подготовленный ученик) В 1938 г. окончил 7 классов школы г. Москвы , с началом войны пошел добровольцем в Московский противопожарный полк в Филях.

Приписав себе 2 года (1922 г.р.), становится курсантом школы младших командиров. В конце 1941 г.- Калининский фронт . Был контужен, в апреле 1942 г. тяжело ранен.

В разведку попал 15 июня 1943 г. Форсировал Днепр. Участник освобождения Тамани и Житомира. 12 января 1944 года вторично ранен. Награжден Орденом Отечественной войны I степени за бои по освобождению Белоруссии.

В сентябре 1944 г. переходит в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки “Смерш” Наркомата обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.С 9 декабря 1948 г.направлен на борьбу с бандеровцами на Украину в Прикарпатский ВО

Учитель. Заканчивал войну в Германии, но затем была японская, и он повоевал еще в Манчжурии и на Южном Сахалине. Получил ранение, а после госпиталя его упекли... на Чукотку.

Богомолов провел под арестом 13 месяцев – в тюремных камерах, причем 9 месяцев из них в карцерах, И все потому, что на одном офицерском совещании, где разбиралось ЧП, взялся перечить начальству и наговорил лишнего.

После отсидки был отпущен без суда. Его освободили, не оставив никаких обвинений.

За весь срок было выплачено денежное содержание, предложили путевку в дом отдыха. А он хотел другого – хотя бы просто извинений от официальных органов. И послал запрос в военную прокуратуру, из которой получил ответ: стаж службы вам засчитывается, денежное содержание выплачено.

Работа с текстом повести “ИВАН”

? С какого события начинается рассказ?

– Задержали мальчика с прифронтовой зоны.

? Что говорят о мальчике?

– Ползал в воде возле берега. Зачем – не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается.

  1. Прочитайте описание внешности мальчика и разговор с офицером по ролям.
  2. Почему Гальцев не поверил мальчику? Зачитать.
  3. Что же услышал офицер, когда соединился со штабом дивизии и сообщил, что у него находится Бондарев “и требует, чтобы о нем было немедленно доложено полковнику Грязнову…”
  4. Что ответил мальчик на вопрос, хочет ли он есть? (Прочитать.)
  5. Какую картину увидел Гальцев, вернувшись в землянку?
  6. Что потом приказал сделать офицер?
  7. Что увидел он краем глаза на листе бумаги у мальчика?
  8. Итак, дело сделано. Иван написал отчет Что делает мальчик? (Моется.)
  9. А что чувствует лейтенант? (Вину)
  10. Изменилась ли внешность мальчика после купания? (Да. Стал светловолосым и белокожим.)
  11. Гальцев вышел из землянки, приказав часовому в нее никого не пускать. Как он описывает ночь? (Она была ненастная. Правда, дождь уже перестал, но северный ветер дул порывами, было темно и холодно.)
  12. Что он сказал охране, спрашивавшей про мальчика? (Что он из соседнего села, сожженного немцами, что у него мать угнали, он места себе не находит… Тут и в реку полезешь.)

Учитель. Гальцев добрался до землянки, вошел в нее и удивился. Чему?

– Мальчик не спал.

  1. Какой вопрос он сразу задал лейтенанту? (Доставлен ли его пакет.)
  2. О чем еще беспокоился Иван? (Не разговаривал ли он во сне.)
  3. Как писатель описывает встречу Ивана с Холиным? (Холин бросился к мальчику, и они обнялись, как настоящие друзья.)

? Как объяснил мальчик, что не мог добраться до лодки?

(В Диковке немцев полно, к берегу не подойти. Плыл от Сосновки)

? Чему поразился Холин?

– Что мальчик в октябрьский холодный день переплавился вплавь, на полене!!!

16. Что рассказал Холин о судьбе Ивана?

(Что тот пережил смерть отца и сестры, потерю матери, был в партизанах, в лагере смерти в Тростянце, что у него одно на уме – МСТИТЬ!!!)

(Показ слайдов – дети в концлагерях и фрагмент х/фильма “Щит и меч”, где показывают детей концлагеря)

Приложение, Приложение 1

17. Почему же ребенка не отправили в тыл? Не оформили в детский дом? В суворовское училище?

(Он убегал, не соглашался ни на что, пока война не закончится)

Учитель. Через некоторое время Гальцев снова встречается с Иваном.

? Как это происходит? (Иван снова готовится уйти “на ту сторону”.)

? Почему офицеры, доставившие мальчика на другой берег, тянут время и долго не отправляются в обратный путь? (Прислушиваются, не раздадутся ли выстрелы, не обнаружен ли Иван и не нужна ли помощь.)

Учитель. Об Иване Гальцеву приказано забыть. Так надо. Но он все же при случае спросил. Что услышал в ответ? (Забыть!!! Никого никто никогда не переправлял!!!)

Узнал ли Гальцев дальнейшую судьбу мальчика?

(Да. Из документов, брошенных в спешке фашистами)

? Что было в найденных документах? Прочитать.

“№... ГОР. ЛУНИНЕЦ. 26.12.43 г. СЕКРЕТНО. НАЧАЛЬНИКУ ПОЛЕВОЙ ПОЛИЦИИ ГРУППЫ “ЦЕНТР”...

...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10–12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск. При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя “Иваном”) оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...

...установлено, что “Иван” в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса... занимался нищенством... ночевал в заброшенной риге и сараях. Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной...

При обыске “Ивана” были найдены... в карманах носовой платок и 110 (сто десять) оккупационных марок. Никаких вещественных доказательств, уличавших бы его в принадлежности к партизанам или в шпионаже, не обнаружено... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой — шрам касательного пулевого ранения..

Учитель. Мальчик погиб как герой. А мог бы жить. Но ненависть к врагу была сильнее всего остального. Сколько же мужества, смелости, выносливости нужно было ребенку, чтобы вынести ТАКИЕ испытания!!!

Он не получил звания Героя Советского Союза, но таких детей в годы войны было немало.

(Слайды под звучание “Бухенвальдского набата”). Презентация

Учитель. Тема войны и подвига на войне волновала не только тех, кто пережил те страшные годы. У нас сегодня на уроке присутствует выпускница нашей школы Матухнова Анастасия. Она участвовала в областном литературном конкурсе и заняла 3-е место за свой рассказ на военную тематику. Сегодня она коротко познакомит нас со своим произведением.

Подвиг

Холодно. Сыро. Темно. Уже не чувствуются пальцы на ногах. Где Пашка? Он должен был вернуться. Или еще нет? Сказал, что придет к ночи, а его все нет и нет. Или сейчас не ночь? Проклятый подвал!

Худенький, маленького роста, чумазый, в лохмотьях, сидел на полу подвала мальчишка лет десяти. Его звали Петькой. Уже неделю они жили здесь со старшим братом. Отец ушел на фронт в самом начале войны. Мать с четырьмя детьми осталась одна. Пашка, старший в семье, взвалил на себя все обязанности отца; а это было ох как не просто: ведь ему отроду было всего пятнадцать. Остальные дети: Машка и Анечка – были слишком малы, им было около года. И вот примерно неделю назад в деревню пришли фашисты. Мать с детьми спряталась в подвале. Но, когда немцы ворвались в их дом, Анечка вдруг заплакала, всю семью нашли. Анечку и Машу утопили на глазах у матери, остальным удалось уцелеть, так как фрицы хотели собрать весь трудоспособный народ в здании школы, чтобы потом переправить в концлагерь. Но, к счастью, во время перевозки, благодаря самопожертвованию матери, отвлекшей внимание охраны, Пашке и Петьке удалось сбежать. Три дня они провели, блуждая по лесу, потом решили добраться до города. Измученные, голодные, замерзшие, шли еще день. Наконец, показалось здание больницы. Но, о ужас! на ней висел немецкий флаг.

– Ты чего? Там же фрицы везде! – пошептал Петька.

– Айда. Рядом с собой, авось, искать не будут.

– Надо подвал найти рядом с больницей, там всегда еда водиться будет, они ж там своих раненых лечить будут, – сообщил Пашка, он был вылитый отец: те же синие глаза, кучерявые волосы, крепкое тело.

Петька согласился, и они решили вплотную подобраться к больнице. Ночь помогла им благополучно найти подвал, который, к слову сказать, был относительно теплым.

Пережив ночь, старший брат отправился на поиски еды, оставив Петьку одного. Ближе к обеду он вернулся, да не один. Пашка привел с собой девочку, на вид лет пяти-шести, чумазую, с белой, словно лист бумаги, кожей.

– Привет, – поздоровался Петька.

– Привет. Меня Галя зовут, – представилась девочка.

– Петька, – протянул руку Гале.

– Я принес, – прошептал Пашка, доставая из кармана кусочек черствого хлеба. – Пойду, может еще чего раздобуду. А ты, – он обратился к Гале,- оставайся здесь. Петька, ты за старшего. И потише тут, фрицы кругом. И ушел.

Дети долго сидели рядом, не решаясь заговорить друг с другом. В воздухе повисло нелепое молчание, из-за этого сильно обострилось чувство напряженности. И, наконец, Петька решился:

– Сколько тебе лет?

– Пять, – смущенно ответила Галя. – А тебе?

– Десять. А где твои? – спросил он робко.

– Погибли…

– И мои тоже. Давай не будем об этом, ладно?

– Ладно, – согласилась девочка.

– Ешь,– протянул он хлеб Гале.

Она взяла, разломила пополам краюшку и отдала вторую половину Петьке. Дети начали жадно жевать черствый хлеб.

– Давай крыс поймаем и зажарим? – вдруг озарило Петьку.

– Нет. Немцы дым увидят и нас убьют. А я боюсь умирать. Больно это, наверное. Мне отец говорил, что за родину умирать – это честь, но мы же не воюем, прячемся. Вон даже Пашка, и тот фашистам пакости делает, да еще и еды приносит. А от нас какой толк?

– От нас есть толк. Он будет. Мы просто еще маленькие, вот подрастем немного и тоже воевать будем. Вот увидишь.

– А вдруг убьют? – не унималась малышка.

– Не убьют. Не бойся. Я буду защищать тебя, слышишь?

Галя лишь улыбнулась ответ.

– На, накинь, – протянул он ей свою телогрейку. – А то околеешь.

– Спасибо.

Постепенно дети нашли общий язык, вместе соорудили “кровать” и “стол”, строили “планы наступления”, Пашка приходил два раза в день, чтобы накормить их и переночевать. Так продолжалось неделю…

– Сидите тихо. Не высовывайтесь. Я приду вечером. Ждите. Если шум какой услышите-затаитесь. Ясно? – проводил Петька утрени инструктаж.

– Да. Мы помним, Паш, а когда война кончится? – прошептала Галя.

– Скоро. Ну все. Пойду…

И вновь темнота начала давить своим прессом; в подвале это чувствуется особо сильно; когда последние лучи солнца убегают, страх и тоска накатывают все больше и больше, а сил становилось все меньше и меньше.

Давно стемнело, а Пашки все нет. Где Пашка? Он должен был вернуться. Или еще нет? Сказал, что придет к ночи, а его все нет. Или сейчас не ночь? Проклятый подвал!

Наконец-то раздался шум.

– Пашка! – попыталась ринуться ко входу Галя.

– Нет, стой! – еле слышно сказал Петька. – Прячься! Уходи! Тихо!

Вдруг Петьке в лицо ударил яркий свет, а секундой позже – холодное железо.

Смерть матери, сестер, тревога за Пашку и Галю, мечты о мире, планы… – все промелькнуло перед глазами. Петька успел толкнуть Галю в темный угол и сверху швырнуть грязный полог рогожи.

– И все равно мы победим!!! – закричал он во все горло.

Раздался выстрел. Безжизненное тело мальчика упало на пол.

Учитель. Какой ценой заплачено за нашу свободу?

– Тысячами жизней. И эту свободу, эту возможность говорить на своем родном языке, учиться и работать нам, нынешнему поколению, надо ценить и помнить о тех, кто за все это отдал свою жизнь.