Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между командами учеников

Разделы: История и обществознание


Данный урок проводится в форме конкурсов между тремя командами учеников класса, сидящими в своих рядах. Делать большее количество команд не целесообразно, т.к. это увеличивает время, отводимое на соревнования. Урок проводится после прохождения курса "История средних веков".

Для проведения урока ученикам дается неделя на самостоятельную подготовку. В подготовку входит: повторение пройденного курса, изготовление "рыцарской одежды" (расшифровка домашних заданий даётся ниже).

Оформление класса и атрибутика: политические карты Европы XIV и XV веков; телевизор, диск с записью полотен известных художников и архитектурных памятников средневековья, 7 ярких шелковых лент длиной 2 метра, скотч для приклеивания лент к полу, картонные медали на ленточках, магнитофон. Изготовляются протоколы с названием конкурсов, местами для текущих оценок и итоговый протокол для общей суммы баллов, по которой определяются места команд. Чтобы в конкурсах принимало участие возможно большее количество учеников, каждый ученик может участвовать не более чем в двух конкурсах. Кроме того, ученики, не участвующие в конкурсах, могут вносить добавления к ответам конкурсантов или указывать на допущенные ими ошибки. За несколько дней до проведения урока каждая команда выбирает себе капитана (магистра), который после совместного обсуждения составляет команды, участвующие в различных конкурсах (название конкурсов с объяснением, что каждое название подразумевает, должно быть известно классу за неделю до урока). Судейство соревнований доверяется заранее назначенным герольдам (по одному из каждой команды), с которыми за несколько дней до урока проводится судейский семинар-практикум. Герольды предупреждаются, что объективность судейства будет оцениваться как знание ими учебного материала. Герольды изготовляют для себя соответствующие шляпы и воротники. У каждого герольда должно быть пять табличек с цифрами от 1-го до 5-ти, прикрепленных к небольшим палочкам. Чтобы исключить судейские ошибки, учитель после каждого ответа участников соревнований обращается к классу, спрашивая, не были ли допущены при ответах какие-либо неточности. Более удобный вариант, когда к судейству приглашаются ученики старших классов или свободные от уроков учителя. Для подсчета баллов, заполнения протоколов и итоговой таблицы назначается счетная комиссия из двух человек.

Данный урок можно проводить и после занятий, во внеурочное время, между командами нескольких параллельных классов.

Содержание урока (план-конспект)

Вводная часть (2 мин).

Учитель: Сегодня мы погружаемся в глубины средних веков. Вы пробираетесь сквозь интереснейшие события, участвуете в рыцарских турнирах и походах, вспоминаете, как жили люди в те далекие времена. Каждая команда покажет свои знания, и будет стремиться к победе, завоеванной в благородной борьбе.

Основная часть (35 мин).

Герольд: Начинается первый турнир – "Вперёд по карте, событиям и датам!" ( На полу, вдоль доски, заранее приклеена скотчем дорожка с параллельными шёлковыми лентами. Расстояние между лентами примерно 70 см).

Первое задание. Из какой страны я пришел на турнир.

Из каждой команды вызываются по одному "рыцарю", в соответствующих одеждах (плащи, шляпы, воротнички). "Рыцари" приветствуют друг друга и выстраиваются у первой ленточки.

Вышедшие рыцари участвуют во всех заданиях, не заменяясь другими учениками.

Учитель: Благородный итальянский рыцарь! Покажи на карте и поведай нам, из какой страны ты приехал. ("Рыцарь" подходит к карте и показывает свою страну. Надо рассказать о географическом положении страны). После каждого ответа рыцаря по заданию, учитель обращается к классу, спрашивая,- есть ли у кого-нибудь уточнения или добавления. Ученик, сделавший правильное добавление, получает медаль. Герольды по команде учителя: "Приготовить оценки! Показать!" поднимают соответствующие таблички. Высшая и низшая оценки отбрасываются. Выставляется средняя оценка. Например: "3" – "4" – "5". Выставляется оценка "4". Или: "2"– "5" – "5". Выставляется оценка "5. Если учитель видит, что одна из оценок не объективна, он просит герольда обосновать своё мнение.

При правильном выполнении задания, "рыцарь" становится на первую ступень (лента). Затем в конкурсе участвуют два оставшихся "рыцаря". Учитель поздравляет "рыцарей" с первым успехом. По той же схеме проводятся и остальные задания.

Второе задание этим же рыцарям: "Вперёд по датам!" Возможные вопросы:

  1. В каком году был отстранен от власти последний римский император? (476 г)
  2. В каком году Карл Великий стал императором? (800 г.)
  3. В каком году начался первый крестовый поход? (1096 г.)

Третье задание. В глубины истории

  1. Какое знаменательное событие произошло во Франции в 1302 году? (Образование Генеральных штатов)
  2. Какую роль сыграл 1453 год в судьбе Византии? (Византия прекратила своё существование).
  3. Какое знаменательное событие для арабов произошло в 622 году? (Бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, положившее начало мусульманскому летоисчислению).

Четвертое задание. Путешествие по карте.

  1. Покажите на карте границы Римской империи Карла Великого. Кратко прокомментируйте его завоевания
  2. Покажите на карте завоевания норманнов
  3. Покажите на карте завоевания византийского императора Юстиниана

Пятое задание. В мир прекрасного.

  1. Назовите один из известных памятников архитектуры средневековья
  2. Кто написал портрет Моны Лизы (Джоконды)?
  3. Кто изваял скульптуру Давида?

Шестое задание. Люди трудятся

  1. Какой тип хозяйства преобладал в средние века?
  2. Как назывались в средние века объединения по профессиям?
  3. Как называлась отработка крестьян на полях своего хозяина?

Седьмое задание Титулы в средние века.

  1. Кто стоял выше на геральдической лестнице – герцог или барон?
  2. Назовите высший церковный сан в средневековой Европе.
  3. Какой титул был у правителя Персии?

Герольды подводят итоги турнира: за переход каждой ленточки команде дается одно очко. За первое место участнику турнира выставляется в классный журнал оценка "пять", за второе место – "четыре". "Тройки" на данном уроке не выставляются. Ученики, сделавшие правильные добавления или уточнения, награждаются медалью. Ученику, получившему две и более медали, выставляется оценка "пять". Получившему одну медаль, оценка "четыре".

На проведение этого турнира отводится 10 минут.

Второй тур. Связь событий, имён, понятий.

Каждой команде предлагается составить 6 пар, связанных по смыслу слов, из предложенных событий, имён, понятий. Для проведения состязания вызывается по два "рыцаря" от команды. Они садятся в своих рядах за первые свободные столы. Учитель прикрепляет скотчем к доске большой лист, на котором крупно написаны слова, из которых следует составить пары содержательных понятий. Например: Рафаэль, Тициан, Сикстинская мадонна. Если кто-нибудь из учеников, не занятых в конкурсе, попытается подсказать ответ, с команды подсказавших снимается один балл. Через 3 минуты листки сдаются учителю, который поочередно зачитывает каждую работу. После прочтения каждой пары слов учитель спрашивает класс, правильно ли они соединены. Количество правильно записанных ответов соответствует количеству набранных очков.

Заданные слова: 1. Крестовые походы. 2. Мухаммед. 3. Карл Великий. 4. Джихард. 5. Пипин Короткий. 6. Франки. 7. Вильгельм Завоеватель. 8. Фридрих Барбаросса. 9. Чингисхан. 10. Норманны. 11. Каролингское возрождение. 12. Юрта.

Ответы: 1-8, 2-4, 3-11, 5-6, 7-10, 9-12.

На выполнение задания дается 6 минут.

Третий тур. Кто автор знаменитых полотен?

На экране поочередно проецируются полотна знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения (6 картин): Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. За первые столы в каждом ряду садятся по два "рыцаря". Они, посоветовавшись, записывают на листке имена авторов проецируемых произведений искусства. По истечении заданного времени, листки сдаются учителю. На экран снова проецируется первая картина. Учитель поочередно зачитывает ответы каждой команды и спрашивает класс, не допустили ли "рыцари" ошибки. Ученику, указавшему на ошибку, вручается медаль. Команда, ответившая правильно, зарабатывает очко. Места команд определяются по количеству правильных ответов.

На выполнение задания даётся 4 минуты.

Четвертый тур. Объяснить причинно-следственные связи исторических событий.

Командам, сидящим по своим рядам, поочередно задаются по одному вопросу. После минутного коллективного обсуждения, представитель команды дает развернутый ответ. Представители других команд могут дополнить ответ. Ученик, давший правильное дополнение получает медаль.

Затем вопросы задаются ещё два раза, и герольды выставляют каждой команде оценку за весь конкурс.

Предлагаемые понятия: Реконкиста. Гуситские войны. Географические открытия. На выполнение задания дается 6 минут. Например: "Реконкиста". Ответ: Причина реконкисты – усиление влияние католической церкви в южных областях Испании и расширение рыцарями своих владений. Результатом реконкисты установление королевской власти и христианской церкви на всем Пиренейском полуостров!

Время проведения конкурса – 8 минут.

Пятый тур. Вопросы – ответы.

К доске выходят по два рыцаря из каждой команды. Противоположные команды поочередно задают рыцарям вопрос по истории средних веков. Вопросы команды готовят заранее, посоветовавшись с учителем, так как вопросы должны предполагать конкретные и короткие ответы. Например: Какой настольной игрой должны были владеть все рыцари?

На подготовку ответа двум рыцарям дается 30 секунд. Если ответ неправильный, задавшая вопрос команда дает правильный ответ. После того как рыцари ответили на первый вопрос, им задаются ещё два. За каждый правильный ответ рыцари получают одно очко.

На проведение конкурса дается 6 минут.

После каждого турнира герольды подсчитывают баллы, записывают их в свои протоколы и заносят в Итоговую таблицу, вывешенную на стене. Места команд определяются по наибольшей сумме набранных баллов.

Итоговая таблица

Название команд 1-й турнир 2-й турнир 3-й турнир 4-й Турнир 5-й турнир Сумма баллов Место
Германские рыцари 4 5 3 5 5 22  
Итальянские рыц-и              
Французские рыц-и              
               

Методические рекомендации. Необходимо очень тщательно следить за временем проведения каждого конкурса, иначе можно не уложиться в отведенные для урока 45 минут. Если учитель видит, что конкурсы затягиваются, один или два конкурса придется по ходу соревнований исключить. Надо иметь в виду, что в процессе соревнований могут возникнуть споры между учениками, могут найтись недовольные баллами, полученными командой, или не согласные с ответами конкурсантов. Поэтому учителю надо оставить 3-4 резервные минуты для улаживания возникающих недоразумений, объясняя правомерность выставляемых герольдами баллов. Если резервное время не использовано, его отводят перед подведением итогов урока для выслушивания мнения учеников о проведенных соревнованиях

Может случиться, что в непривычной обстановке урока, кто-нибудь из конкурсантов, смутившись, не может подобрать для ответа нужные слова, хотя видно, что ответ он знает. В этом случае учитель должен помочь ученику правильно сформулировать свою мысль.

Надо напомнить ученикам, что соревнования – это своеобразный урок, и как на всяком уроке желающие внести дополнения или уточнения в ответы конкурсантов, должны поднимать руки и выступать только с разрешения учителя. Даже правильные выкрики с места нетерпеливых учеников учитываться не будут. Ученики, заработавшие медали, награждаются под аплодисменты класса учителем сразу после своего выступления.

На подведение итогов урока учитель оставляет 3-4 минуты, отмечая лучших конкурсантов и медалистов, и объявляет оценки, полученные учениками. Оценки в процессе соревнований удобнее записывать на листке, а после урока перенести их в классный журнал.

Краткие замечания по проведению викторины

  1. Планируя проведение урока как повторение пройденного материала, используя для этого соревнования и викторины, надо четко представлять себе конечную цель такого мероприятия. Конечно, уповать на то, что после предлагаемого урока все ученики проявят глубокий интерес к истории вряд ли стоит. Но не навязчиво предложить ученикам самостоятельно повторить пройденный материал, еще раз "пропутешествовать" по картам, осмыслить знакомые события – задача вполне реальная, не исключающая проявления интереса к предмету.
  2. К игровому уроку надо тщательно готовиться, не упуская мелочей: продумать оформление класса, проверить все ли необходимое для проведения урока есть в наличии.
  3. За неделю до проведения урока надо подробно объяснить ученикам содержание и форму его проведения, рассказать на какую тему будут проходить конкурсы. Особо надо остановиться на требованиях, предъявляемых к ответам на вопросы и на системе выставления оценок.
  4. Каждая команда (сидящие в своих рядах ученики) должны еще до урока самостоятельно определить, кто и в каких конкурсах будет выступать. В противном случае на уроке могут возникнуть споры между желающими выступать в одних конкурсах и не желающими выступать в других. Руководить выходами учеников на конкурсы должен капитан команды (магистр).
  5. Учителю требуется контролировать время проведения конкурсов по своему плану-конспекту, следя, чтобы между конкурсами не было длительных простоев. Если учитель видит, что проведение конкурсов затягивается, один или два конкурса придется из урока исключить. Надо запланировать резервное время на непредвидимые обстоятельства - урегулирование споров между учениками, не согласных с ответами конкурсантов или выставляемыми оценками. Не использованное резервное время отводится на обсуждение урока учениками.
  6. Подведение итогов урока должно происходить эмоционально, без особых акцентов на неудачах отдельных конкурсантов, но с похвалой особо отличившихся учеников.