Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Разделы: История и обществознание


“… Без истории теперь, как и во всякое
переходное время, нет спасения”.
(В. О. Ключевский.)

Актуальность темы обусловлено тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственным и успешным? Как формировать терпимость людей друг к другу?

Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом.

Изучение истории, таким образом, требует от преподавателя и школьников согласованной совместной работы.

Поэтому сегодня школа – одно из главных мест воздействия на личность учащегося. Самый эффективный путь – воспитание на живых, ярких, близких уму и сердцу примерах.

Как много ещё есть подростков, которые ничего не знают об истории родного края. Но только ли их в этом вина? Между тем академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”.

Историческое краеведение

Любовь и интерес к малой родине живет в каждом ребенке, поэтому краеведение - важный элемент в воспитании молодежи, которым должны быть охвачены все учащиеся на каждом уроке и во внеурочной деятельности, невозможно переоценить влияние на ребенка повседневного окружения: родного города, людей, живущих рядом, культуры малой родины, ее традиций, прошлого и настоящего.

'Эту задачу помогает осуществить национально- региональный компонент. Он включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное (национальное, природное, культурно- историческое, социально-экологическое) своеобразие территории, на которой живут и учатся ребята.

В нашей школе год назад под моим руководством был создан клуб “Поиск”. Его задача - поиск материалов об учителях-ветеранах. Итоги этой работы оформятся в книгу “И каждый шаг ваш - трудный поиск. История учительства в нашем городе”.

Весной у нас прошла встреча с бывшими учителями нашей школы, где они делились воспоминаниями о школе их времени, впечатлениями о школе сегодняшней, рассказывали о первых шагах школьного образования в нашем крае.

Дать каждому человеку деятельность, которая наполняла его душу и могла бы наполнять ее вечно, - вот истинная цель образования по тому, что цель эта -сама жизнь. Преподаватель - носитель и транслятор нравственных ценностей.

Если знания имеют для человека личностный смысл, наполняют его внутренний мир, образуют новую культурную составляющую, то можно говорить об их гуманитарной основе. Сами по себе знания гуманитарными не являются, они или становятся, входя в духовный мир каждого из нас.

Основной принцип гуманизации образования можно подать в форме обращения обучающегося к своему педагогу: “Помоги мне осознать это самому”.

Объектом изучения юных школьников становится родная школа, традиции национальной культуры, близкое им и родное

Каждому подростку необходимо самому сделать открытие. Это наше народное кредо. А задача педагога - поддержать эту попытку, дать в руки учащегося - умения исследовать и пройти со своим воспитанником путь познания, начиная с наблюдения и заканчивая постановкой новой проблемы. Для этого провожу часы-консультации, так как учащиеся 9-11 классов считают, что занятия в клубе помогают, лучше подготовится к вступительным экзаменам по истории в вузы, другими движет интерес, желание узнать , как жили россияне в разные времена; одна девушка написала, что хочет привести все знания в систему. Интерес к конкретной исторической теме, некоторые просят помочь им в определении темы для исторического поиска. Поскольку мотивация у ребят разная, то и строить работу с ними пришлось в различных формах: лекции, семинары, научные конференции, учитывая интерес каждого. Лекции учителя, сообщения знатоков-учащихся с последующим обсуждением, и встречи с учеными-историками и интересными людьми; участие в практических занятиях. Занятия превращались из монолога в диалог. Шел процесс взаимообучения и самообучения: ораторскому искусству, умению задавать вопросы, ставить проблему, отвечать на вопросы, кратко и интересно излагать мысли, слушать и возражать.

Исследовательская работа.

I этап: определение темы исследования.

II этап: общий инструктаж по сбору нужной информации.

III этап: подготовка к докладу на конференции.

Однако интерес к истории, желание как можно больше узнать о прошлом страны, своего края, несомненно возросли. Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов. Исследовательская работа увлекает и меня, и моих учеников.

Но вряд ли справились бы с поставленными задачами, если б не помощь научных сотрудников музея, их консультации. У каждого ученика - два научных руководителя - сотрудник музея и учитель. Такое сотрудничество с музеем дает хорошие результаты, в нем я вижу один из путей формирования научно-исследовательских умений и навыков учащихся.

Каждый из детей индивидуально работает над своей темой исследования по истории школы, края.

Реальный продукт - исследовательский реферат-сочинение для участия в районной краеведческой и школьной научно-практической конференции, для создания исторического музея школы. Например, “Геральдика Кораблинского района” Савиловой Алины и Хрошиной Екатерины, “Кораблинский район в древности” Бородиной Светланы, “Наши меценаты” Лыкиной Кристинины, “Ибердский Александро-Невский Софрониев монастырь” Подусовой Татьяны и Шараповой Надежды, “Город Кораблино и Кораблинский район” Штурюкиной Ирины, “Мой город и я” Кабановой Кати, “Основатель зеленого чуда” Филатовой Людмилы, “Успенский собор” Ивановой Екатерины и т.д.

Значительное место в воспитании и образовании отвожу культурологическому аспекту.

В практику на протяжении десятилетия внедряется региональный компонент, и отсюда выросла творческая активность учащихся. У нас в школе создан краеведческий уголок, проходят выставки, сохранившихся старинных изделий, на образцах и технике которых педагог учит молодое поколение искусству народного промысла. Пример, урок-экскурсия “Народные промыслы Рязанской области”, “Русский быт наших предков”. Стали традиционными выставки декоративно -прикладного творчества, например, “История родного края глазами детей”.

Национальным сокровищем и достоянием не только нашего края, но и всей России являются имена М.Д. Скобелева, К.Э. Циолковского, Б.Б. Семенова-Тянь-Шанского, В.М. Головина, Я.Б. Полонского и другие. В их достопамятных деяниях, мы, потомки, можем найти опору и утешение, добрый пример для подражания, откровение своего собственного духовно-нравственного пути.

Это все родословное наше древо. Оно уходит корнями в глубь столетий, помогая узнать, кто мы, коснуться благодати отцов наших, почувствовать в себе присутствие как пращуров своих, так и потомков, и увидеть и услышать сердцем и кровью своей, что Русь, Россия - вот она, перед тобой. И она есть ты, а ты есть она.

Большая исследовательская работа проделана в связи с 225-летием Рязанской губернии. Акцент был сделан на изучение материала, активную мыслительную деятельность, которые способствовали рождению новых идей и решений: создание исторических проектов, защита рефератов, заочные викторины; беседы и классные часы для начальной школы и среднего звена; научно-практическая конференция: “Земля - наш общий дом” и посещения (регулярно 1 раз в четверть) районного краеведческого музея; театральное представление “Приглашаем на нашу завалинку”...

Параллельно с этой работой ведется сбор и систематизация материала о родной школе, которая тоже используется как на уроке, так и во внеурочное время.

“Каждый должен оставить в жизни свой след, украсить делами своими ту землю, на которой родился”. (Н. И. Лобачевский).

“История начинается у порога нашей школы” - о первых ее директорах, соросовских учителях; выпускниках нашей школы, участниках локальных войн. Эту работу мы продолжаем, много задумок, школьники увлечены, а это самое главное, т. к. лучше запоминается то, что задевает чувства ...”

Русские народные традиции.

Историю уже затем учить нужно, что она воспитывает из маленького человека большого.

Чтобы выступить перед товарищами о русских народных традициях приходится штудировать горы литературы по истории, русскому фольклору, обрядам. У детей возникает множество вопросов. Книжной грамотности для ответа на них мало, необходимо обращаться к самим людям. Идем к нашему старшему поколению (бабушкам и дедушкам), стараемся поговорить об их родословной, узнать секреты огородничества, послушать старинное песнопение. Весь материал собираем в свой школьный музей. Так у нас появились прялки, самовар, старинные платки, предметы крестьянского быта. Люди дарят рушники, домотканые половики, подзоры и др. Самым удивительным подарком стал орден “Красной Звезды” за битву на Курской Дуге, который любезно принесла нам дочь и внук (Калякины) умершего ветерана войны со словами: “Пусть у вас живет - все память”.

Лично мой главный учитель и консультант - моя бабушка Анна Демьяновна. Прожив долгую и удивительную жизнь, она учила добру, уважению к богу, природе, людям, жизни и даже смерти. Бабушка всегда говорила: “Если человек добрый - помоги, если худой - промолчи”.

Сегодня в своей педагогической деятельности я передаю бабушкину мудрость своим ученикам. Мои дети верят: чтобы вырастить капусту, огурцы, картофель необходимо знать особые слова и молитвы. Мои ребята хорошо знают, что, идя в лес, огород, надо прежде поздороваться с землей и попросить у нее одарить своими плодами.

Я работаю в школе 16 лет и все эти годы не устаю объяснять детям значение русских слов в жизни русского народа. Выросли мои первые ученики, у них появились дети и они стараются называть их в соответствии с православным календарем и отечественной традицией.

В 3-4 классах предлагаю тему: “Что в имени твоем?”. В нашей школе уже традиция: взрослые сообщают детям возможно более обстоятельно семейную родословную, по словарю имен и фамилий узнаем, какие великие люди страны носили те же фамилии, делаем все, что можно, чтобы пробудить у ребят интерес к своим корням, к истории родной местности.

Два года, дети, с нетерпением ждут праздника Рождества Христова. Накануне жители ставят на свои подоконники, зажженные свечки, приглашая этим к себе колядок.

Весь месяц с детьми мы учим колядки, песни, конструируем маски. Вся подготовка проходит весело, дети делятся на группы, договариваются, на какие улицы пойдут колядовать. А седьмого января отправляются по домам.

На старый Новый год повторяется, а на Крещение девочки с усердием гадают. Предшествовал всему этому семейный праздник “Рождественские встречи”. К этому торжеству дети готовились вместе со своими родителями. Приятно было видеть сияющие глаза детей, гордость родителей, когда в конкурсах частушек, гаданий побеждала та или иная семья.

Работая по теме “Введение ребенка в мир народной культуры”, стараемся не пропустить ни один народный праздник. Думаем также в следующем году провести фестиваль народной песни.

С конца января начинаем подготовку к масленице. Это особый день в нашей школе. Есть у нас самая лучшая мастерица по приготовлению блинов. Масленицу празднуем всей школой. А потом по местному телевидению показывают о нас передачи.

Но многое сегодня убеждает: приобщая ребенка к православной культуре, мы получаем дополнительный резерв для воспитания у него гуманизма, уважительного отношения к своему народу, его национальной культуре. Религия присутствует в жизни людей не только в форме соблюдения различных церковных предписаний. Она буквально вживлена в обычную повседневность. И наше воздействие с церковнослужителями создает дополнительные возможности для духовного развития юных учеников. Бывая в церквях, дети видят там особый интерьер, который тоже является частью народной культуры.

События отечественной истории более близки и доступны детям. На мой взгляд, сведения о праздниках, обрядах и обычаях русского народа способствуют развитию интереса к отечественной истории, бережного отношения к историческим памятникам, стремление ближе познакомиться с историей своего народа, воспитанию гордости за свою Родину, свой народ, его язык и культуру. В VI-IX классах провожу обзорные темы: “Прелесть русского фольклора”, “О шутах и скоморохах”, “Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить” и другие. “Земледельческие праздники” (время отдыха после труда в поле, знакомство с перечным земледельческих дней, обычаями и обрядами в этот период). “Порядки, характер и обычай русского народа” (как появились напитки и вина на Руси; отношение богатых людей, царей к хмельному. “В чужой монастырь со своим уставом - не суйся”. “Подчивать велено, а неволить - грех”). “Образ домашней жизни” (украшение домов, домашняя мебель, хранение домашних вещей, русская одежда). “Русская деревня: жизнь, быт традиции”.

Тем самым приобщаю школьников к важнейшим общечеловеческим нравственным ценностям, воспитанию у них сострадания, уважительное отношение к культуре, языку, религиозным убеждениям людей. Школьники должны получить конкретное представление о человеке того или иного времени, о том, как он выглядел, чем занимался, каков был круг его повседневных забот и дел.

Для подготовки учащихся к ролевым играм и участию в них применяю в VI -IX классах задания на составление рассказов от первого лица об исторических событиях, личностях, объектов от имени их участника: участник праздника (“святок”), жизнь крестьянина до Пасхи, купец с Петровских торгов и т. д.

На уроках повторения, заключительных уроках в V, VIII классах предлагаю следующее задание: современные писатели-фантасты выдвигают идеи создание в будущем хронолета (“хронос” - время) - летательного аппарата, способного перенести человека в любую страну и эпоху. Представьте, что у вас есть возможность отправиться на “хронолете” в любую страну. Составьте программу полета:

1. Укажите век (год), в котором вам хотелось бы перенестись.

2. Назовите страну (эпоху), в которую вы хотели бы находиться.

3. Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться в период путешествия:

  • Современного человека (ученого-историка, ученика, писателя, искусствоведа и т. д.).
  • Представителя эпохи (крестьянина, купца - путешественника, владельца замка, поместья, ученого, живописца, писателя и т. д.).

4. Обоснуйте ваш выбор века (года), страны (эпохи) и роли.

5. Определите цель вашего путешествия.

По окончании “полета” составьте рассказ - ответ об увиденном.

В зависимости от цели путешествия в отчет можно включить описание внешнего вида людей, их орудий труда, оружия, их быт, праздники, обряды, с которыми удалось встретиться в период путешествия; а также ваши беседы (диалоги) с людьми этой эпохи.

Как правило, ученики с интересом воспринимают подобные задания. Но у некоторых учащихся не сформированы исторические представления об изучаемых событиях, явлениях, личностях. Поэтому следует большее внимание уделить использованию приемов и средств конкретизации при изучении исторического материала.

Например, для подготовки к игре применить можно такой прием, как “оживления” учебной иллюстрации учебника “Предметы клада из Старой Рязани XII - XIII веков”. Постарайтесь озвучить эти иллюстрации, т.е. Представить, что вы украшения надели, на какой праздник собираетесь, кто вы (к какому сословию себя отнесете (классу)) и т.д. Такие задания применяются как опережающие и предлагаются 2-3 учащимся. Но эти задания требуют самостоятельной домашней подготовки - работы с текстом учебника, его иллюстрациями и дополнительной литературой (Например, “Наш край в XIII в.”.

Использование указанных приемов и заданий позволяет школьникам представить людей - главных действующих лиц истории.

Советские психологи и педагоги (В. Сухомлинский, Д.Эльконин, С. Д. Шевченко и другие) отмечали, что использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллект и эмоциональную сферу учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед ними в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд и т. д.

История - это целенаправленная деятельность конкретных людей с их взглядами, чувствами, убеждениями. В жизни человеческого общества каждый из нас является активным действующим лицом, играет свою социальную роль, совершает целенаправленные действия.