“Сохранение и распространение духовных ценностей”.
Цели:
– подвести итоги изучения темы, определив различные виды деятельности в духовной сфере;
– формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску и анализу обществоведческих проблем;
– формирование навыков самостоятельной творческой работы учащихся;
– формирование понятий “духовные ценности” и “духовный мир личности”;
– нравственное воспитание.
Оборудование:
– тематические видеозаписи;
– мультимедийные энциклопедии “Эрмитаж. Искусство Западной Европы” и “Лувр. Большая Энциклопедия Живописи”;
– раздаточные материалы (выдержки из периодической печати).
Эпиграф:
“Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни”. Л.Н. Толстой.
План урока.
Зачётное собеседование по теме: “Сохранение и распространение духовных ценностей”.
Вопросы.
I. Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей.
II. Роль библиотек в жизни человека.
III. Школа в нашей жизни.
IV. Зачем нужны архивы?
V. Роль СМИ в формировании духовной культуры человека.
Каждому присутствующему раздаётся рейтинг оценки работы учащихся, который зачитывается учителем перед началом работы. (См. Приложение 1) В ходе работы каждый из участников может набрать от 5 до 7 баллов (эквивалентно оценке “отлично”) и 3-4 балла (эквивалентно оценке “хорошо”).
Учитель: Приступаем к работе.
Класс заранее поделён на творческие группы. Каждая из них получила собственное задание, в течение 2-х недель готовилась и сегодня предлагает нам своё видение проблемы.
Группа 1. Задание.
1. Проанализировать работу (функции) городского краеведческого музея.
2. Дать обоснованный ответ на вопрос, нужны ли музеи в школах.
3. На собственных впечатлениях и материалах дополнительных источников (энциклопедии “Эрмитаж”, репродукций и фотографий) сформулировать вывод.
Следует выступление группы.
Учащиеся рассказывают о том, что узнали о музеях. Музей – “хранилище реликвий” (вьетнамский термин). Сегодня в мире их насчитывается свыше 12 тысяч. Музей – это не только собрание ценностей, но и экспозиции, выставки, экскурсии. Миллионы людей ежегодно пополняют свои знания, посещая музеи. Конечно, жителям небольшого городка сложно побывать в Лувре или Эрмитаже. Но даже это сегодня возможно с помощью компьютерных технологий.Ученик демонстрирует, как можно с помощью “мышки” путешествовать по залам Эрмитажа. Участники группы посетили городской краеведческий музей и зал истории школы, о чём также представили отчёт.
Вывод группы: музеи многообразны по своему профилю и являются не только хранилищем ценностей, но и ведут большую просветительскую работу по распространению духовных ценностей.
Учитель: Подводя итоги, можно отметить, что музеи ведут большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в них проводится множество экскурсий.
Ну а если посещение “Эрмитажа”, “Лувра” для нас – мечта, то рядом есть прекрасные места.
Учитель обращает внимание на раскладной стенд “Путешествия по родному краю”.
Группа 2. Задание.
1. Взять интервью у директора ЦБС, опираясь на нижеследующие вопросы.
А. Что такое ЦБС?
Б. Что такое библиотека?
В. Нужны ли библиотеки сегодня, когда каждая семья в состоянии купить в книжном магазине любую книгу, собрать свою собственную, домашнюю библиотеку?
Г. Что нужно знать, чтобы пользоваться библиотекой?
Д. Расскажите о людях, работающих в библиотеке.
Е. Как стать библиотекарем? Какие ещё специалисты работают в библиотеке?
2. Сделать вывод о роли библиотеки в нашей жизни.
В своём выступлении группа использует видеозапись интервью, которое они провели с работниками библиотеки.
Выполняя задание, группа посетила библиотеку и побеседовала с её сотрудниками.Впервые библиотека возникла в VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанапала и состояла из глиняных “книг”. В наши дни подобное учреждение является главным центром культуры в городе. Сеть библиотек громадна. В городской библиотеке несколько залов, а работники библиотечной системы с удовольствием приходят в гости в школы города с презентациями новинок литературы. Среди читателей много школьников. Самая крупная библиотека нашей страны расположена в Москве. Она называется Российская государственная, и там хранятся книги на многих языках мира.
Учитель: Итак, книга в нашей жизни играет огромную роль, а библиотека помогает человеку сохранять и распространять духовные ценности. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телевизионных зрителей, т.е. тех, на кого постоянно воздействуют СМИ.
Проведём практическую работу.
На столах: вырезки из газеты “Труд-7” со статьями “Чем Вас порадовал или огорчил телеэкран на минувшей неделе”, программы телепередач.
Практическая работа.
Учитель: Хорошо известно влияние искусства на формирование убеждений. Но, может быть, не меньшую роль в этом играют произведения так называемой массовой культуры, в частности реклама.
“Всегда любима, всегда с тобой!”
Вопрос: Как вы думаете, о чём это?
Ответ: Это реклама сигарет “Ява”.
А вот это о “дружбе”: “Был бы друг, найдём и досуг”.
Это подпись на бутылке водки рядом с фигурой человека. Причём бутылка изображена в рост человека.
Примеров такого рода рекламы, где человек и вещь как бы поменялись местами, можно привести немало.
Задание I.
Проанализировать приёмы воздействия на психику подобной рекламы. На какие нравственные ценности она ориентирует?
Задание II.
Определить роль СМИ в формировании духовных ценностей, используя:
а) личные впечатления, по схеме:
Что мне нравится / Что мне не нравится
б) рейтинги, составленные специалистами;
в) программы TV.
Учитель: А пока работает эта группа, послушаем группы 3 и 4.
Группа 3. Задание.
1. Провести интервью с учителями, родителями, учащимися, задавая им один вопрос: “Какую роль играет школа в Вашей жизни?”
2. Побывать в роли учителя на уроке и затем представить свои впечатления в виде эссе “Деятельность учителя на уроке”.
3. Сделать выводы о функции школы, опираясь на закон “Об образовании”.
Следует выступление группы.
Школа в жизни каждого человека играет важную роль. Она вносит наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей.Учитель, ведущий по дороге знаний, остаётся в сердцах учеников. Беседы с родителями, знакомыми, сверстниками, анкетирование помогли ребятам чётко обозначить вывод о том, что школа и учитель являются главными хранителями и распространителями духовности. Труд учителя нелёгок. В этом убедились ребята, побывав на уроках в начальных классах.
На уроке прозвучали фрагменты из воспоминаний о школе учеников разных лет.
Учитель: Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в распространение духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.
“Но чтобы дать ученикам искорку знаний, – писал один из известных педагогов, В.А. Сухомлинский, – учителю надо впитать целое море света”.
Группа 4 выясняла, зачем нужны архивы. Ребята побывали в городском архиве, архиве городского музея, заглянули в тайну того, что хранится в домашнем архиве.
О чём же нам рассказал архив?
Следует выступление группы.
Чтобы узнать, что такое “архив”, ученикам этой группы удалось встретиться с работниками городского архива. Архивы – это место хранения документов, как самых древних, так и совсем недавнего времени. Руководитель архива объяснила, как пополняются архивы, и научила ребят, как можно собрать материалы для домашнего архива. Интересно, что во многих домах учащихся хранятся семейные реликвии и фотографии, которые достойны не только места в архиве, но и в музее. По просьбе участников группы одноклассники принесли на урок семейные реликвии. Таким образом, архивы играют важную роль в сохранении культурного наследия.Учитель: Память человеческого сердца помнит многое. А архивы – те островки памяти, которые как из разбитых кусочков складывают в нашей памяти любимый образ.
Группа 5.
Задание было дано ранее.
Заслушиваются результаты практической работы.
Средства массовой информации сегодня собирают самую массовую аудиторию – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей. Именно с помощью СМИ мы можем приобщиться к культурному наследию, ставшим народным достоянием классическим театральным постановкам и кинофильмам, побывать в Эрмитаже, попутешествовать по свету. Но, безусловно, нужно быть требовательными к отбору информации, которую предоставляют СМИ.Учитель: Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки, кинофильмы. Передачи из музеев, концерты воспитывают в нас высокий эстетический вкус. Без особого труда мы, живущие в глубинке, можем прикоснуться к сокровищнице мирового искусства посредством современных информационных технологий. И как ранит нашу душу безвкусие, тиражирование “мыльных опер” и рекламы, которая сегодня заполнила наш экран. Борьбу с этим злом надо вести сообща.
Заключение.
Учитель: Итак, каков же итог нашей работы. Наиболее важное – мы доказали, что создание, сохранение и распространение культурных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей человечества. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ.
Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.
Заканчивая сегодняшний урок, хочется поблагодарить всех за творческую, плодотворную работу.
Оценки выставляются на основании “Листа оценивания дискуссии”.